Ферапонтов-белозерский монастырь. Ферапонтов-Белозерский монастырь (Ферапонтово) Ферапонтов белозерский богородице рождественский монастырь

  • Дата: 28.05.2021

Возвышающийся над селом Ферапонтово, представляет собой уникальный по красоте ансамбль, являющийся памятником истории мирового значения. На данный момент он включен в список ЮНЕСКО. История монастыря напрямую связана с теми значимыми событиями, которые происходили в Москве в XV-XVII в. Здесь, в Соборе Рождества Богородицы, сохранилось множество фресок, выполненных известным иконописцем Дионисием.

Ансамбль монастыря

Выстроен Ферапонтов монастырь на холме между озерами Бородаевским и Павским, которые соединяет небольшая речка Паска. В его ансамбле гармонично сочетаются архитектурные детали самых разных столетий. Особый интерес представляет собой Собор Рождества Богородицы. Это главная церковь монастыря, строительство которой было начато в 1490 г. Недалеко от Собора в 1530 г. была выстроена Церковь Благовещения, а в 1640 г. началось строительство Церкви Святого Мартимиана.

Как был основан монастырь

Ферапонтов был основан в 1397 году Ферапонтом, выходцем из древнего рода Поскочиных. Постриг святой принял в Симоновом монастыре в Москве в сорок лет. Здесь же он сдружился с преподобным Кириллом Белозерским. Вместе они слушали проповеди Сергия Радонежского, часто посещавшего обитель. Выполняя послушание, Ферапонт отправился на север, на Белоозеро. Суровый северный край понравился святому, и немного позже он решил вернуться туда для подвигов. На этот раз на север они пошли вместе с преподобным Кириллом. Здесь у ими был основан Кирилло-Белозерский монастырь.

Через некоторое время Ферапонт основал свою обитель на возвышенности между озерами Павским и Бородаевским. Первое время он жил в построенной им келье в отшельничестве. Много лишений пришлось ему пережить. Со временем к нему начали приходить иноки, которые также строили здесь кельи. Так постепенно это место и превратилось в монастырь.

Период расцвета

Широко известным Ферапонтов монастырь стал благодаря усилиям преподобного Мартиниана, ученика Кирилла Белозерского, который по настоянию братии стал его игуменом. Сюда на поклонение когда-то приезжали известнейшие представители русской знати - Елена Глинская, Иван IV, Василий III и др. В XV-XVI вв. из стен этой обители вышли виднейшие деятели русской церкви - Епископ Вологодский и Пермский Филофей, епископ Ярославский и Ростовский Иоасаф и другие. Со временем монастырь становится местом ссылки видных деятелей, боровшихся за главенство Церкви в государстве - патриарха Никона, митрополита Спиридона-Саввы и т. д.

Помимо всего прочего, Ферапонтов монастырь был еще и крупнейшим вотчинником. В XVII в. обители принадлежало около 60 деревень, триста крестьян и 100 пустошей.

Разорение

Несмотря на то что в монастыре, начиная с XV и заканчивая XVII веком, было возведено множество каменных построек, настоящей крепостью он так никогда и не стал. Его ограда оставалась деревянной вплоть до XIX в. Это и послужило причиной разорения обители в 1614 г. польско-литовскими грабителями. Возобновлено каменное строительство было только спустя 25 лет после нашествия. Именно тому, что обитель пришла в упадок, мы обязаны сохранностью фресок в первозданном виде. Монастырь был небогат, а поэтому подновления росписей никогда не выполнялись.

В 1798 г. указом Синода обитель была упразднена. В 1904 году здесь снова был открыт монастырь, но на этот раз женский. Просуществовал он недолго - до 1924 г. В наши дни на территории монастыря действует музей фресок Дионисия.

Иконописец Дионисий

В 1502 году в Ферапонтов монастырь был приглашен иконописец Дионисий с артелью. Его задачей стала роспись Рождественского собора. К тому времени Дионисий был уже знаменит и считался ведущим московским мастером. Первый свой серьезный заказ он получил между 1467 и 1477 гг. В это время ему предложили поучаствовать в оформлении церкви Рождества Богородицы в В 1481 году он приступил к исполнению еще одного важного задания - выполнению икон для иконостаса Успенского Собора (Московский Кремль). С заказом мастер справился просто великолепно и с тех пор стал олицетворением московской школы живописи.

Ферапонтов монастырь. Фрески Дионисия

Фрески Дионисия в Соборе Рождества Богородицы представляют собой единственную дошедшую до наших дней стенопись мастера. До переделок фасада в XVI в. сюжеты, изображенные на нем, были видны издалека. По обеим сторонам врат изображены и Михаил. Портал украшен сценами «Рождества Богородицы» и фреской «Десус». В возглавии можно видеть медальон с изображением Христа. Над дверью Дионисий разместил изображение самой Богоматери в окружении Козьмы Маюмского и Иоана Дамаскина. Именно эта фреска становится началом связанных между собой сюжетно изображений, посвященных Пресвятой Деве. В центральной аспиде изображена сидящая на престоле Богоматерь Одигитрия с коленопреклоненными перед ней ангелами. В храме имеются и другие представляющие вниманию зрителя Деву Марию фрески. Ферапонтов монастырь знаменит, прежде всего, именно благодаря росписям Собора Рождества Богородицы.

