Библия онлайн. Библия онлайн Был ли павел освобожден из римской тюрьмы

  • Дата: 16.09.2020

В этой главе Павел I. Предсказывает о страшном отступничестве, см. 1-3.

II. Рассматривает вопрос христианской свободы, ст. 4-5.

III. Дает Тимофею несколько указаний, относящихся лично к нему и его учению, а также к тем, кто находился на его попечении, ст. 6 и до конца.

Стихи 1-5 . Мы имеем здесь пророчество об отступлении последнего времени, о чем Павел уже говорил как о явлении, известном среди христиан и ожидаемом ими, в 2 Фес. 2.

I. В конце предыдущей главы было дано изложение тайны благочестия, поэтому в начале этой главы вполне уместно излагается тайна беззакония: Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры... Апостол подразумевает под этим предсказания Духа либо в Ветхом Завете, либо в Новом, либо в том и другом вместе. Пророчество относительно антихриста, так же как и пророчество о Христе, исходит от Духа Святого. В обоих Заветах Дух Святой ясно говорит об общем отступлении от веры во Христа и чистого поклонения Богу. Это будет иметь место в последние времена эпохи христианства, ибо они называются последними днями; в последующие века церкви, ибо тайна беззакония уже начала действовать. Отступят некоторые от веры, или будет отступление от веры. Некоторые, но не все, ибо в самые плохие времена Бог будет иметь Свой верный остаток по избранию благодати. Они отступят от веры, однажды преданной святым (Иуд. 3), то есть от здравого евангельского учения, некогда переданного им. Внимая духам обольстителям, то есть людям, претендующим на водительство Духа Святого, тогда как, в действительности, они не были Им водимы. 1Иоан 4:1: Возлюбленные! не всякому духу верьте, то есть не всякому претендующему на вдохновение от Духа Святого. Заметьте здесь следующее:

1. Одним из величайших примеров отступления (обращения к бесовским учениям, или учениям о бесах) является поклонение святым и ангелам как промежуточным божествам, посредникам между бессмертным Богом и смертным человеком; язычники называли их бесами и поклонялись им как таковым. Теперь к этому пришла римско-католическая церковь; одним из ее первых шагов к великому отступлению было сохранение мощей святых мучеников, воздаяние им божеских почестей, воздвижение в их честь алтарей и сожжение курений, посвящение им изображений и храмов, вознесение молитв и славословий умершим святым. Это не что иное, как поклонение бесам, оживление язычества, образа первого зверя.

2. Орудия, содействующие распространению этого отступления и обольщения.

(1) Обольщение будет осуществляться через лицемерие лжесловесников (говорящих ложь), через агентов сатаны, обольщающих с помощью лжи, вымыслов и претензий на чудеса, ст. 2. Через лицемерие исповедующих веру во Христа и в то же самое время противостоящих Его помазанным служителям и всем Его установлениям. Это относится также к лицемерию тех, кто сожжен в совести своей, то есть полностью отвергших самые элементарные принципы добродетели и нравственной честности. Если бы совесть людей не была сожженной, то они не пользовались бы властью освобождать от присяги ради блага католичества, не могли бы потерять остатки человечности и сострадания и под видом защиты интересов церкви предаваться самой варварской жестокости в борьбе против еретиков.

(2) Другая характерная особенность этих людей – они запрещают вступать в брак, в частности священнослужителям, очень неодобрительно отзываются о браке, хотя он является установлением Божиим. Они также велят воздерживаться от пищи, сводя религию к воздержанию от нее в определенные дни и периоды, с целью господства над совестью людей.

3. В целом, следует заметить:

(1) Отступление последнего времени не должно удивлять нас, потому что оно ясно было предсказано Духом.

(2) Дух есть Бог, иначе Он не мог бы так ясно предвидеть столь отдаленные события, которые для нас являются случайными и непредвиденными, зависящими от нравов, настроений и похотей людей.

(3) Разница между предсказаниями Духа и языческими предвещаниями очень велика: Дух говорит ясно, а предсказания языческих оракулов всегда туманны и неопределенны.

(4) Утешительно знать о том, что не все, а только некоторые будут увлечены этим общим отступлением.

(5) Это обычное явление, когда обманщики и обольстители притязают на водительство Духа, исходя из предположения (в котором все убеждены), что вероятнее всего можно получить признание того, что претендует на происхождение от Духа.

(6) Люди должны ожесточиться, и совесть их должна стать сожженной, прежде чем они смогут отступить от веры и других привлекать на свою сторону.

(7) Когда люди повелевают то, что Бог запрещает, в частности поклонение святым и ангелам и запрещают то, что Бог разрешает и повелевает, например употребление пищи и вступление в брак, то этим самым они обнаруживают свое отступление от веры.

II. Упомянув о лицемерных постах отступников от веры, апостол пользуется случаем, чтобы изложить учение о христианской свободе, дарованной нам Евангелием, - о свободе пользоваться творением Божиим: различия между чистой и нечистой пищей (какие виды животных можно есть и какие нельзя), соблюдавшиеся под законом, теперь уничтожены, мы ничего не должны считать скверным или нечистым, Деян 10:15. Заметьте:

1. Мы должны смотреть на свою пищу как на творение Божие, мы получили ее от Него и поэтому должны пользоваться ею ради Него.

2. Бог предназначал Свои творения особенно для верных и познавших истину, для христиан, имеющих право на них на основании завета, тогда как остальные обладают только обычным правом.

3. То, что Бог сотворил, должно приниматься с благодарением. Мы не должны отвергать дары Божией щедрости и не должны быть щепетильными, делая различия там, где Бог не делает их, но с благодарностью принимать все, признавая власть Бога как Творца их и щедрость Его как их Подателя: Всякое творение Божие хорошо и ничто не предосудительно... ст. 4. Это означает полную свободу от всех различий, установленных в Ветхом завете обрядовым законом, в частности относительно свиного мяса, которое было запрещено есть иудеям, но нам, христианам, разрешено, на основании правила: Ибо все творение Божие хорошо, и далее. Заметьте: творения Божий тогда хороши и вдвойне сладостны для нас, когда они принимаются с благодарением. Потому что освящается словом Божиим и молитвою, ст. 5. Желательно, чтобы все земные блага принимались нами освященными. Они освящаются:

(1) Словом Божиим. Не только его разрешением вкушать всякую пищу без различия, но и обетованием напитать нас пищей, подходящей для нас. Это делает наше употребление земных благ освященным.

(2) Молитвой, благословляющей нашу пищу. Мы должны обращаться к слову Божьему и молитве во всех наших поступках и делах, и тогда все все у нас будет по вере. Заметьте:

Всякое творение Божие, ибо Он создал все. Ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор. Знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною, Пс 49:10,11.

Всякое творение Божие хорошо. Когда Бог обозрел все сотворенное Им, то увидел, что все весьма хорошо, Быт 1:31.

При Божием благословении всякое творение становится полезным для нас; человек живет не хлебом единым, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мат 4:4);

поэтому ничто не следует отвергать.

Мы должны просить Его благословения в молитве и таким образом освящать молитвой принимаемые нами творения.

Стихи 6-16 . Апостол хочет, чтобы Тимофей внушал христианам такие понятия, которые могли бы уберечь их от обольщения иудействующими учителями. Заметьте: верными служителями Иисуса Христа являются те, что усердны в своей работе, не только стремятся ввести новые понятия но и приводить на память братьям то, что они уже приняли и слышали. Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете и утверждены в настоящей истине, 2Пет 1:12. И еще: ...напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл, 2Пет 3:1. И апостол Иуда говорит: Я хочу напомнить вам... Иуд. 5. Как видите, апостолы считали главной частью своего служения напоминать своим слушателям, ибо мы склонны забывать и медлительны в том, чтобы усваивать и запоминать относящееся к божественным вопросам. Питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал. Заметьте:

1. Даже служители нуждаются в том, чтобы возрастать в познании Христа и Его учения: они должны питаться словами веры.

2. Самый лучший для служителя способ возрастать в познании и вере - это напоминать братьям учение; уча других, мы учимся сами.

3. Те, кого учители учат, являются братьями для них, и они должны обращаться с ними как с братьями, ибо служители не должны господствовать над наследием Божиим.

I. Здесь Павел призывает всех, как Тимофея, так и всех остальных, к благочестию: Негодных же и бабьих басней отвращайся... ст. 7, 8. С иудейскими преданиями, каковыми заполнены головы некоторых людей, не следует иметь никакого дела. Но упражняй себя в благочестии, то есть в практической религии. Кто хочет быть благочестивым, тот должен упражнять себя в благочестии, оно требует постоянного упражнения. Довод берется из той пользы, которую приносит благочестие: Ибо телесное упражнение мало полезно, или на малое время. Воздержание от пищи или брака и тому подобное хотя и считаются актами самоотречения и умерщвления плоти, однако сами по себе мало полезны. Какая польза от умерщвления тела, если мы не умерщвляем грех? Заметьте:

1. Через благочестие достигается очень много; оно приносит пользу для всей нашей жизни, ибо имеет обетование жизни настоящей и будущей.