Особенности росписей храма

Система росписи храма организована очень строго и лаконично. Фрески выполнены с учетом архитектурных особенностей здания. Еще одной особой чертой, делающей оформление храма гармоничным, является мастерство композиции. Это можно отнести как к размещению фресок, так и к каждому отдельному сюжету. Рисунок отличается гибкостью линий и в то же время их лаконичностью. Все изображения выглядят невесомыми, устремленными вверх. Росписи отличаются многолюдностью и динамикой. Для того чтобы рассмотреть все фрески в последовательности сюжета, необходимо обойти весь храм по кругу несколько раз.

Еще одной из отличительных особенностей фресок Дионисия является мягкость цветов и нарядность. В изображениях преобладают белые, небесно-голубые, желтые, розовые, вишневые и светло-зеленые тона. Для фона иконописцем был использован в основном ярко-голубой цвет. Краски художнику доставлялись предположительно из Москвы. Самой богатой в плане цветового решения росписью являются медальоны под барабаном и на подпружинных арках. При их выполнении были использованы как чистые цвета, так и смеси.

Стенные Рождества Богородицы можно с уверенностью назвать вершиной творчества Дионисия. Интересным является тот факт, что все фрески Ферапонтова монастыря были выполнены всего за 34 дня (с 6 августа по 8 сентября). И это при том, что общая их площадь составляет 600 м 2 .

Ферапонтов Лужецкий монастырь

В XV веке Белоозеро принадлежало князю Андрею, сыну Дмитрия Донского. В 1408 г. он обращается к Ферапонту с просьбой об основании монастыря в городе Можайске. После долгих раздумий святой соглашается стать игуменом новой обители. Построенный на берегу был назван Лужецким. В 1420 г. в нем был возведен Собор Рождества Богородицы. Недалеко от Лужецкого монастыря в наши дни бьет источник с целебной водой. Называют его колодцем святого Ферапонта. По преданию, открыт он был самим святым.

Святой Ферапонт оставался в Лужецком монастыре до самой своей смерти в 1426 г. В 1547 г. его причисляют к лику святых. Его мощи до сих пор покоятся в Соборе Рождества Богородицы. Вологодский и Лужецкий Ферапонтовы монастыри в наши дни являются ценнейшими памятниками средневековой русской культуры.

Ферапонтов монастырь

Ферапонтов монастырь был основан в 1398 году монахом московского Симонова монастыря Ферапонтом.

Преподобный Ферапонт, в миру Федор, родился в Волоколамске в семье дворян Поскочиных. С юного возраста мечтая о монашеской жизни, он тайно ушел из дома и принял постриг в Симоновом монастыре.

Настоятель часто давал ему разные поручения. Однажды он послал Ферапонта в дальнюю белозерскую сторону. Суровый и задумчивый русский Север пленил молодого монаха. Жажда пустынного уединения в тишине северных лесов охватила его. Вернувшись в Симонов монастырь, он поделился своими мыслями с преподобным Кириллом, будущим Юфиллом Белозерским. «Есть ли на Белом озере место, где бы можно безмолствовать иноку?» - спросил Кирилл. «Там их много», - отвечал Ферапонт. Жребий был брошен: Кирилл и Ферапонт решились уйти в пустынную сторону.

Избрав место на берегу озера Сиверского, {бфилл и Ферапонт водрузили здесь крест и выкопали себе землянки. Прожив некоторое время вместе с Кириллом, Ферапонт отправился на поиски уединения и поселился на берегу Бородавского озера, в месте «пространном и гладком». Вскоре сюда стали приходить и другие монахи, желавшие разделить его пустынножительство. В 1409 году Ферапонт построил деревянный храм в честь Рождества Богоматери. Так возник Ферапонтов монастырь.

Земли Белозерья входили в удел князя Андрея Дмитриевича Можайского. Услышав о новой обители, он прислал в дар утварь для храма и пожаловал монастырю земли. Вскоре княжеский наместник, приехав из Белоозера в Можайск, рассказал князю о духовных подвигах преподобного Ферапонта. Давно желая построить близ Можайска монастырь, князь Андрей пригласил Ферапонта к себе. Оставив обитель, Ферапонт уехал в Можайск, где основал Лужецкий монастырь, там он и умер в 90-летнем возрасте 27 мая 1426 года.


Преемником преподобного Ферапонта стал игумен Мартиниан, видный церковный деятель XV века. Преподобный Мартиниан Белозерский, в миру Михаил Стомонахов, родился около 1400 года в вологодской деревне Сяма. В юном возрасте он был пострижен в монахи Кириллом Белозерским. Был учеником Ферапонта. Около 1427 года преподобный Мартиниан основал на озере Воже Вожеезерский Спасский монастырь, но вскоре стал игуменом Ферапонтова монастыря. В 1447 году он оказал поддержку сосланному в Вологду Василию Темному, который впоследствии пригласил Мартиниана Ферапонтов управлять Троице-Сергиевым монастырем. В 1455 году преподобный оставил эту обитель и переселился в любимый им Ферапонтов монастырь, где провел остаток жизни.


Трудами преподобного Мартиниана обитель начала разрастаться, став крупным центром просвещения. Преподобный Мартиниан особенно любил книжное дело и сам переписывал книги. При нем было положено начало обширной монастырской библиотеке. Известный церковный писатель Пахомий Логофет, посетивший Ферапонтово в 1461 году, много имуще братии работающих».

На протяжении всего XV века монастырь являлся крупным духовным центром. Из его стен вышла целая плеяда известных просветителей и книжников.

Уединенность и отдаленность монастыря сделали его местопребыванием ссыльных из лиц высокого духовного звания. Первым из них был архиепископ Ростовский Иоасаф. Архиепископ Иоасаф (Оболенский) в молодые годы принимал постриг в Ферапонтовом монастыре. В 1488 году после ссоры с Иоанном III он был сослан в Ферапонтово. Иоасаф прожил в монастыре около двадцати пяти лет, проведя последние годы в совершенном безмолвии. Он умер в 1513 году и погребен рядом с преподобным Мартинианом, которого считал своим наставником.

Спустя некоторое время после появления в Ферапонтове архиепископа Иоасафа, в монастыре случился сильный пожар, во время которого юродивый по имени Галактион спас всю казну архиепископа. На эти чудом уцелевшие средства в 1490 году был построен новый собор в честь Рождества Богородицы. Он стал второй каменной постройкой Белозерья после собора Кирилло-Белозерского монастыря.

Собор в честь Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря - традиционный для русских северных монастырей строгий одноглавый храм, в котором чувствуются традиции новгородско-псковской школы каменного зодчества XV века. Собор очень скупо декорирован. Над храмом на широком барабане поднимается массивный колоколовидный купол с небольшой главкой в завершении. Собор окружает крытая каменная галерея, к которой с западной стороны примыкает квадратная одноярусная колокольня, крытая невысоким шатром.

Спустя двенадцать лет после строительства собора, в 1502 году, в Ферапонтово приехал известный живописец Дионисий с сыновьями - расписывать собор. «В лето 7010-е (1502) месяца августа в 6 день на Преображение Господа нашего Иисуса Христа, начата бысть подписывать церковь, а кончена на второе лето 9 дня месяца сентября... А писцы - Дионисий-иконник со своими чадами. О, Владыко Христе, всех царь, избави их, Господи, мук вечных», - гласит древняя надпись на северной стене собора в честь Рождества Богородицы.

Соборная церковь Ферапонтова монастыря с фресками Дионисия давно вошла в сокровищницу отечественного и мирового искусства. Фрескам Дионисия посвящены изданные во всем мире многочисленные научные труды, фотоальбомы, сведения о них можно найти в любом издании, посвященном древнерусской живописи.


Датой рождения Дионисия считают 1440 год. Продолжатель дела Андрея Рублева много работал в Москве и подмосковных монастырях. В 1467-1476 годах он писал фрески и иконы в Пафнутьевом Боровском монастыре, в 1481 году расписывал Успенский собор Московского Кремля, затем работал в московском Спасо-Чигасовом монастыре и в кремлевском Воскресенском монастыре, после 1485 года писал иконы для церкви Успения Богоматери Иосифо-Волоколамского монастыря, в 1500 году - в Павло-Обнорском монастыре. В 1502 году Дионисий вместе с сыновьями Феодосием, Владимиром и Андреем создал один из самых совершенных ансамблей русского средневекового искусства - фрески собора Рождества Богородицы в Ферапонтовой монастыре.


Собор Рождества Богородицы Ферапонтова Лужецкого Можайского монастыря



По счастливому совпадению, эти фрески - главное сохранившееся до наших дней произведение Дионисия.


В отличие от Андрея Рублева, Дионисий не был монахом. В его искусстве практически нет аскетического начала. По работам мастера можно судить, что Дионисий был человеком образованным, сведущим в русской истории, знавшим летописи и житийную литературу. В его искусстве чувствуется и влияние Византии. Живопись Дионисия отличает легкий, одухотворенный рисунок, богатство красок, умелая композиция росписи.

Роспись покрывает все внутреннее пространство храма от пола до потолка. Праздничность, нарядность - вот основное настроение, определяющее то впечатление, которое росписи собора производят на зрителя. Собор Ферапонтова монастыря был расписан, как доказали последние исследования, всего за 34 дня, а не за два года, как это считалось ранее.