2. Польза от благочестия заключается в данных ему обетованиях, которые касаются и настоящей жизни, но особенно будущей. В Ветхом завете обетования касались, в основном, временных благ, а в Новом - духовных и вечных благословений. Если благочестивые люди и мало имеют благ в этой жизни, то недостаток их будет компенсирован благами будущей жизни.

3. В дни апостола бытовали негодные и бабьи басни, и Тимофей, хотя он и был человеком превосходным, нуждался, тем не менее, в совете: Отвращайся...

4. Недостаточно только отвергать негодные и бабьи басни, но необходимо упражняться в благочестии. Мы должны не только отвергнуть зло, но и научиться делать добро (Ис 1:16,17), должны сделать своей постоянной практикой упражнение в благочестии.

5. Истинно благочестивые ничего не потеряют в конечном счете, что бы ни случилось с теми, кто предается телесным упражнениям, ибо благочестие имеет обетование жизни настоящей и будущей.

II. Ободрение, помогающее нам следовать путем благочестия и упражняться в нем, несмотря на все трудности и разочарования, встречающиеся на этом пути. Апостол сказал (ст. 8), что оно на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей. Но вот вопрос: Восполнит ли польза от него наши утраты? Если нет, то какая же это польза? Однако мы можем быть уверены в пользе благочестия. Павел произносит еще одно верное слово, достойное всякого принятия, - что все наши усилия и потери в служении Христу и труде на ниве Его будут щедро вознаграждены, так что если мы и теряем что-то ради Христа, однако ничего не потеряем из-за Него. Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живого, ст. 10. Заметьте:

1. Благочестивые люди должны трудиться и терпеть поношения; они должны делать добро и в то же время быть готовы терпеть зло. В этом мире нас ожидают труд и скорбь не только как общий удел всех людей, но и как особый удел святых.

2. Те, кто трудится и терпит поношения, служа Богу и трудясь на ниве Его, могут уповать на Бога живого, что не останутся в убытке. Пусть это ободряет их. Мы уповаем на Бога живого. Бог, Который обещает вознаградить нас, есть живой Бог, Он Сам имеет в Себе жизнь вечную и является источником жизни для всех служащих Ему. Сознание этого должно ободрять нас в нашем служении Богу и в страданиях за Него, особенно сознание того, что Он есть Спаситель всех человеков.

(1) В Своем провидении Он защищает человека и продлевает жизнь детей человеческих.

(2) Его благоволение к человечеству в вопросе вечного спасения простирается так далеко, что Он не хочет, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Он не желает смерти грешника. Он есть Спаситель всех людей, ни одного из них Он не обрекает на такое безнадежное положение, как падших ангелов. Итак, если Он Спаситель всех человеков, то из этого можно сделать заключение, что тем более Он вознаградит тех, кто ищет Его и служит Ему. Если Он так благоволит ко всему Своему творению, то тем более позаботится о благополучии тех, кто является новой тварью, кто родился свыше. Он есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных. Спасение, приготовленное Богом для всех верующих, вполне достаточно, для того чтобы вознаградить их за все труды и страдания. Здесь мы видим, что:

Жизнь христианина полна труда и страданий: Мы... трудимся и поношения терпим...

Самое лучшее, на что мы можем рассчитывать в этой жизни, - это терпеть поношения за наши добрые дела, дела веры и труд любви.

Истинные христиане уповают на живого Бога, ибо проклят человек, надеющийся на человека или на что-либо другое, кроме живого Бога, а уповающие на Него никогда не постыдятся. Надейся на Него во всякое время.

Бог есть Спаситель всех людей, так как Он всем дает возможность для спасения. Но особенно Он является Спасителем истинных верующих; следовательно, существует общее и особое спасение.

III. Апостол заканчивает главу наставлениями лично Тимофею.

1. Проповедывать сие и учить, то есть то, чему его сейчас учит Павел. «Повелевай им упражняться в благочестии, учи их тому, что благочестие полезно и что, служа Богу, они служат Тому, Кто поддерживает и защищает их».

2. Вести себя серьезно и благоразумно, чтобы приобрести уважение, несмотря на свою молодость: «Никто да не пренебрегает юностью твоею, то есть никому не давай повода пренебрегать твоею юностью». Никто не будет пренебрегать юностью человека, если он не делает себя достойным пренебрежения своим юношеским легкомыслием и безрассудством. Это может произойти и со старым человеком, и если им пренебрегают, то он должен благодарить за это самого себя.

3. Подкреплять учение добрым примером: ...будь образцом для верных... Заметьте: те, что учат других словом, должны учить и своей жизнью, иначе они будут одной рукой строить, а другой - разрушать построенное. Они должны быть образцом как в слове, так и в житии. Их слово должно быть назидательным, и тогда оно будет образцом для других. Их поведение должно быть строгим, и тоже будет образцом. Они должны быть образцом в любви, в любви к Богу и ко всем добрым людям; образцом в духе, то есть в духовной настроенности, в духовном поклонении; образцом в вере, то есть в исповедании христианской веры, и в чистоте, или целомудрии.

4. Павел обязывает Тимофея усердно учиться: Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением, ст. 13. Несмотря на то что Тимофей был наделен экстраординарными дарами, он должен был пользоваться и ординарными средствами. Возможно, здесь подразумевается общественное чтение Священного Писания: он должен читать и наставлять, то есть читать и объяснять прочитанное, доводить его до понимания слушателей. Он должен объяснять его как путем наставления, так и путем преподавания; он должен учить их, что они должны делать и во что верить. Заметьте:

(1) Служители должны учить тому и повелевать то, чему сами были научены и что им было повелено исполнять. Они должны учить людей соблюдать все, что повелел Христос, Мат 28:20.

(2) Самый лучший способ, каким служитель может избежать пренебрежения к себе, - это учить тому и осуществлять в своей жизни то, чему он сам научен. Если служители не учат, чему должно учить, или поступают совершенно противоположно преподаваемому ими учению, вместо того чтобы быть образцом для верных, то они оказываются в пренебрежении, что и не удивительно, ибо служитель должен быть примером для своей паствы.

(3) Служители, самым наилучшим образом одаренные для своего служения, должны, тем не менее, заботиться о своем обучении, о совершенствовании в познаниях, а также о своем труде; они должны заниматься чтением, наставлением и учением.

5. Он призывает его остерегаться нерадения: Не неради о пребывающем в тебе даровании... ст. 14. Дары Божий увядают, если о них нерадеют. Это предупреждение можно отнести либо к служению, на какое был поставлен Тимофей, либо к тем дарам, какими он был наделен для этого служения. Назначение на служение совершалось естественным путем, а наделение дарами -сверхъестественным. Вероятно, здесь имеется в виду первое, то есть служение, ибо сказано, что оно было дано Тимофею через возложение рук. Обратим внимание на то, каков библейский способ назначения на служение: оно осуществлялось путем возложения рук, причем возложения рук священства (англ. пресвитеров. -Прим. переводчика). Заметьте: Тимофей был поставлен на служение через служителей. Сверхъестественный дар был ниспослан ему, как мы читаем в другом месте, через возложение рук апостола Павла, а на служение он был поставлен через возложение рук пресвитеров. Мы можем отметить здесь:

(1) Служение - это дар, дар Христа; когда Он восшел на высоту, то получил дары для человеков и поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, Еф 4:8,11; и эти дары были чрезвычайно полезны для Его церкви.

(2) Служитель не должен пренебрегать даром, данным ему, будь то дар, подразумеваемый в данном случае, то есть призвание к служению, или одаренность для совершения служения; он не должен пренебрегать ни тем, ни другим.

(3) Хотя в случае Тимофея имело место пророчество (дарование было дано ему по пророчеству), тем не менее оно сопровождалось возложением рук пресвитеров; именно таким путем он был поставлен на служение, и я полагаю, что рукоположение пресвитерами было достаточно правомочным в данном случае, так как апостол Павел не имел, по-видимому, никакого отношения к рукоположению Тимофея на служение. Это верно, что сверхъестественные дары были ниспосланы Тимофею через возложение рук Павла (2Тим 1:6), но что касается назначения его на служение, то даже если Павел и принимал в этом участие, пресвитеры при этом не были исключены, ибо они особо упоминаются. Из этого можно заключить, что пресвитеры имеют полное право рукополагать служителей.

6. Приняв вверенное ему служение, Тимофей должен всецело посвятить себя ему, пребывать в нем: «Всецело отдайся ему, дабы успех твой для всех был очевиден». Он был достаточно мудрым, знающим человеком, однако нуждался в том, чтобы более преуспевать, чтобы всем было очевидно его совершенствование в познании. Заметьте:

(1) Служители должны много размышлять (заботиться, в русском тексте: о сем заботься). Они должны заранее думать о том, что и как им говорить. Они должны размышлять об огромной ответственности, возложенной на них, о достоинстве и ценности бессмертных душ и о том, что они должны будут дать отчет за них.

(2) Служители должны предать себя этому, размышлять об этом как о главной задаче и главном деле своей жизни: ...всем пребывай (англ. - предай себя всецело этому. - Прим. переводчика).