Основная тема фресок ферапонтовского храма - единство мира видимого и невидимого, мира людей и мира «небесных сил бесплотных». Они выдержаны строго в духе античного правила: гармония, единство и ничего лишнего. Ферапонтов Белозерский монастырь


Фрески поражают своим цветовым богатством и благородством тонов - нежно-розового, золотисто-желтого, сиреневого, зеленоватого, лилово-коричневого и красновато-коричневого. Несмотря на некоторую приглушенность цвета, они создают впечатление нежности и прозрачности красок. Долгие годы считалось, что в качестве красителей для Ферапонтов Белозерский монастырь фресок были использованы цветные камешки и глины разных цветов и оттенков, которые можно найти на берегах Бородавского и Паского озер и в руслах впадающих в них ручьев. Эти камешки дробились, растирались и замешивались на яичном белке. Целая волна паломников приезжала в Ферапонтово из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Они искали аналогичные камешки и глины и готовили из них краски по старинным рецептам.


С юга к Рождественскому собору примыкает церковь святого Мартиниана Белозерского. Она построена в 1640-1641 годах над гробницей игумена Мартиниана, преемника преподобного Ферапонта. В 1549 году преподобный Мартиниан Белозерский был канонизирован. В храме сохранилась деревянная резная позолоченная рака над гробом преподобного Мартиниана.

Крытыми переходами собор соединен с колокольней и трапезной палатой с церковью Благовещения. Трапезная сооружена в 1530-1534 годах на средства, пожертвованные монастырю великим князем Московским Василием III, когда тот с Еленой Глинской объезжал северные монастыри, вымаливая у Бога себе наследника.

Надвратная церковь Богоявления с приделом преподобного Ферапонта возведена в 1650 году.

В конце XV века в монастыре отбывал ссылку опальный киевский митрополит Спиридон, написавший здесь «Житие святых Зосимы и Савватия Соловецких» и «Изложение о православной истинной нашей веры».

А с 1666 по 1676 год в монастыре жил опальный Патриарх Никон. Не смирившись с утратой своего влияния, он не переставал надеяться на скорое возвращение и требовал от монахов патриарших почестей и привилегий. Монастырские власти, не вполне уверенные в том, что бывший Патриарх не окажется снова в Москве, покорно выполняли все его требования. По указанию Никона для него были выстроены особые хоромы - «кельи многие житей с двадцать пять», а посреди Бородавского озера из камней насыпали остров в виде креста, где Никон водрузил деревянный крест и подолгу проводил там время в молитвах и уединении. На кресте была вырезана надпись: «Животворящий крест Христов поставил смиренный патриарх Никон, Божиею милостию патриарх, будучи в заточении за слово Божие и за Святую Церковь на Белоозере в Ферапонтове монастыре в тюрьме».


После смерти в 1676 году царя Алексея Михайловича положение Никона изменилось в худшую сторону. Патриарх Иоаким, давний противник Никона, предъявил ему целый список новых обвинений, среди которых фигурировали даже сношения бывшего Патриарха с посланцами Степана Разина. Никона перевели в Кирилло-Белозерский монастырь в тюремное заключение. Только в 1681 году бывший Патриарх получил разрешение вернуться в Новый Иерусалим, но по дороге, в Ярославле, разболевшийся Никон умер.

После вкладов царя Михаила Романова, сделанных в 1640-х годах, никаких других пожалований Ферапонтов монастырь не получал. К концу XVII века он пришел в упадок и в 1798 году был упразднен, а его церкви обращены в приходские. Но слава древнего монастыря не умирала никогда, и в начале XX века, в связи с 500-летием основания, Ферапонтов монастырь был возрожден уже как женский. В 1908-1915 годах в монастыре велись восстановительные работы. Инициатором восстановления Ферапонтова монастыря была игуменья Леушинского монастыря Таисия. Благодаря ее неукротимой энергии дважды проводился всероссийский сбор пожертвований на это благое дело. Она же стала первой игуменьей восстановленного Ферапонтова монастыря. Игуменья Таисия скончалась в январе 1915 года.

Ферапонтов монастырь был закрыт в 1924 году, а его тогдашняя игуменья расстреляна коммунистами. В монастыре размещается музей. Монастырский храм Богоявления с 1990 года используется для богослужений.

Месторасположение: Вологодская обл., Кирилловский р-н, с. Ферапонтово.


Ферапонтов Белозерский монастырь основан в конце XIV в. вблизи Кирилло-Белозерского монастыря, а в наше время относится к России. Назван по имени монаха Ферапонта (1337-1426 гг.), он же в святцах Русской Православной церкви Ферапонт Белозерский и Ферапонт Можайский. В миру его звали Феодор Посконин, и происходил он из боярского рода. Был иноком московского Симонова монастыря, когда познакомился там с послушником, будущим Кириллом Белозерским. Оба они были учениками преподобного Сергия Радонежского и вместе в 1397 г. заложили . Через год Ферапонт покинул сподвижника, по какой причине - неизвестно, самое логичное предположение - искал для себя большей самостоятельности в решениях и действиях, как это свойственно натурам пассионарным и целеустремленным. И этой своей цели он достиг.

Монастырь у озер Бородаевского и Пасского, окруженных корабельными соснами, в 15 верстах от Кирилло-Белозерской обители, получился изящным, гармоничным, будучи при этом гораздо меньше «старшего брата». Крепостью Ферапонтов монастырь также не стал. Каменных оборонительных сооружений он никогда не имел. Это было неосмотрительно. В 1612-1616 гг. беззащитную обитель разорили поляки-интервенты, были сожжены кельи, разграблены окрестные деревни. Восстановился монастырь только примерно через 25 лет, и еще хорошо, что самое ценное монахам удалось спрятать. Но потом постепенно пришел в упадок, до такой степени, что в 1764 г. был лишен своих земель по той причине, что они не обрабатывались, а в 1798 г. указом Синода - закрыт. В 1904 г. его вновь открыли, но уже как женский, и в этом статусе он просуществовал до 1925 г. Богослужения, однако, продолжались в нем до 1935 г., когда он вошел в состав Кирилловского краеведческого музея. В 1989 г. были возобновлены церковные службы в Ферапонтовском приходе, но монастырь как таковой утратил статус пустыни, и о возрождении в нем монашества речи нет ради сохранности фресок.

В 1855 г. вышла книга историка православия И. Н. Муравьёва «Русская Фиваида на Севере», содержавшая размышления о явлении паломничества к вологодским и белозерским святым местам. Фиваида - здесь аналогия с древнеегипетской Фиваидой, местом поселения первых христианских монахов-отшельников. А потом с легкой руки историка уже все Белозерье, и даже шире - все русские северные земли, стали называть Северной Фиваидой. Историк религии XIX в. Иван Концевич писал об этом так: «...святость отцов египетской пустыни... отличается от нашей святости, тихой, величавой и кристально светлой, как светел и ясен лучезарный и тихий вечер русской весны. Но как тут, так и там то же „умное делание", то же безмолвие».

«Умное делание» архитектурный ансамбль Ферапонтова монастыря являет собой в полной мере. Первым здесь был возведен собор Рождества Богородицы (1490 г.), один из самых ранних каменных соборов на Русском Севере. Его интерьер украшают знаменитые фрески (стенопись) Дионисия (ок. 1440 - ок.1502 гг.), благодаря которым в 2000 г. монастырь был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Церковь Благовещения со звонницей построена в 1530-1534 гг. на пожертвования великого князя Московского Василия III в честь рождения наследника, ставшего царем Иваном IV Грозным. Трапезная и Казённая палаты постройки середины XVI в. полностью сохранили свой аутентичный облик и интерьер. В 1641 г. была построена шатровая церковь Мартиниана. В 1649 г. была возведена последняя по времени постройка - Святые ворота с двумя небольшими шатровыми церквями - Богоявленской и Ферапонтовской.

Ферапонтов монастырь находится на северо-западе России, в Вологодской области. Его строения стоят на невысоком холме между двух озер - Бородаевского и Пасского, соединяет которые речка Паска. Село Ферапонтово расположено главным образом на противоположном от обители берегу Паски.

У расцвета Ферапонтова и Кирилло-Белозерского монастырей в XV-XVI вв. было несколько предтечей. И все - неслучайные.

Монастыри вблизи северо-западной границы расселения русских ставились на озерных островах и берегах начиная с XII в. и выполняли миссионерскую роль. Некоторые, небольшие, деревянные, со временем ушли в небытие. Крупные сохранились до наших дней. Еще до XV в. появились такие монастыри, как Валаамский и Коневецкий на Ладожском озере, Палеостровский на Онеге и Спасо-Каменный на Кубенском озере.

В 1420-1430-е гг. был возведен Соловецкий монастырь на одноименных островах в Белом море. Иван Грозный основал Архангельск в 1583 г. со строительством на мысе Пур-Наволок крепости вокруг опять же монастыря, разоренного шведами, - Михайло-Архангельского. По тракту к Белому морю на Архангельск через Каргополь пошли не только торговые обозы, но и паломники, устремившиеся в Соловецкий и другие северные монастыри. Этот большой и оживленный тракт проходил неподалеку от стен Ферапонтова монастыря, и слава об этой обители быстро передавалась из уст в уста.