(3) И тогда их успех будет очевиден во всем и для всех; таков путь к преуспеванию в познании и благодати и в полезности для других.

7. Павел настоятельно советует ему быть предельно бдительным: «Вникай в себя и в учение, наблюдай за тем, что ты проповедуешь, занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя». Заметьте:

(1) Служители заняты спасением душ, и это доброе дело.

(2) Служитель в первую очередь должен заботиться о своем спасении: «Спасай прежде всего себя, тогда ты сможешь быть орудием спасения слушающих тебя».

(3) В своей проповеди служитель должен ставить своей целью, после спасения своей собственной души, спасение слушающих его.

(4) Самый лучший способ достижения той и другой цели - вникать в себя, наблюдать за собою.

Но люди скоро заметили, что, хотя это и личные послания, хотя они и носят частный характер, они, не смотря на это, имеют большое значение как для всех людей, так и для всех эпох. В 1 Тим. 3, 15 указана цель, с которой они были написаны. Они были написаны Тимофею, «чтобы ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины». Таким образом, люди увидели, что эти послания имели значение не только для их адресатов, но, и общедуховное, церковное значение. В Мураториевом каноне об этих посланиях далее сказано, что, хотя это и личные послания, написанные из личной привязанности, «они все же освящены почтением Церкви и значением, которое они приобрели в деле церковного воспитания». Тертуллиан сказал в свое время, что Павел написал два письма Тимофею и одно Титу, содержанием которых является структура и положение Церкви. Неудивительно поэтому, что первоначально этим посланиям было дано название Пастырские, Епископские.

Пастырские послания

Но со временем эти послания получили название, под которым они известны еще и сегодня — Пастырские Послания. Фома Аквинский еще в 1274 году писал о Первом послании к Тимофею: «Это послание представляет собой как бы пастырское наставление, данное апостолом Павлом Тимофею». В введении ко Второму посланию к Тимофею Фома Аквинский писал «В Первом послании апостол Павел дает Тимофею наставления, касающиеся устава Церкви, порядка в Церкви; Второе послание посвящено вопросам пастырского попечения оно должно быть столь большим и беззаветным, что пастырь должен пойти, если потребуется на мученическую смерть ради блага своей паствы». Но название Пастырские было дано этим посланиям лишь в 1726 году, когда крупный богослов Пауль Антон, прочитал под этим названием серию знаменитых лекций, посвященных этим посланиям.

Далее в этих посланиях говорится о том, как следует заботиться о пастве Божией и направлять ее, как должны вести себя люди в доме Божием; как следует направлять дом Божий, какими должны быть руководители церкви и церковные пастыри, как бороться за чистоту христианской веры и устранять грозящие ей опасности.

Молодая церковь

Эти послания очень важны для нас еще и потому, что в них мы видим картину молодой Церкви. В тех временах Церковь была островом в море язычества. Члены Церкви сами только что вышли из язычества, или, в лучшем случае, их родители. Было так легко вновь стать язычником и вернуться к прежним языческим нормам жизни, от которых они только что отошли: ведь они жили в насыщенной пороками атмосфере. Интересно также отметить, что, по словам миссионеров, Пастырские послания больше всех других отвечают интересам молодых, зарождающихся Церквей. В Индии, в Африке, в Китае молодые Церкви каждый день встречаются с ситуациями, получившим отражение в Пастырских посланиях. Эти послания никогда не утратят своего интереса, потому что в них мы как нигде более видим те проблемы, с которыми постоянно сталкивается молодая растущая Церковь.

Церковный фон пастырских посланий

Эти послания с самого начала представляли проблему для ученых, изучающих Новый Завет. Многие из них чувствовали, что в том виде, в каком они дошли до нас, они не могли быть написаны апостолом Павлом. Что так люди думали уже давно, показывает тот факт, что бывший язычник Маркион, составивший первый список всех книг Нового Завета, не включил Пастырские послания в число Павловых посланий. Давайте посмотрим, что же заставляло людей сомневаться в том, что их написал Павел.

В Пастырский посланиях перед нами встает картина Церкви с довольно развитой структурой и организацией. Включены в структуре пресвитеры (1 Тим. 5, 17-19; Тит. 1, 5-6), епископы или руководители церкви (1 Тим. 3, 1-7; Тит. 1, 7-16), и также дьяконы (1 Тим. 3, 8-13). Из 1 Тим. 5, 17.18 мы узнаем, что в тех временах пресвитеры уже были церковными содержателями. Достойно начальствующим пресвитерам сугубое честь — вознаграждение. Из 1 Тим. 5, 3-16 узнаем, что в те времена в Церкви уже существовал своего рода орден вдовиц, который приобрел столь важное значение в раннехристианской Церкви несколько позже. Таким образом, мы видим, что в то время Церковь уже имела довольно сложную структуру; как считают некоторые ученые-богословы, даже более сложную, нежели можно было бы ожидать для ранней эпохи зарождения христианской церкви, в которую жил и работал Павел.

Эпоха становления вероучения

Некоторые богословы даже утверждают, будто из этих посланий даже видно, что это была эпоха становления христианского вероучения. Слово вера изменило свое значение. Первоначально это слово всегда означало веру в особу. Вера была высшим единством любви, доверия и повиновения Иисусу Христу. Позже, однако, это слово стало означать веру в вероучение, в доктрину, приверженность этой доктрине. Говорят, что в Пастырских посланиях мы можем наблюдать становление этой перемены.

Позже будут люди, которые отойдут от веры и примкнут к учениям бесовским (1 Тим. 4, 1). Хороший служитель Иисуса Христа должен питаться словами веры и доброго вероучения (1 Тим. 4, 6). Еретики же — это люди, развращенные умом, невежды в вере (2 Тим. 3, 8). Тит должен строго обличать людей, дабы они были здравы в вере (Тит. 1, 13).

Это становится особенно ясным в одном специфическом для Пастырских посланий выражений. Автор послания призывает Тимофея хранить «добрый залог, (вверенный тебе)» (2 Тим. 1, 14). В греческом оригинале употреблено слово паратеке, переведенное в английской Библии как «доверенный тебе» и отсутствующего в русском переводе Библии. Это слово паратеке означало в греческом языке залог, вклад, данный банкиру или другому лицу на сохранение. Паратеке — это, собственно говоря, нечто такое, что должно быть возвращено или передано третьему лицу в совершенно таком же состоянии, без всяких изменений. Другими словами, ударение автор сделал на ортодоксальности. Вместо близких личных отношений к Христу, чем вера была в трепетные, волнующие времена раннехристианской Церкви, вера обратилась в принятие вероучения. Некоторые богословы даже находят в Пастырских посланиях эхо первого кредо веры.

«Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе,

показал Себя Ангелом, проповедан в народах, принят верою в мире,

вознесся во славе» (1 Тим 3,16)

Это действительно звучит как отрывок из кредо веры, «верую», которое нужно было читать наизусть.

«Помни Господа Иисуса Христа, от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему (2 Тим 2, 8)

А это звучит как напоминание предложения из принятого кредо веры.

В Пастырских посланиях, несомненно, есть указания на то, что в то время большое значение придавалось изъявлению кредо веры и что первоначальная пора личных открытий Христа прошла.

Опасная ересь

Совершенно очевидно, что Пастырские послания были написаны в эпоху, когда важное значение приобрела борьба против опасной ереси, угрожавшей благополучию и процветанию христианской Церкви. Если мы выделим все характерные черты этой ереси, то сможем даже определить ее.

Представители этой ереси отличались любовью к умственным спекуляциям. У них возникала масса вопросов (1 Тим. 1, 4); их охватила страсть словопрений и дискуссий (1 Тим. 6, 4), они задавались глупыми и невежественными вопросами (2 Тим 2, 23), Титу рекомендуется уклоняться их глупых рассуждений и вопросов (Тит. 3, 9). Автор послания неоднократно употребляет слово екзетесис, переведенное как состязания, и словопрения, но имеющее значение умозрительные, теоретические рассуждения. Совершенно очевидно, что эта ересь была занятием интеллектуалов, или, точнее, псевдоинтеллектуалов в Церкви.

Сторонники этой ереси отличались, кроме того, гордыней. Еретик горд, хотя он и ничего не знает (1 Тим. 6, 4). Существуют указания на то, что эти интеллектуалы ставили себя выше простых христиан, в сущности, они вполне могли заявить, что полное спасение недоступно пониманию простого человека и открыто лишь им. Иногда в Пастырских посланиях делается ударение на слово все. Спасительная благодать Божия явилась для всех (Тит. 2, 11). Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 4). Интеллектуалы пытались сделать величайшую благодать христианства исключительным достоянием избранного меньшинства; в противовес этому истинная вера подчеркивает всеобъемлющую любовь Божию.

Но и внутри этой ереси были две противоположные тенденции. В ней было, с одной стороны, аскетическое направление. Еретики пытались сделать обязательными для всех особые нормы, регулирующие пищу и еду, забывая, что всякое творение Божие хорошо (1 Тим. 2, 4, 5). Они объявляли многое нечистым, забывая, что для чистых все чисто (Тит. 1, 15). Вполне возможно, что они и на половую жизнь смотрели как на нечто нечистое, принижали брак и даже пытались убедить людей, вступивших в брак, расторгнуть его, ибо в Тит. 2, 4 подчеркивается важность и обязательность первейших обязанностей брачной жизни для христиан.