Монастырю повезло еще раз. Инок Мартиниан, впоследствии - преподобный Мартиниан Белозерский (ок. 1400-1483 гг.), местный уроженец, выходец из крестьянской семьи и ученик Кирилла Белозерского, был избран братией Ферапонтова монастыря игуменом с наказом «добро» заботиться о попечении и благоустройстве обители. Судя по всему, Мартиниан был человеком интеллектуального склада и явно имел способности архитектора. Он и его ученик Иоасаф, будущий архиепископ Ростовский и Ярославский (урожденный князь Оболенский), наладили в монастыре «книжное рукоделие», т. е., на современном языке, издательство, в котором создавались философские и житийные сочинения, а авторами были самые авторитетные служители Православной Церкви. Мартиниан укрепил фундаменты всех строений, поставил все необходимые хозяйственные постройки. Благо обитель (и не только при нем, конечно) получала щедрые пожертвования от сильных мира сего - Василия II Темного, Василия III и Ивана Грозного: утварью, деньгами, землями. Во Вкладной книге монастыря, начатой в 1534 г., значатся князья Старицкие, Кубенские, Лыковы, Вельские, Шуйские, Воротынские, Годуновы, Шереметевы и другие громкие фамилии русской знати. Да и купцы, путешествовавшие к Белому морю и обратно, что-то от своей выгоды непременно оставляли в Ферапонтове на богоугодные дела.

XVI в. для Ферапонтова монастыря начался с приглашения для росписи сводов собора Рождества Богородицы Дионисия, известнейшего к тому времени на Руси иконописца и «стенописца». Мастер прибыл «с чадами» - сыновьями Владимиром и Феодосием. Роспись собора посвящена как земной жизни Матери Божией, так и каноническим для православия символам ее святости и духовного могущества. После уничтожения фашистами в годы Великой Отечественной войны фресок XII-XV вв. в Новгороде фрески Дионисия в Ферапонтове - единственный оставшийся в первозданном виде большой комплекс русских средневековых стенных росписей. Уникальных и по своим художественным достоинствам признанных вершиной творчества этого художника. И все это великолепие было создано за 34 дня. В иконостасе собора были и иконы письма Дионисия, хранимые Третьяковской галерей и Русским музеем.

В цветовой гамме фресок преобладают белые, небесно-голубые, охристо-багрянцевые, розоватые, темно-красные и светло-зеленые тона в разных оттенках, то тонких, едва уловимых, то проступающих как торжественные акценты. Фон для всех сюжетов общей сложной многофигурной композиции в основном ярко-голубой. Еще загадочнее другое: ни разу со времени своего создания фрески, как.говорят мастера настенной живописи, «не поновлялись», но сохранились. Сейчас делается все, чтобы они не померкли: соблюдается определенный температурный режим с учетом погоды, анализируется состояние микрофлоры стен.

Общая информация

Монастырский православный архитектурный комплекс XV-XVII вв.
Полное название : Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский Мартинианов монастырь.
Дата основания : 1398 г.
Современный церковный статус : недействующий.
Местонахождение : Вологодская область, Кирилловский район, село Ферапонтово.
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с 2000 г.
Входит в комплекс Кирилло-Белозерского музея-заповедника.
Город, к которому относится монастырь территориально и в административном плане, - Кириллов (7439 чел., 2015 г.), районный центр.
Ближайшие озера : Бородаевское, Пасское.
Ближайшие аэропорты : (федерального значения, принимает средне-магистральные самолеты и вертолеты), ближайший международный - Талаги в Архангельске.

Цифры

Площадь монастыря : 13 300 м 2 .
Протяженность стен : 460 м.
Площадь стенописи собора Рождества Богородицы : 600 м 2 .
Музей : всего 10 412 единиц хранения, в том числе 1455 старопечатных книг.
Удаленность : 20 км - от Кириллова, 120 км - от Вологды.

Климат и погода

Умеренный континентальный с продолжительной, но умеренно холодной зимой и теплым, но коротким летом.
Средняя температура января : -12°С.
Средняя температура июля : +18,5°С.
Среднегодовое количество осадков : 600 мм.
Среднегодовая относительная влажность : 85%.

Экономика

Достопримечательности

    Собор Рождества Пресвятой Богородицы (1490 г.), знаменит росписями Дионисия.

    Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (1534 г.), строился на пожертвования царя Василия III.

    Церковь Мартиниана (1640 г.), возведена над гробницей бывшего игумена обители и освящена в его честь.

    Две церкви над Святыми вратами (1649 г.) - в честь Богоявления Господня и во имя преподобного Ферапонта - последние крупные каменные постройки в обители.

    Казенная палата (XVI в.).

    Шатровая колокольня. Дата постройки неизвестна, предположительно XVII в.

    Музей фресок Дионисия - филиал Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

    В 2 км от монастыря в деревне Цыпино - церковь Илии Пророка - памятник деревянного зодчества XVIII в., Цыпина гора (высота над подошвой 80 м, 204 м над уровнем моря) - в настоящее время горнолыжный комплекс.

    Национальный парк Русский Север.

Любопытные факты

    Дионисий происходил из знатной семьи. В синодике Кирилло-Белозерского монастыря имеется запись «Род Дионисия-иконника». В этом перечне - князья и царевич Петр Ордынский (Петр Ростовский, он же Дайр Кайдагул Орда-Ичинов сын Петр Ордынский Чингизов; ум. в 1290 г.). Был племянником хана Золотой Орды Берке, а тот - внуком Чингисхана. А вот кто были родители Дионисия - неизвестно.

    В Ферапонтове рассказывают красивую легенду о том, что минеральные пигменты для красок фресок созданы на основе растертых в пыль разноцветных камешков из местных озер. Искусствоведы к этой легенде относятся скептически. Ведь, напомним, вся работа была проделана всего в 34 дня, а на исследование свойств красок, до тех пор неизвестных художникам, понадобился бы едва ли не такой же срок, так что доставлялись краски, скорее всего, из Москвы.

    Иван Иванович Бриллиантов (1870-1931 или 1934 гг.), писатель, историк и богослов - тот человек, который первым обратил внимание русского общества на Ферапонтов монастырь. В 1898 г. сначала в журнале «Странник», а затем отдельной книгой вышел его научный труд «Ферапонтов Белозерский, ныне упраздненный монастырь», вызвавший большой резонанс, в первую очередь благодаря этому исследованию началась реставрация монастыря. И. И. Бриллиантов первым смог прочитать едва различимую надпись на откосе северного входа собора Рождества Богородицы, указывающую на мастеров («Дионисий с чадами»). Во время кампании 1922 г. по изъятию церковных ценностей Иван Иванович состоял в комиссии этого рода в Кирилловском уезде и сумел отстоять от конфискации и уничтожения многие художественные раритеты обители.

    В Подмосковье, под Можайском, находится еще один Ферапонтов - Лужецкий - монастырь, основанный все тем же преподобным Ферапонтом по просьбе князя Можайского Андрея, сына Дмитрия Донского. Там Ферапонт и закончил свой земной путь. Недалекого от этого монастыря находится Колодец святого Ферапонта - святой источник, вода которого считается целебной.

    На озере Бородаевском ледникового происхождения - 15 островов и отличная рыбалка, водятся щука, окунь, плотва (сорога), лещ и язь, встречаются налим и карась.

    Музей Ферапонтова монастыря - это не только фрески. Он располагает также исторической экспозицией,созданной в 1975 г. Здесь хранится Сиверский идол - каменный фаллический символ бога древних славян Ярилы (не позднее IX в.), представлена реконструкция монашеской кельи. В ней не спали и не ели, только молились, читали и занимались «книжным рукоделием».

Ферапонтов монастырь - уникальный памятник истории, архитектуры и стенописи XIV-XX вв., дошедший до наших дней в архитектурном комплексе XV-XVII вв. Расположен в 18 км от города , между озерами Паским и Бородаевским.

Архитектурный ансамбль Ферапонтова монастыря

Архитектура монастыря уникальна по своей древности. Архитектурный ансамбль состоит из 4 церквей, колокольни, Казенной и Трапезной палат. Территория обнесена невысокой оградой с двумя угловыми башенками и тремя воротами. Деревянные 2-этажные келейные постройки мужской и женской обителей не сохранились.

Главной достопримечательностью Ферапонтова монастыря является собор Рождества Богородицы 1490 года - самый древний каменный храм Русского Севера. Здесь сохранились уникальные фрески 1502 года древнерусского иконописца Дионисия. Его же кисти принадлежат древние иконы из собора. Кроме главного престола собор имел южный придел, освященный во имя святителя Николая архиепископа Мирликийского, над которым возвышалась малая главка. С северной стороны была пристроена небольшая звонница, остатки которой стали частью паперти. В 2000 году памятник включен в список особо охраняемых ЮНЕСКО.

Церковь Благовещения с Трапезной палатой была построена в 1530-1531 гг. на вклад царя в связи с рождением наследника . Подклет Трапезной служил поварней и хлебней. Церковь Благовещения и собор Рождества Богородицы соединены каменными переходами через второй ярус колокольни. Казенная палата первой трети XVI века относится к редким постройкам гражданского назначения. Верхний ярус служил книгописной мастерской, хранилищем казны и книг, нижний назывался сушилом, и это название перешло на все здание.

Церковь преподобного Мартиниана построена в 1641 году, является усыпальницей одного из основателей монастыря, где под спудом покоятся его мощи. Место погребения было украшено деревянной резной золоченой ракой с текстами, содержащими фрагменты его Жития. У ног святого ближе к алтарю находится погребение его ученика Иоасафа архиепископа Ростовского. Надвратная церковь Богоявления 1649 года с приделом во имя преподобного Ферапонта на Святых вратах служила домовым храмом опального Патриарха . К храму примыкает каменная келья, в которой, по преданию, жил ссыльный Патриарх, пока строилась его келья в 30 саженях от Святых врат.