Иные же еретики, напротив, отличались безнравственностью. Такие еретики даже вторгались в частные дома и обольщали слабых женщин, утопающих в грехах (2 Тим. 3, 6). Они заявляли, будто знают Бога, но отрекались от Него в делах своих (Тит. 1, 16). Они стремились навязать людям свое учение и иметь от этого корысть. Они использовали проповедь благочестия для увеличения своего дохода (1 Тим. 6, 5). Они учили и обманывали в корыстных целях (1 Тит. 1, 11).

Таким образом, эта ересь отличалась аскетизмом, чуждым истинному христианству, а с другой стороны, столь же чуждым христианству безнравственностью.

Этих еретиков характеризовали разговоры, басни и родословные, негодное пустословие (1 Тим. 6, 20). Они бесконечно дискутировали о родословных 1 Тим. 1, 4; Тит, 3, 9, о старых баснях и мифах (1 Тим. 1, 4; Тит. 1, 14).

В определенной степени эти басни, мифы и родословные опирались на иудейский закон. К приверженцам этого закона относились также сторонники обряда обрезания (1 Тит. 1, 10). Эти еретики хотели сами же и учить людей закону (1 Тим. 1, 7). Они навязывали людям старые иудейские басни и нормы закона (Тит. 1, 14).

И, наконец, эти еретики отрицали возможность воскресения тела человеческого. Они утверждали, что воскресение уже было и другого не может быть (2 Тим. 2, 18). Это, возможно, указание на тех, которые утверждали, что христиане переживают лишь духовное воскресение, когда они умирают вместе с Христом и, когда воскресают с Ним в крещении (Рим. 6, 4).

Зарождение гностицизма

Ну, а теперь зададим себе вопрос: существовала ли такая ересь, которой бы все это было свойственно? Да, такая ересь существовала по имени гностицизм. Основная мысль гностиков заключалась в том, что вся материя порочна, дурна и лишь дух — благо. А эта основная мысль вела к определенным следствиям. Гностики считали, что материя так же вечна, как и Бог и поэтому, когда Бог творил мир, Он должен был использовать эту, в сущности, порочную материю. Другими словами, в глазах гностиков Бог не мог быть непосредственным творцом мира. Чтобы иметь возможность прикасаться к этой порочной материи, Он использовал, по мысли гностиков, эманации, излучение так называемых зонов, причем каждый из последующих отстоял от Бога все дальше и дальше предыдущего, до тех пор, пока, наконец, не было создано излучение зонов, которые могли вступить в непосредственный контакт с материей и сотворить мир. Таким образом, между Богом и человеком стоял длинный ряд этих излучений, причем каждое из них имело свое имя и свою родословную, и гностики действительно создавали бесконечные истории и бесконечные родословные. И, если человек, утверждали они, когда-либо хочет прийти к Богу, он должен подняться по этой лестнице излучений. А для этого ему, якобы, нужны особые знания, включая всевозможные пароли для прохождения каждой ступени. Лишь человек, обладающий высоким интеллектом, мог, по их мнению, надеяться овладеть этими знаниями и знать пароли, открывающие путь к Богу.

Далее, рассуждали гностики, если материя совершенно порочна, тело тоже совершенно порочно. Из этого они вновь делали два взаимно противоположных вывода: одни — что тело нужно содержать в жестких аскетических условиях, свести до минимума потребности, особенно половой инстинкт, или вообще искоренить. Другие же утверждали, что, коль скоро тело уже само по себе порочно, не имеет никакого значения, что человек делает с ним или с его инстинктами. Ему вовсе нет нужды сдерживать свои страсти и желания. Поэтому гностики становились либо аскетами, либо мораль вовсе переставала для них существовать.

Ну, а это все очень точно совпадает с положением, получившим отражение в Пастырских посланиях. Гностики отличались интеллектуализмом, интеллектуальным высокомерием, склонностью к мифам и родословным, аскетизмом и аморальностью. Они отказывались верить в возможность воскресения тела. Все это составляло неотъемлемую часть ереси, против которой выступал автор Пастырских посланий.

Мы не отметили еще один аспект ереси, против которой выступал автор посланий — иудаизм и приверженность закону Моисея. Но и это было характерно для эпохи, в которую было написано послание: гностики и иудаисты иногда выступали сообща. Мы уже отмечали, что гностики утверждали, будто для того, чтобы взбираться по лестнице, ведущей к Богу, человеку нужны особые знания, и что, по мнению некоторых из них, характерной чертой добродетельной жизни является строгий и последовательный аскетизм. Ну, а некоторые иудеи утверждали, что именно иудейский закон и иудейские положения о пище и еде обеспечивают людям определенные знания и необходимый аскетизм; и, поэтому, временами, иудаизм и гностицизм выступали единым фронтом.

Таким образом, совершенно очевидно, что Пастырские послания были направлены против ереси, имя которой — гностицизм. Некоторые исследователи-богословы пытались воспользоваться этим для того, чтобы доказать, что Павел не мог написать эти послания, потому что, дескать, гностики возникли лишь много позже эпохи Павла. И действительно, крупные законченные системы гностицизма, связанные с именами Валентина и Василида, возникли лишь во втором столетии. Но Валентин и Василид лишь систематизировали созданное до них. Главные идеи гностицизма носились в воздухе уже в период зарождения раннехристианской Церкви, даже во времена апостола Павла. Нетрудно видеть привлекательность этих идей для некоторых людей и опасность, которую причинило бы христианству их дальнейшее развитие: оно превратилось бы в умозрительную философию и погибло бы. Принимая во внимание гностицизм, Церковь боролась против одной из самых страшных опасностей, когда-либо угрожавших христианской вере.

Язык пастырских посланий

Наиболее важный аргумент, говорящий против Павловского авторства — совершенно очевидный в греческом оригинале, но не столь очевидный в английском переводе. Словарь Пастырских посланий составляет 902 слова, 54 из которых — личные имена; и из этих 902слов — целых 306 никогда не встречаются ни в одном другом из посланий апостола Павла. Другими словами, более 1/3 всех слов из Пастырских посланий не встречаются в других посланиях Павла. Более того, 175 слов из Пастырских посланий вообще не встречаются где-либо еще в Новом Завете, хотя здесь будет уместно отметить, что 50 слов Пастырских посланий встречаются в других посланиях апостола Павла и не встречаются нигде более в Новом Завете.

Далее, даже тогда, когда в Пастырских посланиях и в других посланиях Павла говорится об одних и тех же вещах, сказано это по-разному, с употреблением разных слов и разных оборотов речи для выражения одной и той же идеи.

И, опять же, большинство любимых Павлом слов совершенно отсутствуют в Пастырских посланиях. Слова крест (распятие) — стаурос и распинать — стаурон встречаются 27 раз в других посланиях апостола Павла и ни разу в Пастырских посланиях, а однокоренные слова группы свобода встречаются 29 раз в других посланиях апостола Павла и ни разу в Пастырских посланиях. Хюиос, сын и хиотесиа, усыновление встречаются 46 раз в других посланиях Павла, и ни разу в Пасторских посланиях.

Более того, в греческом языке намного больше таких небольших слов, как частицы и союзы (энклитики), чем в английском. Иногда они изменяют лишь тон или ударение; каждое предложение в греческом языке связывается с предшествующим таким союзом энклитикой или частицей и часто они попросту непереводимы. 112 этих частиц и союзов, которые Павел употребляет в общей сложности в 902 раза в других посланиях, никогда не встречаются в Пастырских посланиях.

Несомненно, все это требует какого-то объяснения. Словарь и стиль Пастырских посланий мешают поверить в то, что их написал Павел, так как он написал другие послания.

Деятельность Павла в период написания пастырских посланий

Но, пожалуй, наибольшая трудность возникает в связи с деятельностью, которой во время написания Пастырских посланий занимался Павел, потому что, насколько мы знаем его жизнь по книге Деяния святых Апостолов, в его жизни не могло быть места для такой деятельности. Совершенно очевидно, что он провел миссионерскую работу на острове Крит (Тит. , 5). И он предполагает провести зиму в Никополе, который находился в Эпире, нынешней Македонии (Тит. 3, 2). Но в жизни Павла, насколько мы ее знаем, не могло быть места на такую миссионерскую работу на Крите, ни на зимовку в Никополе; они попросту не вписываются в его жизнь. Но, может быть, именно это и поможет нам в разрешении всей проблемы.