Трехъярусная Колокольня XVII века имеет высокий открытый внутри квадратный шатер, вверху которого сохранился древний часовой механизм 1635 года, отреставрированный в 1990 году мастером-часовщиком Юрием Петровичем Платоновым, им же восстановлены звоны.

Сохранившиеся святыни:

  • 9 древних антиминсов XV-XVII вв. из собора Рождества Богородицы,
  • рака и полотняная риза преподобного Мартиниана 1646 года,
  • игуменское место, житийная икона преподобного Ферапонта и Мартиниана 1732 года,
  • кресло Патриарха 1668 года, сохранившееся от времени пребывания его в ссылке в Ферапонтовом монастыре, а также его стол и кресло из надвратной кельи,
  • на Бородаевском озере восстановлен рукотворный остров, сложенный из камней.

История Ферапонтова монастыря

Ферапонтов монастырь был основан преподобным Ферапонтом в 1398 году в вотчине князя Андрея Дмитриевича Можайского. Монастырь имел двух основателей и назывался Ферапонтов-Белозерский Богородице-Рождественский Мартинианов монастырь. Первоначально был небольшим и малочисленным, удаленным от селений и дорог. К началу XV века братия монастыря насчитывала 10-15 иноков. Позднее вдоль его стен пролег большой тракт на через , по которому проходил торговый путь на Север, а также шли паломники в Соловецкий монастырь.

Расцвет духовной культуры начался при игуменах Мартиниане и его ученике Иоасафе архиепископе Ростовском. Здесь создавалась житийная и философская литература. Расцвет хозяйственной деятельности пришелся на время царствования , и его сына , которые, побывав в монастыре на богомолье, щедро давали вклады утварью, землями, деньгами и льготами.

XVII-XVIII века стали для монастыря эпохой пожаров и разграблений, начало которым положили польско-литовские «воровские люди» в 1612-1616 гг. После неудачной осады Кирилло-Белозерского монастыря шайка разбойников занялась грабежом окрестных деревень. По указу 1764 года были отобраны монастырские владения, после чего обитель стала приходить в упадок и в 1798 году была упразднена.

В 1666 году в монастырь был заточен низложенный Патриарх , отбывавший здесь 10-летнюю ссылку. В 1676 году после смерти царя врагам удалось настоять на переводе его в Кириллов монастырь, где престарелый и больной Патриарх провел последние 5 лет своей жизни. Он был освобожден по настоянию царя , но по дороге в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь скончался под . В разные периоды ссыльными монастыря были митрополит Литовский и Киевский Спиридон-Савва, а также святитель Арсений Мацеевич митрополит Ростовский, расправа над которым совершилась по воле императрицы .

В 1904 году монашеская жизнь в стенах Ферапонтова монастыря возобновилась. К нему было привлечено внимание Императорской Археологической комиссии, после чего начались реставрационные работы под руководством академика архитектуры П. П. Покрышкина. Церковная старина в монастыре была полностью сохранена. Были проведены работы по всему комплексу зданий, под все церкви и палаты были подведены новые фундаменты, восстановлены своды, позакомарные покрытия собора Рождества Богородицы и церкви Благовещения.

Ферапонтов-Белозерский Богородице-Рождественский монастырь - ныне не действующий монастырь, уникальный памятник культуры, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, прославленный благодаря фрескам Дионисия - крупнейшего иконописца рубежа XV-XVI веков.

Комплекс монастыря включает собор Рождества Богородицы, церковь Благовещения, церковь-усыпальницу святого Мартиниана Белозерского, колокольню и Святые врата.

Монастырь был основан в 1397 году , пришедшим на север из Москвы вместе со своим другом преподобным . В новом краю они основали монастыри, которые в течение 400 лет были центрами православия в Белозерском краю. Мощный и величественный располагается всего в 15 километрах от Ферапонтова. После преподобного Ферапонта монастырь возглавил другой известный святой - преподобный .

В 1490 году в обители был построен собор Рождества Пресвятой Богородицы, который расписывал вместе со своими сыновьями прославленный иконописец Дионисий.

Монастырь получал богатые дары от великого князя Василия III и царя Ивана Грозного. Здесь в ссылке жил попавший в опалу патриарх Никон.

В 1798 году по указу Святейшего Синода монастырь был упразднен, а его церкви стали приходскими, то есть в них начали ходить местные жители.

В 1904 году монастырь снова открылся как женский, однако через 20 лет опять был закрыт.

Сегодня в соборе Рождества Богородицы проводятся службы, а сам монастырь действует как музей архитектуры и музей фресок Дионисия.

Интересные факты о Ферапонтовом монастыре

    Созданные Дионисием росписи Богородице-Рождественского собора находятся в сохранности, хотя никогда не поновлялись со времени создания.

    Фрески в Ферапонтовом монастыре являются единственным произведением Дионисия с несомненным авторством. О нем свидетельствует надпись на стене собора Рождества Богородицы.

    В музее хранится славянский идол Ярилы, символ плодородия, созданный не позднее IX века.