Может быть, что Павел не освобожден из Римской тюрьмы

Давайте подведем итоги. Мы видели, что по Пастырским посланиям структура и организация Церкви представляется намного более сложными, чем по другим Павловым посланиям. Мы видели, что в них делается такое же ударение на православности, ортодоксальности как и во втором и третьем поколении христиан, когда волнение, связанное с новым духовным откровением заметно улеглось и Церковь постепенно становится общественным институтом. Мы видели также, что Павел выполнял миссию или миссии, которые не вписываются в биографию Павла, известную нам по книге Деяний святых Апостолов. Но Деяния святых Апостолов не дают нам сведений о том, что случилось с Павлом в Риме. Там лишь сказано, что он целых два года жил на положении полу узника, проповедуя Евангелие, причем ему никаких препятствий не чинили (Деян. 28, 30. 31). Но там ничего не сказано о том, чем кончилось это заключение: освобождением Павла или его казнью. Правда, все считают, что это заключение завершилось осуждением и смертью Павла. Но существует также и совсем не незначительная традиция, согласно которой это заключение завершилось освобождением, после чего он два-три года провел на свободе, снова был брошен в тюрьму и казнен в 67 году.

Давайте рассмотрим этот момент, потому что он представляет громадный интерес для нас.

Во-первых, когда Павел находился в тюрьме в Риме, он считал освобождение возможным; складывается впечатление, что он ожидал его. Он писал филиппинцам, что посылает к ним Тимофея и продолжает: «Я уверен в Господе, что и сам скоро приду (к вам)» (Фил. 2, 24). В Послании к Филимону, возвращая сбежавшего Онисима, Павел писал: «А вместе приготовь для меня и помещение; ибо надеюсь, что по молитвам вашим я буду дарован вам» (Флм. 22). Несомненно он ждал освобождения, хотя неизвестно, пришло ли оно.

Во-вторых, давайте вспомним дорогой сердцу Павла план. Перед тем как отправиться в Иерусалим, в путешествие, во время которого он был арестован, Павел писал церкви в Риме, что очень хочет посетить Испанию. «Как только предприму путь в Испанию, — писал Павел, — приду к вам. Ибо надеюсь, что проходя, увижусь с вами» (Рим. 15, 24. 28). Посетил он ее или нет?

Климент Римский в 90 году писал церкви в Коринфе, что Павел проповедовал Евангелие на востоке и на западе; что он учил весь мир (то есть Римскую империю) праведности и что он дошел до края на западе, прежде чем принял мученическую смерть. Что подразумевал Климент Римский под краем (терма) Запада? Многие утверждают, что под этим он имел в виду Рим. Конечно, человек, писавший где-то на востоке, в Малой Азии, мог подразумевать под краем Запада Рим, но ведь Климент Римский писал из Рима, и было бы трудно понять, чтобы для человека, живущего в Риме, краем Запада могло быть что-нибудь иное, чем Испания. Действительно, складывается впечатление, что Климент полагал, что Павел посетил Испанию.

Крупнейшим историком раннехристианской Церкви был Евсевий. В записи к биографии Павла Евсевий пишет: «Лука, написавший Деяния святых Апостолов, завершил свое повествование, сообщив о том, что Павел провел в Риме два года узником, пользуясь, однако, значительной свободой, проповедовал слово Божие без особых стеснений. Поэтому, добившись оправдания, апостол, говорят, был снова послан проповедовать, а вернувшись в этот город во второй раз, принял мученическую смерть» (Евсевий Кесарийский «Церковная хроника», 222. 2). Евсевий ничего не говорит об Испании, но ему было известно предание о том, что Павел был освобожден из своего первого заключения в Риме.

В Мураториевоем каноне, первом списке книг Нового Завета, так охарактеризована модель жизнеописания, использованная евангелистом Лукой при написании книги Деяний святых Апостолов: «Лука сообщил Тимофею все, чему он был свидетелем, а также, в особом месте, сообщает, очевидно, о мученической смерти Павла (он, очевидно, имеет в виду Лук, 22, 31. 32), но он не упоминает путешествия Павла из Рима в Испанию».

В пятом столетии два крупных отца христианской церкви были совершенно уверены в том, что Павел совершил это путешествие В Испанию. Так, Хризостом в своей проповеди к 2 Тим. 4, 20 говорит: «Святой Павел после проживания в Риме отправился в Испанию». Иероним в Книге о знаменитых мужах говорит, что Павел был «отпущен императором Нероном, чтобы проповедовать Евангелие Христово на Западе».

Несомненно в Церкви существовала традиция, согласно которой Павел совершил путешествие в Испанию.

По этому вопросу мы еще и сами должны будем вынести решение. Но одна вещь вызывает у нас сомнения в исторической достоверности этой традиции: в самой Испании нет и никогда не было предания, что Павел работал и проповедовал в Испании, никаких других преданий о нем, никаких связанных с его именем мест. Было бы попросту странно, если бы память о таком посещении совершенно стерлась. Вполне может, однако, быть, что вся история освобождения Павла и его путешествия на запад была попросту выведена из высказанного им намерения посетить Испанию (Рим. 15). Большинство богословов, изучающих Новый Завет, не считают, что Павел был выпущен из заключения; все считают, что он освободился только через смерть.

Павел и пастырские послания

Что же можно сказать о связи Павла с этими посланиями? Если мы примем версию о том, что он был освобожден, вернулся к проповедованию и учению слову Божьему и умер где-то около 67 года, то мы вполне можем допустить, что это он написал их. Если же мы не сможем принять эту версию — и в общем, все говорит против этого — можем ли мы тогда заявить, что они не имеют никакого отношения к Павлу вообще?

Следует помнить о том, что в древнем мире на все это смотрели не так, как у нас. В то время не было ничего дурного в том, если бы кто-то издал от имени своего великого учителя послание, будучи уверенным в том, что в нем изложено то, что этот учитель сказал бы в тех же обстоятельствах. В древнем мире считалось естественным и приличным, что ученик пишет от имени своего учителя. Никто не нашел бы ничего дурного в том, что один из учеников Павла ответил на новое и угрожающее положение, сложившееся в Церкви послание от имени Павла. Считать это подделкой — значит не знать образа мыслей древних. Может быть, говоря так, что мы впадаем в другую крайность и начинаем утверждать, что несколько Павловых учеников написали от его имени эти послания уже после его смерти, в эпоху, когда Церковь имела более сложную организацию и структуру, чем при его жизни?

На наш взгляд — нет. Невероятно, чтобы кто-то из его учеников вложил в уста Павла фразу о том, что он первый из грешников (1 Тим. 1, 15); ведь они скорее стали бы подчеркивать его святость, нежели стали бы говорить о его греховности. Невероятно, чтобы кто-то, обращаясь в письме к Тимофею, стал бы давать ему простой совет пить немного вина ради его здоровья (1 Тим. 5, 23). Все второе послание к Тимофею носит столь личный характер и так наполнено интимными, передающими любовь деталями, что его мог написать только сам Павел.

Ну, так где же сокрыта истина? Вполне может быть, что случилось следующее. Совершенно ясно, что многие Павловы послания были утеряны. Помимо принадлежавших его перу великих посланий он, должно быть, вел и обширную частную переписку, из которой нам известно лишь маленькое письмо к Филимону. Вполне может быть, что в позднейшие времена в распоряжении одного из учителей Церкви оказались отдельные фрагменты переписки Павла. И этот учитель в определенный момент увидел, что его Церковь в Ефесе угрожает опасность со всех сторон: ересь угрожала ей извне и изнутри. Он видел, что ей грозила опасность отойти от своих высоких моральных норм чистоты непорочности и правды, что ее члены опускались, а требования их руководителей вырождались. А в его распоряжении находились послания, в которых затрагивались злободневные для его церкви вопросы, но они были слишком краткими и фрагментарными, чтобы можно было просто опубликовать их в таком виде. И он расширил их, в высшей степени приблизив их к требованиям современной ему ситуации и послал их Церкви.

В Пастырских посланиях мы все еще слышим голос Павла, который очень часто звучит чрезвычайно интимно и лично, но мы полагаем, что своей формой послания обязаны одному из отцов Церкви, призвавшего на помощь Павла в эпоху, когда Церкви нужно было наставление, которое мог дать лишь он.

4:1 Дух же ясно говорит, апостол Павел, как и остальные апостолы, был обладателем святого духа (исполнился духом, Деян.9:17,18; 2Кор.1:21,22), полученного им в дар от Бога через помазание свыше. Именно этот дар свыше помогал всем помазанникам понимать, что именно Бог желает им сказать или – что Он ожидает от них в каких-то обстоятельствах (1Иоан.2:20,27). В данном случае апостол Павел сообщал Тимофею о том, что желает передать Тимофею Бог – через воздействие на Павла дара святого духа:

что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским,

Бог желает, чтобы все ученики Христа знали об отступничестве, которому надлежит прийти в мир христианского вероисповедания. Это явление будет особенно явно выражено в последние времена века сего нечестивого, т. е. - перед самым его концом. Однако и во времена Тимофея собрания уже сталкивались с некоторыми лжеучителями, поэтому апостол Павел должен был преподать уроки распознавания духовных учителей. Он описывал некоторые виды бесовских духовных наставлений для того, чтобы новообращённые имели возможность учиться отличать истинно Божье учение от ложного - по содержимому самих наставлений.

Как видим из слов Павла, за лжеучителями, появляющимися в христианстве, стоят духовные богопротивники: духи-обольстители и бесы, побуждающие некоторых христиан, ещё не окрепших в вере или неискренних, искажать Божьи наставления. Необязательно, что делать это они будут намеренно: духи злобы могут так искусно под видом ангелов «света» побуждать искажать духовные учения и ослеплять, что сами ослеплённые могут даже и не догадываться об этом (2Кор.4:4)

4:2 через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей,
Павел показывает, как действуют духи бесовские: отбирая для себя «учеников», подходящих по своим качествам и дающим место дьяволу через какую-либо нечистоту (например, лицемерствующих, неискренних, бессовестных, Еф.4:27), они манипулируют уловленными по своему усмотрению, побуждая их вносить в собрания разногласия разного рода.
Для дьявола - это обычный способ действия: выдавая себя за Божьих служителей, его приспешники, ведомые духами-обольстителями, внедряются в собрания под видом учителей Божьего слова, вестников «света» (2Кор. 11:13-15)

4:3 запрещающих вступать в брак [и] употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением.
Например, если в собрании склоняли к аскетическому образу жизни и самовольному изнурению плоти, побуждая ради служения Богу держать себя в «чёрном теле» и отказываясь в принципе от естественных потребностей плоти (Кол. 2:20-23) – то такие учителя были не от Бога.

В собраниях, за которыми присматривал Тимофей, скорее всего, увлеклись зарождающимся гностицизмом, отрицающим вообще всё плотское в человеке и признающим только его духовную часть. В результате, суть христианского пути, предусматривающего элементы самоотречения и самопожертвования ради исполнения воли Бога (Мтф.16:24, Лк14:33) -извратили настолько, что даже естество полового влечения и нормального аппетита, данных Богом в дар человеку при его сотворении, стали рассматривать как неудержимое зло, от которого каждому христианину необходимо избавляться.
Путь ревностных лжехристианских гностиков - путь запретов и полного воздержания. В истинном христианстве же - не так.

4:4 Ибо всякое творение Божие хорошо,
Человек, принявший истину Бога и ставший христианином – это также творение Бога, как и всё вообще, что Богом сотворено. Стало быть, все его части хороши: и его плотская часть, и духовная - если употребляются законным образом, в согласии с Божьим замыслом для всех Его творений.

и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением,
все те естественные потребности человеческого тела, которыми Бог снабдил его при сотворении - всё полезно для ч еловека и хорошо. Бог даёт наставления в том, как всем этим правильно пользоваться. И если христианин имеет возможность от Бога вкусить всю полноту радости жизни в плотском теле по Его заповеди и намерению - пусть вкушает, это непременно побудит его благодарить Бога за сии дары для него.

Нехорошо только то, что сам человек способен извращать, например, половые отношения - превращать в прелюбодеяние и блуд, а здоровый аппетит – в обжорство и пьянство.
Только извращения необходимо отвергать. Всё же, что из Божьих даров для естества человека употребляется правильно и законно – приносит пользу христианину и славу Богу, так щедро одарившего его.

4:5 потому что освящается словом Божиим и молитвою.
Христианин, который понимает замысел Бога для человека. принимает его для себя, "видит руку Божию" за всем, что имеет; живёт в согласии со словом Бога и молитвенно благодарит Бога за дар самой этой жизни - подтверждает святость Божьего пути жизни – самим собою, своим праведным образом жизни. Поэтому всякий процесс, касаемый удовлетворения естества его плотской части правильным образом - не может быть нечистым.
Для такого случая - все искусственные запреты и воздержания, навязываемые лжеучителями – бессмысленны и неправильны.

4:6 Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал.
Всё это Тимофей должен был разъяснить вверенным ему собраниям: только зная правильное положение вещей, возможно «вычислять» и отвергать все неправильные наставления, исходящие от лжеучителей.

4:7 Негодных же и бабьих басен отвращайся, скорее всего, женщины в собрании были особенно восприимчивы к разного рода ложным басням и распространяли их в собрании, оказывая плохое влияние на остальных. Тимофей должен был научиться строго обходиться со всеми любителями привлекательных ложных толкований пути Христова: отвратиться басен возможно только в случае обезвреживания всех «баснословов» в собрании.

а упражняй себя в благочестии, благочестие - это Божий путь жизни, львиная доля которого составляет постоянное пребывание в служении Богу и праведные поступки. Здесь Павел советует Тимофею достигать совершенства в праведном образе жизни.

4:8 ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей.
Видимо, занятия спортом ради достижения совершенства физических форм были распространены на этой теократической территории, в Ефесе (1:3) –гораздо больше, чем «тренировка» в праведности и стремлении к духовному совершенству. Поэтому апостол и показал преимущество духовной «тренировки» - над физическими упражнениями: праведный образ жизни поможет достичь спасения и жизни вечной, а одни лишь физические упражнения - жизни вечной не дадут. Стало быть, пользы от них гораздо меньше, чем от упражнений в благочестии.

4:9 Слово сие верно и всякого принятия достойно.
Павел засвидетельствовал подлинность своих предыдущих слов: он передаёт слово Бога, а не своё мнение высказывает, поэтому эти наставления в истине Тимофей должен был принять без тени сомнений в их правоте.
В современном мире, к сожалению, даже такой оборот речи, подтверждающий правоту слов Божьих посланников, вряд ли бы действовал: сегодня, давая духовные наставления, никто из духовных наставников не может представить доказательства тому, что является истинным посланником Бога. Здравый смысл - и тот у всех разный.

4:10 Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго
Павел заверяет Тимофее в том, что он является служителем Бога и сам держится упованием Его обетования. А если бы не так - не смог бы Павел претерпевать достойно все те трудности, которые возникали из-за желания поступать праведно во всём, в том числе - в благовествовании.

Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных.

Бог, которому служит апостол - спаситель всех человеков потому, что именно Он после согрешения Адама и Евы разработал план по спасению всех потомков Адама от греха и смерти - через искупление Иисуса Христа (Быт.3:15; 1Петра 1:19,20; Откр.13:8).

Наипаче верных - потому, что, хотя шанс спастись через искупление от греха и смерти получили все - однако достигнут истинного спасения только те, кто примет жертву Христа Божьего, поверит в него и сохранит верность Богу до самого конца.

4:11
Проповедуй сие и учи.
Всё, что передал Павел в этом послании, Тимофей должен был взять на вооружение не только для того, чтобы самому этими знаниями владеть, но, главным образом, для того, чтобы научить этому во всех вверенных ему собраниях. Зная правильное положение вещей, показанное через Божье наставление, каждый наученный этой истине имел возможность отвергать любые другие варианты лжеистины.

4:12 Никто да не пренебрегает юностью твоею;
Кажется, что Тимофей сам никак не мог бы повлиять на отношение других - к своей молодости: не заставлять же их подчиняться всему, что он говорил.
Однако, как именно это могло осуществляться на деле - Павел показал далее:
но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте.
Ему, как миссионеру, прежде всего самому не следовало стесняться своей молодости и того, что другие могли думать на сей счет.
Вместо этого Тимофей должен был демонстрировать свою христианскую зрелость - в делах, мыслях, поступках и всём своём образе жизни. Его поведение должно было бы стать образцом для подражания в благочестивой жизни, в том, что он говорит, как ведет себя, как любит соверующих, во что верует сам, насколько он чист нравственно и морально и т.д.
Только в этом случае непременно наступит момент, когда остальные увидят, что молодость - не помеха верующему в том, чтобы быть мудрым и зрелым христианином.

4:13 Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением.
Тимофею следовало пребывать в постоянном процессе самообразования по священным Писаниям и наставления новообращенных: только такой образ жизни помогает христианину выстаивать в вере.

4:14 Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.
Известно, что Тимофей получил некий духовный дар чрез возложение на него рук апостола Павла (2Тим.1:16). Известно также, что через рукоположение Павла на язычников нисходил святой дух (Деян.19:6).
Итого: Тимофей, став помазанником, судя по всему, получил дар быть хорошим наставником и способным руководителем, ибо ему была доверена не только забота о духовном благополучии новообращённых, но и назначение пресвитеров в молодых собраниях (Тит.1:5).

Павел снова напоминает о его способностях, данных свыше, и о том, что апостолы предрекали ему большое будущее христианском поприще (см. 1:18,19) - для того, чтобы Тимофея не смущала его молодость и необходимость наставлять тех, кто, мог бы быть в собраниях гораздо старше его. По многократным ободрениям Тимофея можно прийти к выводу, что сам Тимофей был весьма скромен и имел о себе невысокое мнение.

4:15 О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден.
Иметь репутацию успешного в христианской деятельности и зрелого христианина - для Тимофея было очень важно: именно эта репутация могла бы компенсировать недоразумения новообращённых по поводу его молодости. Но без постоянства в праведных поступках, в деле благовестника и наставника собраний - такой репутации не достичь.

4:16 Вникай в себя и в учение; Вникая в себя, Тимофей имел возможность проверять, в вере ли он сам, на Божьем ли пути? А вникая в учение вероисповедания своего, Тимофей имел возможность проверять, на правильном ли он пути, не стал ли он лжеучителем?
Вникать в себя означает анализировать свои мысли, дела, поступки и сравнивать их с тем, насколько они соответствуют Божьей воле относительно христиан.
Вникать в учение благовествования означает исследовать его в свете Божьего слова, вникать в его смысл и анализировать его значение для верующего.

Этот совет действует спасительно только в совокупности: если вникать только в учение, но не заботиться при этом о собственной праведности - или, если стараться поступать праведно, но не интересоваться при этом духовным учением о Боге, Христе Его и намерениях Его - спасения не достичь. Поэтому Павел дал наставление в том, чтобы равно ответственно вникали и в себя, и в духовное (Библейское) учение: христианин не может себе позволить не интересоваться тем, соответствует ли то учение, которому его учат - слову Бога.

занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.
Вникать в себя и в учение Божие Тимофей должен был бы изо дня в день, из года в год, всю жизнь - постоянно пребывая в этом образе жизни.
В противном случае он, во-первых, не достиг бы спасения сам.
Эта мысль показывает, что для спасения недостаточно просто уверовать во Христа, но необходимо ежедневно упражняться в христианской духовной практике благовестника.
Во-вторых, эта деятельность помогает достичь спасения и другим, ибо вера других - от слышания слова Божьего и появляется, и возрастает, и укрепляется.

4:1 Дух же ясно говорит. Предположительно, имеется в виду особое откровение, данное Святым Духом кому-то, возможно, самому Павлу (Деян. 20,22-31; ср. 21,11).

в последние времена. Здесь не имеется в виду период, непосредственно предшествующий Второму пришествию Христа. Скорее, в контексте всего Нового Завета, это - эра, начавшаяся Первым пришествием Христа и завершаемая Вторым (Деян. 2,17; 1 Пет. 1,20; 1 Ин. 2,18; ср. 2 Тим. 3,1; Евр. 1,2).

отступят некоторые... учениям бесовским. См. Введение: Время и обстоятельства написания. Указания на лжеучителей, которые появились внутри самой церкви.

4:3 запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу. Лжеучители насаждали аскетический образ жизни (ср. Кол. 2,20-23). Некоторые гностики утверждали, что, поскольку материальный мир есть зло, духовный человек должен бежать от него.

4:4 всякое творение Божие хорошо. В противоположность лжеучителям христианин принимает изначальное благо Божиего творения (Быт. 1).

4:6 - 5,2 Павел продолжает давать лично Тимофею ряд указаний относительно его служения.

4:7 Негодных же и бабьих басен. См. ком. к 1,4.

упражняй себя в благочестии. Т.е. "совершенствуйся в благочестивой жизни".

4:9 См. ком. к 1,15.

наипаче верных. Спасение - Божий дар, предназначенный тем, кто поверил во Христа (Мф. 22,14; Рим. 8,30).

4:12 Никто да не пренебрегает. Это указание, а также ст. 14 могут означать, что Тимофей был робок и застенчив. Кроме того, некоторые в Ефесской церкви могли не признавать его авторитет (см. Введение: Время и обстоятельства написания).

юностью твоею. Тимофею, вероятно, было немногим более тридцати, он был моложе многих христиан в Ефесе.

но будь образцом... в чистоте. Тимофей должен утвердить свой авторитет примером благочестивой жизни (Тит. 2,7).

4:13 Доколе не приду. См. 3,14.15; Введение: Время и обстоятельства написания.

4:14 о пребывающем в тебе даровании. См. ком. к 1,18.

4:15 успех твой. Т.е. достижения Тимофея в духовной жизни и в служении.

4:16 в себя и в учение. Т.е. необходимо сопоставлять свою веру и свою жизнь с истинным учением Иисуса Христа.

спасешь. Спасение дарует только Бог (1,1; 2,3; 4,10), но Он хочет, чтобы спасение приходило через верных Ему людей.

Обращение человека к вере еще не является завершением спасения. Вера дает человеку оправдание и уверенность в спасении. Но с веры также начинается длящийся всю жизнь процесс освящения, который завершается только с концом земной жизни христианина.

себя. Освящение - от Бога, но оно требует деятельного соучастия самого христианина (Флп. 2,12).

IV. ВЕРООТСТУПНИЧЕСТВО В ЦЕРКВИ (4,1-16)

А. Предостережение об угрожающем церкви вероотступничестве (4,1-5)

4,1 Как может Дух ясно о чем-то говорить? Во-первых, через Павла; ведь то, что апостол собирался написать, было, несомненно, открыто ему Богом.

Во-вторых, Он делает это и через остальное Писание, ведь оно, в особенности НЗ, ясно учит, что для последних времен будет характерно отступление от веры.

Под последними временами здесь подразумеваются более поздние времена, которые наступят после того дня, когда писалось это письмо.

Отступят некоторые от веры. Слово "некоторые" весьма типично для 1 Тимофею. Меньшинство в Первом послании во Втором станет уже большинством. То, что эти люди отступят, или же отпадут, от веры, не означает, что они вообще были когда-то спасены; они просто называли себя христианами. Они знали о Господе Иисусе Христе и слышали, что Он – единственный Спаситель. Какое-то время они утверждали, что следуют за Ним, но потом отступили от веры.

Когда читаешь эти строки, мысли невольно обращаются к всевозможным сектам, появившимся в наши дни.

Здесь очень точно описывается, как распространяются все лжеучения. Большинство членов сект – люди, когда-то посещавшие так называемые христианские церкви. Может быть, когда-то эти церкви и держались здравого учения, но потом постепенно уклонились к социальному Евангелию. Все эти называющие себя христианами люди становятся легкой добычей для сектантов, предлагающих им более высокие ценности.

Они добровольно внимают духам обольстителям и учениям бесовским. Выражение "духи обольстители" здесь использовано в переносном смысле для описания лжеучителей, действующих по указке злых духов, обманывающих неосторожных. Учения бесовские – это доктрины, внушаемые бесами или берущие начало в мире демонов.

4,2 Слово "лицемерие" означает "ношение маски". Насколько же это типично для всех сектантов! Они пытаются скрыть свою истинную суть. Они не хотят, чтобы люди поняли, частью какой системы стала их секта.

Они устраивают представление, жонглируя библейскими терминами и распевая христианские гимны. Они не только лицемеры, но и лжецы. Их учение не следует истине Слова Божьего; они знают это и намеренно обманывают людей.

Они сожжены в своей совести. Может быть, когда-то в юности их совесть и была чуткой, но они так долго заглушали ее голос, так много грешили против света, что их совесть потеряла всякую чувствительность, покрылась коркой. Они, не стесняясь, извращают Слово Божье, уча заведомо лживым вещам.

4,3 Здесь изложены два из множества демонических учений. Первое заявляет, что нельзя вступать в брак. Слово же Божье учит противоположному. Брак учрежден самим Богом еще до того, как в мир вошел грех. В брачных отношениях нет ничего несвятого, и когда лжеучителя запрещают вступать в брак, они порочат то, что было предписано Богом.

Пример такого лжеучения – закон, запрещающий вступать в брак определенной категории священников и монахиням. Еще более непосредственное отношение данный стих имеет к учению спиритистов, называемому "духовное родство", где, по словам А. Дж. Поллока, "брачные узы высмеиваются, а на практике мужчин и женщин соблазняют оставить своих законных супругов и вступить в нечестивую и противозаконную связь с их так называемым духовным родством".

Здесь можно упомянуть и об отношении к браку "Христианской науки". Основательница секты, миссис Эдди, трижды бывшая замужем, писала: "Пока не усвоят, что Бог – Отец всех, брак будет продолжать существовать... Существующая ныне приверженность супружеству, которая была когда-то установленным фактом и среди нас, должна уйти в прошлое". (Mary Baker Eddy, Science and Health with Key to the Scriptures, pp. 64-65.)

Второе демоническое учение повелевает воздерживаться от определенной пищи. Этому учат спиритисты, заявляющие, что употребление в пищу мяса животных препятствует вступлению в контакт с духами. Теософы и индуисты приходят в ужас при мысли о лишении какого-то животного жизни, веря, что душа человека может вернуться и жить в животном или другом творении.

Местоимение "то" может относиться и к браку, и к пище. И то и другое сотворил Бог, чтобы мы наслаждались ими с благодарением. Он предназначил их не только для невозрожденных, но и для верных и познавших истину.

4,4 Всякое творение Божье хорошо. И брак, и пища – творение Божье и не предосудительны, если принимаются с благодарением. Бог учредил брак для размножения человеческого рода (см. Быт. 1,28), а пищу – для поддержания жизни (Быт. 9,3).

4,5 Слово Божье освящает для человека и брак (1 Кор. 7; Евр. 13,4), и пищу (Быт. 9,3; Мк. 7,19; Деян. 10,14-15 и 1 Кор. 10,25-26).

Освящены они и через молитву. Прежде чем приступить к еде, мы должны склонить головы и поблагодарить за нее (см. Мф. 14,19; Деян. 27,35).

Этим мы просим Господа освятить пищу для подкрепления наших физических сил, чтобы мы еще усерднее могли служить Ему. Перед бракосочетанием мы должны молиться, чтобы Бог благословил этот союз для Своей славы, для благословения других и для счастья невесты и жениха.

Прекрасно, когда христиане благодарят за еду в присутствии людей неспасенных. Благословение не должно быть вычурным и длинным, но нам не следует и пытаться скрывать, что мы благодарим Бога за нашу пищу.

Б. Поощрение к благочестию как лучшей защите от вероотступничества (4,6-16)

4,6 Сообщив братьям обо всем, что говорилось в стихах 1-5, Павел выражает уверенность, что Тимофей будет добрым служителем Иисуса Христа. Как уже было сказано, слово "служитель" означает "слуга". Он будет слугой, питаемым словами веры и добрым учением, которому он последовал.

4,7 В этих стихах Павел повествует о христианском служении, как если бы оно было одним из видов спортивных состязаний. В стихе 6 он говорит о диете того, кто служит Христу: он должен питаться словами веры и добрым учением. В стихе 7 апостол говорит об упражнении, цель которого – благочестие.

Павел советует Тимофею отвращаться негодных и бабьих басен. Ему не следует с ними бороться или же тратить на них время. Вместо этого он должен относиться к ним с презрением. Выражение "бабьи басни" заставляет вспомнить "Христианскую науку", основанную женщиной секту, притягательную особенно для пожилых женщин, которая учит басням вместо истины.

Вместо того чтобы терять время на мифы и басни, он должен упражнять себя в благочестии. Такое упражнение включает чтение и изучение Библии, молитву, размышление и свидетельство другим. Сток говорит: "На пути к благочестию нет попутного ветра, течение склонностей всегда против нас". Без упражнения и усилий не обойтись.

4,8 Здесь противопоставляются два вида упражнений. Упражнения телесные несут определенную пользу телу, но эта польза ограниченна и непродолжительна. Напротив, благочестие полезно для души, духа и тела человека и не только во времени, но и в вечности. Что касается этой жизни благочестие дарит величайшую радость, в отношении же жизни будущей – оно таит в себе обещание прекрасной награды и способности наслаждаться всем ее великолепием.

4,9 Данный стих, по всеобщему признанию, относится к предшествующему ему высказыванию о благочестии. Тот факт, что благочестие обладает огромной и вечной ценностью, и есть слово верное и достойное всякого принятия. Это третье "верное слово" в этом Послании.

4,10 Мы для того (то есть для благочестивой жизни) и трудимся и поношения терпим. (В некоторых рукописях: "мы трудимся и боремся".) Павел заявляет, что это – великая цель, к которой он стремится изо всех сил. В глазах неверующих такая цель не представляет никакой ценности. Христианин же смотрит далее преходящих вещей этого мира и надежду возлагает на Бога живого. Эта надежда никогда не может обмануть по той простой причине, что Он – живой Бог, Который есть Спаситель всех людей, особенно верных. Бог Спаситель всех людей в том смысле, что сохраняет их в обстоятельствах повседневной жизни. Но Он их Спаситель и в смысле, указанном раньше: Он предпринял все необходимое для спасения всех людей. Он стал Спасителем особенно тех, кто верует, потому что они приняли предлагаемое Им спасение. Можно сказать, что Бог – потенциальный Спаситель всех людей и фактический – тех, кто уверовал.

4,11 Под "сим" скорее всего подразумевается все, что Павел говорил в стихах 6-10. Эти наставления должны стать темами проповедей Тимофея, он должен постоянно напоминать о них народу Божьему.

4,12 Когда писалось это письмо, Тимофею было, по-видимому, лет тридцать – тридцать пять. Рядом с некоторыми пресвитерами ефесской церкви он, вероятно, выглядел совсем юным. Вот почему Павел говорит здесь:

"Никто да не пренебрегает юностью твоею". Это не значит, что Тимофей должен взобраться на пьедестал и считать себя недосягаемым для любой критики. Но он должен вести себя так, чтобы никто ни в чем не мог его упрекнуть. Стараясь быть образцом для верующих, он должен не давать поводов для обоснованной критики.

Выражение "в слове" относится к разговорам Тимофея. Его речь должна быть достойной сына Божьего. Избегать он должен не только речей, однозначно запрещенных, но и тех, которые не служат наставлению его слушателей.

"В жизни" относится ко всему образу жизни. Ничто в его поведении не должно бросать тень на имя Христа.

"В любви" говорит о том, что любовь должна быть главным мотивом его поступков, а также духом, в котором они совершаются, и целью, к которой они направлены.

Хотя слова "в духе" в некоторых канонических рукописях и нет, в традиционных и большинстве текстов оно присутствует. Гай Кинг пишет, что энтузиазм, как он интуитивно понимает данное слово, это "...качество, которое удивительным образом отсутствует в палитре многих христиан. Мы энтузиасты во всем – от футбольного матча до избирательной кампании, но только не в служении Богу. Как же мы должны стыдиться, видя ревностную деятельность свидетелей Иеговы, мормонов или коммунистов! О, где то пылкое рвение, которое знала некогда Церковь?! Этот великий дух окажет Тимофею, стремящемуся закрепить свои позиции и перейти в наступление, неоценимую помощь". (King, Leader, p.79.)

"В вере" скорее всего означает "в верности" и подразумевает надежность и стойкость.

Чистота должна быть характерна не только для его поступков, но и их мотивов.

4,13 Этот стих относится скорее к поместной церкви, чем к личной жизни Тимофея. На церковных собраниях он должен читать Писание, наставлять верующих и учить их. Павел перечисляет это в определенном порядке. Первым он подчеркивает необходимость читать Слово Божье. В те времена это было особенно важно, поскольку количество свитков с Писаниями было очень ограничено и были они далеко не у всех. Прочитав Писание, Тимофей должен был наставлять верующих на основе только что прочитанного, а потом учить их великим Божьим истинам. Стих 13 напоминает нам Неемию, особенно 8,8: "И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное".

Прежде чем Тимофей смог бы наставить и учить слову других, он должен был воплотить его истины в своей жизни.

4,14 Нам не сказано, какое конкретно дарование было дано Тимофею: евангелиста ли, пастыря или учителя. Общее содержание посланий наводит на мысль, что он был пастырем-учителем. Мы, однако же, знаем, что дарование было дано ему по пророчеству с возложением рук священства. Прежде всего, оно было дано по пророчеству. Это означает, что пророк поместной церкви однажды встал и объявил, что Святой Дух наделил Тимофея каким-то даром. Пророк не давал Тимофею этого дара, а просто о нем объявил. За этим последовало возложение рук священства. Еще раз подчеркиваем, что у пресвитеров, или же священства, не было власти наделить Тимофея дарованием. Возложив на него руки, они выразили всеобщее признание совершенного Святым Духом.

Этот процесс описан в книге Деяний 13. В стихе 2 Святой Дух избрал Варнаву и Савла для конкретного труда. Вполне может быть, что воля Его была передана через пророка. Потом местные братья после поста и молитвы возложили на них руки и отпустили ст. 3).

Многие христианские общины и сегодня придерживаются этой линии поведения. Когда для пресвитеров становится очевидным, что кому-то дан какой-то дар Святого Духа, они рекомендуют этого человека на дело служения Господу, демонстрируя свою уверенность в нем и признание работы, совершенной Святым Духом в жизни этого человека. Своей рекомендацией они не наделяют его каким-то даром, а просто признают, что это уже сделал Дух Божий.

Между тем, что произошло с Тимофеем, когда на него возложили руки пресвитеры и когда то же самое сделал Павел (2 Тим. 1,6), есть большая разница. В первом случае этот жест ни в коей мере не был официальным и никакого отношения к источнику дара не имел. Он лишь выразил солидарность пресвитеров с Тимофеем в его труде. Во втором случае Павел был тем апостольским каналом, через который этот дар и был передан.

4,15 Слова "об этом заботиться" можно было бы перевести как "это развивай", или же "прилагай к этому все усилия". В этом пребывай. Павел призывает Тимофея нераздельно и неуклонно посвятить себя труду для Господа. Тогда его успех будет очевиден для всех. Павел не хотел, чтобы Тимофей, покорив в своем христианском служении небольшой холм, успокоился и пустил все по наезженной колее. Нет, апостол желал ему карабкаться все выше, продвигаться в деле Господа все дальше.

4,16 Обратите внимание на последовательность. Прежде Тимофей должен вникать в себя, а потом в учение. Это еще раз подчеркивает, насколько важна для каждого слуги Христа чистота в его личной жизни. Если в его жизни правит грех, то как бы точно его взгляды ни соответствовали Библии, пользы от них нет никакой. Как сказал А. У. Пинк: "Служение становится ловушкой и даже злом, если ему позволяют вытеснить поклонение Богу и заботу о личной духовной жизни".

Постоянно занимаясь тем, о чем Павел говорил раньше, то есть чтением, наставлением и учением, Тимофей спасет и себя, и слушающих его. Здесь слово "спасение" не имеет никакого отношения к спасению души. Эта глава начиналась описанием лжеучителей, внесших смуту в ряды народа Божьего. Теперь же Павел говорит Тимофею, что, ведя благочестивый образ жизни и верно держась Слова Божьего, он спасет от этих лжеучений и себя, и своих слушателей.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter