Какой флаг на флоте нашей страны. Флаг вмф ссср: предназначение, история создания и описание

  • Дата: 17.05.2021

Многие ошибочно считают, что Андреевский флаг – это военно-морской флаг Российской Федерации. Это неправильное мнение. Андреевским флагом называют любой флаг, среди элементов которого находится Андреевский крест. Такое заблуждение возникает по причине того, что классическим Андреевским флагом считают именно тот вариант его изображения, который используется на военно-морском флаге. Узнаваемый флаг Великобритании, флаг Шотландии и многие другие флаги, в том числе гюйс ВМС РФ, также имеют этот крест в качестве основы для всего рисунка. Но в данном контексте речь пойдет именно о военно-морском флаге РФ.

История Андреевского флага как основы для военно-морского флага Российской Федерации.

Классический Андреевский флаг представляет собой стандартное прямоугольное полотно, от центра до углов располагается Андреевский крест. Цвет фона полотнища, как правило, синий, а сам крест, как уже было сказано, диагональный, белого цвета. Возможна инверсия цветов (этот вариант используется на флаге Шотландии). Андреевский крест является самостоятельным символом, который отсылает к распятию Андрея Первозванного. Как гласит Новый Завет, Апостол Андрей был распят на двух скрещенных и косо расположенных по отношению к земле доскам, чем и объясняется тот факт, что на флагах рисунок креста также диагональный. Что интересно и заметно по тому, какие организации используют Андреевский крест на своих флагах, все они так или иначе имеют отношение к морю и воде в принципе. Это и флот Российской империи и РФ, это и страны, чей флот всегда был очень мощным, и чьи границы охраняются морем – Ямайка, Великобритания. Такая особенность объясняется тем, что Андрей Первозванный считается покровителем морской деятельности.

Первой организацией, которая стала использовать данный символ на своей атрибутике – Шотландия. На момент принятия такой символики Шотландия была еще отдельным королевством (832г.). Разумеется, этот год весьма приблизителен, так как проблематично точно удостовериться в этом факте ввиду отсутствия точного документального подтверждения. По легенде, во время войны с англами, шотландский король, отчаявшись, поклялся, что, если скотты одержат победу, он объявит Андрея Первозванного покровителем своего королевства. В тот же миг на небе ясно проявились очертания Андреевского креста. В той битве шотландцы, таки, одержали победу и выполнили свое обещание, в том числе путем утверждения такого флага. Но, вероятно, самым известным использованием креста в символике является Британский флаг. Таким, каким все его знают, он также обязан флагу Шотландского королевства. В XVII веке король, по происхождению шотландец, взошел на английский престол. В честь объединения Англии и Шотландии был учрежден новый флаг. Позже, как известно, к этому союзу присоединились и другие земли, в конечном итоге, флаг обрел современный вид.

В России флаги с Андреевским крестом существовали во времена Российской Империи после учреждениях их Петром Первым. Это были гюйсы, крепостные флаги. Правитель перенял крест из символики голландского флота во время своего визита в Европу. Во времена СССР внешний вид флага полностью поменялся, от Андреевского креста отказались в пользу советской символики. В 1992 году после развала СССР и создания Военно-морского флота Российской Федерации, элемент креста снова вернули в использование. В настоящее время Андреевский крест изображают гюйс ВМФ России, крепостной флаг, флаг береговой охраны Пограничных войск РФ, военно-морской флаг РФ. На данных флагах, кроме последнего, крест используется не в классическом виде, что проявляется в других цветовых решениях и пропорциях.

Андреевский флаг как военно-морской флаг Российской Федерации .

Самым первым русским военно-морским флагом был совсем даже не Андреевский флаг. Это был флаг корабля «Орел». Точный рисунок этого флага не известен. Выдвигается множество предположений, большинство которых, в конечном итоге, сводятся к тому, что флаг, скорее всего, содержал белый, красный и голубой (либо синий) цвета, рисунок его базировался на полосах. Расположение полос относительно друг друга, их пропорции точно не известны. До 1699 года существовало еще несколько версий военно-морского флага, внешний вид некоторых досконально не известен. В указанном году Петр Первый своим указом учредил Орден Андрея Первозванного, на котором уже использовался элемент Андреевского креста. После этого правитель решил ввести его в другую официальную символику – гюйс и военно-морской флаг. Интересный факт: военно-морской флаг не всегда назывался таковым. Во времена Петра Первого, к примеру, он носил название Первого адмиральского флага.

Российская Империя перестала существовать во время гражданской войны в начале ХХ века. С 1918 по 1924 год Андреевский крест еще присутствовал на военно-морском флаге, иногда с другими элементами (к примеру, с белым оленем в центре креста). В 1924 году флаги с элементом креста окончательно перестали существовать ввиду признания иностранными государствами советской России.

В 1992 году Российская Федерация снова ввела в обиход элементы Андреевского креста в свою символику. За образец был взят кормовой флаг суден императорского флота. Однако цвет креста был изменен с глубокого синего на голубой. В таком виде флаг просуществовал до 2001 года, в котором цвет снова изменили, на этот раз на исконный синий. Фон флага белого цвета. Сохранился со времен Великой Отечественной войны и Гвардейский военно-морской флаг. Его носили те корабли и их соединения, которые были удостоены звания гвардейских. Флаг был дополнен георгиевской лентой, расположенной чуть ниже центра флага от внешней кромки одной полосы креста до внешней кромки второй по всей длине. Существуют также Орденский военно-морской флаг и Гвардейский Орденский военно-морской флаг. Эту символику носят те корабли, которые были награждены орденом Российской Федерации. В левом верхнем углу обычного военно-морского флага располагается изображение самого ордена. У Гвардейского Орденского флага также присутствует георгиевская лента.

Безусловно, любой, кто проходил службу в военно-морском флоте Российской Федерации, гордится этим. А для любого русского человека в принципе символика Андреевского креста является в какой-то степени сакральной. Петр Первый крайне удачно соединил флот и этот символ, что признали даже современные законодатели, позволив вернуться Андреевскому флагу в качестве военно-морского спустя почти 80 лет после его упразднения.

Словосочетание «Андреевский флаг» уже давно стало устойчивым и ассоциируется исключительно с флотом, но все же возникает вопрос: почему именно это мужское имя выбрано для названия, ведь он вполне мог бы быть Александровским, Ивановским или Федоровским. Все дело в том, что в качестве символа для знамени выбран особый крест, который называют Андреевским.

А история его такова: среди апостолов Иисуса было два брата-рыбака Петр и Андрей, о последнем как раз идет речь в популярной в 90-х годах прошлого века песне «Прогулки по воде». После распятия Христа он путешествовал, проповедовал христианское учение и был казнен в Греции. Мученическую смерть он принял на кресте, форма которого представляет пересечение двух балок, вбитых в землю под наклоном и образующих острый угол. Поэтому две пересекающиеся линии являются символом апостола Андрея.

Пропорции сторон Андреевского составляют 2 к 3, а ширина синих полос равна 1/10 от длины.

Почему именно апостол Андрей

Связь между апостолом Андреем и Военно-Морскими Силами Российской Федерации не очевидна, но имеются две причины, почему символ этого мученика украшает флаги нашего флота. Во-первых, в своих скитаниях Андрей Первозванный дошел до мест, ставших впоследствии Русью, и даже согласно некоторым преданиям оставил в Киеве свой наперстный крест. Утверждение это можно поставить под сомнение, ведь возникновение первых городских поселений на правом берегу Днепра относят к 5-6 веку нашей эры.

И хоть легенда остается легендой, именно из-за нее Андрей Первозванный является одним из покровителей России. Вторым фактом, связывающим апостола с флотом, является его профессия – он ловил рыбу в Галилейском море. А поскольку часть рыбы шла на продажу, то первоначально он покровительствовал всей морской торговле, а уж после Андреевский крест украсил флаги военных кораблей.

Петр I чтил Андрея Первозванного, и именно он своим указом утвердил вид кормовых флагов в 1720 году.

Андреевский крест на других Флагах

Интересно, что символ апостола-рыбака, которого Христос призвал к себе в ученики первым, очень популярен в эмблематике и, в частности, в геральдике. Андреевский крест легко можно разглядеть во флаге Великобритании, Шотландии, Ямайки, американских штатов Алабама и Флорида, бразильских городов Рио-де-Жанейро и Форталеза. Также он использовался во время Великой Отечественной войны отрядами Власова, а сейчас является частью гюйсов таких морских государств, как Россия, Эстония, Латвия, Бельгия.

День Военно-морского флота является одним из самых любимых народных праздников. Не последнюю роль в этом играет визуальная составляющая: моряки в красивой парадной форме, величественные корабли на рейдах, реющие на ветру флаги.

За каждой флотской традицией стоит трудный опыт и неповторимый исторический путь России. То же самое можно сказать о символах нашего флота и главном из них - Андреевском флаге. О его истории, о смыслах и образах, которые олицетворяет собой синий косой крест на белом поле, ТАСС рассказал доктор исторических наук, старший научный сотрудник НИИ (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ Михаил Монаков.

У истоков традиции

Обычай поднимать на кораблях флаги зародился, когда флот был парусным. Тогда любой выход в море мог стать последним - корабли погибали от непреодолимых природных сил, войны на море велись десятилетиями, а в перерывах между ними на морских путях промышляли пираты. Уже тогда это имело не только функциональное, но и важнейшее политическое и ритуальное значение. Внешний вид флага, его символика должны были воздействовать на сознание и настроение моряков таким образом, чтобы поддерживать в них веру в покровительство высших сил, в могущество своего государя и своей страны, убеждать, что осененный им человек сильнее любого врага и морской стихии.

Практическое значение флагов в эпоху парусного и в начале эпохи парового флота очевидно. Тогда еще не было аппаратуры опознавания "свой-чужой", за горизонтом корабли друг друга не видели, из-за чего вероятность внезапной встречи с врагом или "джентльменами удачи" была высокой

Михаил Монаков

Поэтому до определенного времени даже "купцы" - коммерческие суда - ходили вооруженными. В море на сближение шли с некоторой опаской: прежде чем решиться на это, надо было установить, не приведет ли такая встреча к тяжелым последствиям. Ведь даже между формально не воюющими государствами отношения порой были таковы, что при удобном случае они не стеснялись захватывать корабли и суда друг у друга. Уклониться от опасного сближения, оторваться и уйти от преследования можно было, только вовремя различив флаг встречного корабля.

Рождение флага

До конца XVII века государственная символика в России находилась в зачаточном состоянии. Ее применение носило ограниченный характер, причем для обозначения принадлежности частных грузовых и промысловых судов, ходивших по внутренним путям и морям Русского Севера, она не использовалась.

Регулярный военный флот в России появился благодаря Петру Первому и его сподвижникам. Параллельно с созданием флота формировалась и его символика.

Из Западной Европы в Россию пришло разделение флагов военного и коммерческого флота по внешнему виду и статусу. Сегодня по этому признаку можно выделить государства, морские традиции которых восходят к Средневековью, кодексу рыцарства и рыцарской символике. Во главе этого списка - Великобритания. Подобное разделение существует и в морских государствах, исторически связанных с британской короной, и в некоторых других странах, например, в Японии, флот которой в конце XIX столетия строился по британскому образцу.

У Нидерландов, Франции и США такого разделения нет - и на кораблях, и на гражданских судах в качестве главного символа национальной принадлежности используется государственный флаг.

Достоверные и привязанные ко времени эскизные изображения флагов, на основе которых впоследствии сложились внешний вид и основные элементы символики российского государственного флага, флагов военного и торгового флота, относятся к 1698–1699 годам. Именно тогда Петр Первый возвратился из Англии, где изучал морское дело

Михаил Монаков

старший научный сотрудник НИИ (военной истории), доктор исторических наук

Есть основания предполагать, что за образец флагов, изготовленных для русских кораблей и судов, которые участвовали в первом и втором Азовском походах, был взят слегка измененный голландский. Три цвета - белый, синий и красный - присутствуют в государственной символике многих стран. Это очень яркое сочетание, легко воспринимаемое визуально и запоминающееся.

"Флаги русских кораблей были трехцветными, но каким образом эти цвета располагались в виде каких-то геометрических фигур, вертикальных или горизонтальных полос, достоверно судить мы не можем. На гравюре голландца Адриана Шхонебека русские корабли несут кормовые и носовые флаги, крестами (предположительно синего цвета) поделенные на прямоугольники (предположительно белого и красного цвета), расположенные в шахматном порядке. Но эти гравюры были выполнены не с натуры, а по словесным описаниям участников похода, и доверять им нельзя", - поясняет Монаков.

Первые изображения Андреевского креста на морских флагах также появляются не ранее 1698 года. Очевидно, что они связаны с первой наградой Российской империи - орденом Святого апостола Андрея Первозванного, который учредил Петр. Основа символики этого ордена - синий или лазоревый косой крест, на котором якобы был распят апостол, первым принявший учение Иисуса Христа и последовавший за ним.

В британском флаге, или, как его называют, "Юнион Джеке", который также очень понравился Петру, соединены три креста - британский Георгиевский (красный на белом поле), шотландский Андреевский (белый на синем поле) и позднее - косой красный крест Святого Патрика, чтимого в Ирландии.

Первые эскизы российского Андреевского флага, приписываемые Петру Первому, свидетельствуют о том, что царь пытался наложить на триколор косой синий крест, но такое изображение очень плохо читалось.

И тогда первый российский император пошел по пути минимализма - оставил лазоревый Андреевский крест на белом поле. Это был очень функциональный подход - сделать флаг хорошо видным, читаемым и при этом отличающимся от других.

Создание легенды

Система флагов Российского государства создавалась на протяжении примерно 20 лет. Впервые она описана в "Морском уставе воинском", который был издан в 1720 году. "Вводная глава этого устава открывается словами "Флот есть слово французское". Но дальше идет предыстория русского флота. Подразумевалось следующее: хотя и создан этот флот не так давно, но его история и традиции не менее древние и славные, чем у ведущих морских держав того времени", - поясняет Монаков.

В этой главе "Морского устава" говорится о том, что первая попытка создания в России регулярного флота была предпринята еще при царе Алексее Михайловиче - отце Петра Первого, однако намного раньше, за несколько веков до создания британского флота, русские выходили на своих судах в моря, участвовали в морских сражениях. Очевидно, что все это соотносилось с идеей старца Филофея о том, что "Москва - Третий Рим, а четвертому не бывать".

Основой государственной идеологии любой европейской страны того времени являлось христианство. Русь приняла его в IX веке, однако, согласно преданию об Андрее Первозванном, уже в I веке он принес его на земли восточных славян и, проповедуя учение Христа, прошел путь от места, где впоследствии возник Киев, до острова Валаам на Ладожском озере.

"В кругу сподвижников Петра был архиепископ Феофан Прокопович - один из крупнейших деятелей русского православия конца XVII - начала XVIII столетия. По некоторым данным, он является соавтором вводной главы к "Морскому уставу". Я допускаю, что именно он внушил Петру идею сделать символом Военно-морского флота России Андреевский крест", - отмечает Монаков.

История гюйса

В начале XVIII века в систему российской государственной символики вошла видоизмененная реплика британского "Юнион Джека" - это носовой корабельный флаг - гюйс.

С практической точки зрения его появление объясняется тем, что при определенном ракурсе кормовой флаг корабля, идущего под всеми парусами, не был виден. Сначала его стали дублировать таким же флагом, поднимавшимся на носовом флагштоке, а затем, очевидно, чтобы подчеркнуть особую роль кормового флага, вместо носового Андреевского стали использовать гюйс. Будучи поднятым на грот-мачте (самой высокой на парусном корабле), он выступал в качестве "кейзер-флага" - символа власти главнокомандующего флотом, а также использовался в качестве флага для морских крепостей.

Символом верховной власти стал "царский" штандарт - прямоугольное полотнище с черным орлом на желтом фоне. Его поднимали, когда на борту присутствовала царствующая особа.

До конца XVIII столетия гюйс и Андреевский флаг поднимали на всех кораблях и судах русского флота независимо от их размеров и вооружения. Позднее гюйс стал исключительной принадлежностью наиболее крупных и мощных из них - кораблей первого и второго рангов. Первоначально они несли этот флаг и на ходу, а затем его стали поднимать только во время стоянки на якоре, бочке или швартовах

Михаил Монаков

старший научный сотрудник НИИ (военной истории), доктор исторических наук

В бою, кроме главного (кормового) флага, который на ходу корабли отечественного флота несли на гафеле (рее, которая устанавливалась в диаметральной плоскости, перпендикулярно или под углом к мачте), на свободных от других флагов и вымпелов мачтах поднимались стеньговые. Таким образом, если бы какой-то из Андреевских флагов в бою был сбит, оставался хотя бы один из них, и корабль не мог оказаться в ситуации, внешне напоминавшей сдачу.

Георгиевский флаг

В России существовала особая - почетная версия Андреевского флага, но за два столетия дореволюционной истории отечественного флота его заслужили только два корабля, команды которых в бою проявили массовый героизм и высокое воинское искусство.

Внешне он выглядел точно так же, но в центре лазоревого косого креста помещался герб Великого княжества Московского - святой Георгий, поражающий змея, на червленом (красном) поле. Этот флаг был учрежден в 1813 году и вручен Морскому Гвардейскому экипажу, воевавшему в составе Гвардейского корпуса в 1812 году и в Заграничном походе русской армии 1813–1814 годов. По указу императора Александра Первого экипаж был награжден за победу в сражении под Кульмом.

Впоследствии император повелел поднимать Георгиевские Андреевские флаги на всех кораблях, причисленных к Гвардейскому экипажу. Первым его получил линейный корабль "Азов", отличившийся в Наваринском сражении. Примечательно, что в то время на нем служили молодой лейтенант Павел Нахимов, мичман Владимир Корнилов и гардемарин Владимир Истомин, а командовал "Азовом" один из величайших русских адмиралов, первооткрыватель Антарктиды Михаил Лазарев

Михаил Монаков

старший научный сотрудник НИИ (военной истории), доктор исторических наук

Вторым кораблем, получившим Георгиевский флаг, был знаменитый бриг "Меркурий", запечатленный на картине Ивана Айвазовского. В 1829 году под командованием капитан-лейтенанта Александра Казарского этот 20-пушечный бриг дерзнул вступить в бой с двумя линейными турецкими кораблями, на каждом из которых было по 80 пушек.

Потом Георгиевский флаг по наследству перешел к названным в честь этих двух героических кораблей крейсерам "Память Азова" и "Память Меркурия".

Флаги расцвечивания

Во время праздника каждый корабль от носа до кормы традиционно украшен сигнальными флагами (расцвечивания). Первоначально они предназначались для связи между кораблями в бою или походе - передачи сигналов, с помощью которых флагман управлял своей эскадрой. Сначала их поднимали на флагманском корабле, а затем сигнал репетовали (повторяли) впереди идущие корабли и следующие в кильватере.

Если соединение было многочисленным, для ускорения передачи флажных сигналов назначались репетичные корабли. Они выходили из строя, шли параллельным курсом, повторяли сигналы за флагманом, и в этом случае их могли наблюдать одновременно с нескольких кораблей эскадры, что значительно сокращало время выполнения приказаний командующего

Михаил Монаков

старший научный сотрудник НИИ (военной истории), доктор исторических наук

Обычно сигналы были трехфлажными. Многовековой морской опыт говорит о том, что более трех символов человек на соседнем корабле не в состоянии воспринять быстро и однозначно. В отечественном флоте каждый сигнальный флаг имеет название и значение, совпадающее с названием и значением соответствующей буквы старославянского алфавита: "аз", "буки", "веди" и так далее.

Со временем эти яркие флаги, которые использовались по прямому назначению и в торжественных случаях (например, при высочайших смотрах), стали применяться и в качестве праздничного украшения кораблей - флагов расцвечивания. При этом строгое правило гласит, что тогда они "набираются" без всякой системы, чтобы случайно не сложилось такое их сочетание, которое могло быть истолковано как сигнал, подлежащий исполнению. Исключаются и те, которые внешне похожи на флаги других государств (такие в наборе сигнальных флагов есть).

В темное время суток флаги расцвечивания сменяются праздничной иллюминацией. Этот обычай существует с тех пор, как после заката солнца во время государственных праздников на военных кораблях стали зажигать гирлянды фонарей, подвешенные на мачтах, а между ними помещать светящиеся изображения в виде государственного герба или императорского вензеля.

Традиции живы

Все главные морские символы перешли от парусного флота к паровому практически в неизменном виде. Унаследовал он и особый воинский ритуал - подъем кормового Андреевского флага и гюйса (на тех кораблях, которым он положен по рангу). Прежде этот церемониал проводился одновременно с восходом солнца, а теперь по расписанию, в восемь утра.

Утренняя церемония подъема флага всегда была очень торжественной. В чем-то она была сродни литургии, которая на кораблях старого флота начиналась словами: "На молитву! Шапки долой!" А перед подъемом флага звучала команда: "Шапки долой! Флаг поднять!"

После революции Андреевский флаг отменили, а вот гюйс служил в почти неизменном виде еще некоторое время. Самое интересное, что внешний вид первого военно-морского флага РККФ (или Морских сил Рабоче-крестьянской Красной армии СССР - прим. ТАСС), существовавший до 1935 года, перекликается с гюйсом - там есть элементы и Георгиевского креста, и Андреевского.

Примечательно также, что у советского военно-морского флага, введенного в 1935 году, основные цвета - белый и синий - те же, что и у Андреевского флага. Добавились только яркие красные элементы - звезда, серп и молот.

"Современный ритуал подъема и спуска флага на российских боевых кораблях отличается от ритуалов на флотах других стран. Это отголоски старого, императорского флота. Носить в море флаг на гафеле, а не на корме - также русская традиция", - добавляет Монаков.

Когда в 1992 году на российских кораблях вновь подняли Андреевский флаг, то это стало символом неразрывности дореволюционных и советских традиций отечественного Военно-морского флота. Сегодня статус этого флага стал еще выше - он законодательно приравнивается к боевому знамени, являясь символом героизма, доблести и чести многих поколений русских моряков.

Подготовила Анна Юдина

1 (11) декабря 1699 года государь Петр I Алексеевич учредил Андреевский флаг в качестве официального флага Российского военно-морского флота. Главное корабельное знамя Российского ВМФ представляет собой белое, прямоугольное полотнище, пересеченное по диагонали из угла в угол двумя голубыми полосами, которые образуют косой крест. Свой выбор царь объяснил тем, что именно от апостола Андрея Первозванного Русь впервые приняла святое крещение, и он стал её небесным покровителем, и таким образом, Петру хотелось увековечить имя святого.

Символика Андреевского флага имеет глубокие корни. Один из учеников Иисуса Христа был Андрей - родной брат апостола Петра (Кифы, бывшего Симона), покровителя царя Петра I. Согласно Евангелию, оба брата рыбачили на Галилейском озере, то есть имели непосредственное отношение к морю. Андрей был первым призван Иисусом Христом в ученики и поэтому был назван Первозванным. Согласно некоторым источникам, Андрей был направлен для миссионерской деятельности в Скифию (Северное Причерноморье). В ряде русских источниках сообщается о путешествии апостола из Крыма в Рим через Ладогу. Рассказывается, что Андрей сделав остановку на возвышенностях у Днепра, где будет основан Киев, сообщил ученикам, что здесь воссияет благодать Божия и будет основан великий город. Он поднялся на холмы, благословил их и водрузил крест. Затем он посетил и северные земли Руси, удивляясь обычаю славян, которые моясь в банях, били себя «молодыми прутьями», обливаться квасом и ледяной водой. Некоторые источники сообщают о дальнейшем пути апостола Андрея на север, где он поставил крест около нынешнего села Грузино на берегу Волхова, к Ладожскому озеру и посещении острова Валаам. В то же время надо отметить, что многие авторы, в том числе православные церковные историки, ставят под сомнение существование этого путешествия.

Одно известно точно, апостол Андрей прославился как неутомимый путешественник и проповедник христианства. Деятельность миссионера была тесно связана с морем. «Золотая легенда» (собрание христианских легенд и житий святых, написанное в 13 столетии) сообщает о спасении и даже воскрешении 40 путешественников, которые морем направлялись к апостолу, но были погублены штормом (в другом варианте сообщается об успокоении моря молитвой). Этим можно объяснить почитание Андрея Первозванного как покровителя мореходов. Его жизнь была завершена мученической смертью - распятием на косом кресте (который и получил имя апостола).

Почитание в Российском государстве апостола Андрея и особое отношение к нему царя Петра Алексеевича выразилось и в том, что в 1698 году был учрежден первый российский орден - Святого апостола Андрея Первозванного. Основной частью ордена был образ апостола Андрея, распятого на косом кресте. Андреевский орден на голубой ленте до 1917 года оставался главной и самой почитаемой наградой в Российской империи (с 1998 года высшая награда Российской Федерации). Также надо отметить, что символика Андреевского флага шла ещё от отца Петра – царя Алексея Михайловича, который учредил для построенного при нём корабля «Орёл» особый флаг – бело-сине-красное полотнище с двуглавым червлёным орлом.

Став царем, Петр Алексеевич большое внимание уделил разработкам рисунков флага российского флота. Так, в 1692 году было создано два эскиза. Один - с тремя горизонтальными полосами и подписью: «белая», «синяя», и «красная». Второй рисунков - указываются тех же цвета с «наложенным» на них Андреевским крестом. В 1693 и 1695 годы флаг второго проекта был занесен в ряд европейских атласов как «флаг Московии». Надо сказать, что в поисках окончательного варианта военно-морского флага России царь перебрал за два десятилетия около 30 проектов. В августе 1693 года царь Пётр поднял на вооруженной яхте «Св. Петр» флаг из трех горизонтальных полос (белой, синей и красной) с золотым орлом в центре. С этого момента можно проследить развитие военно-морского флага Русском государстве. К сожалению, нет данных о том, под какими стягами ходили ладьи русских воинов в первом тысячелетии нашей эры, плавали суда новгородских купцов и ушкуйников. Хотя можно предположить, что русские боевые стяги были с самой глубокой древности красными.

В 1696 году во время второй осады турецкой крепости Азов русские корабли несли на корме флаг с синим прямым крестом и четвертями белого и красного цветов. Однако уже в следующем году царь Пётр учреждает новый флаг военного флота из трех горизонтальных полос - белой, синей и красной, фактически вернувшись к варианту 1693 года. Под этим флагом отправился в 1699 году в Константинополь с первой официальной дипломатической миссией российского военного флота корабль «Крепость». В то же время русский государь, только что вернувшийся из путешествия в Западную Европу, продолжил поиски рисунка военно-морского флага России. Осенью 1699 года впервые на бело-сине-красном полотнище появляется «андреевский» косой синий крест - знак покровителя Руси апостола Андрея Первозванного. Он же был помещён царем и в белой голове известного с 1697 года трехцветного вымпела, который просуществовал под названием «ординарного» до 1870 года.

В 1700 году царь Петр рассматривает гравюры и чертежи 58-пушечного корабля «Гото Предестинация» («Божье предвидение»). На гравюрах Адриана Шхонебека и на акварели Бергмана боевой корабль изображён с шестью различными флагами! На одном из видов изображён флаг, в полотнище которого последовательно располагаются девять горизонтальных полос белого, синего и красного цветов; на другом - бело-сине-красный флаг с тремя горизонтальными полосами (вариант 1697 года); на третьем - флаг из семи полос, на широкой белой центральной полосе которого размещён чёрный андреевский крест, выше этой полосы узкие белая, синяя и красная, и ниже неё - узкие синяя, белая и красная полосы. Однако царь считает, что флаг 1697 года устарел, а полотнище из девяти полос плохо читается и к тому же очень похож на голландский флаг контр-адмирала. Царя удовлетворяют флаги на чертежах: белый, синий и красный с андреевским синим крестом в верхней четверти флага у древка. Эта система была аналогична принятой в английском флоте. Одновременно были учреждены флаги галерного флота, отличавшиеся от корабельных флагов наличием косиц (концы флага в виде прямоугольных треугольников). Кроме того, на мачтах кораблей стали поднимать белые, синие и красные вымпелы, в белой голове которых помещался синий андреевский крест. Синий и красный флаги и вымпелы, которые иногда отменяли, и вновь вводили в обращение, в целом они просуществовали до 1865 года. Белый флаг получил новый рисунок уже в 1710 году – синий андреевский крест был перемещён в центр полотнища и словно висел в нём, не касаясь концов флага. Привычный нам образ Андреевский флаг принял в 1712 году: белый флаг с синим Андреевским крестом. В такой форме этот флаг просуществовал в Военно-морском флоте России до ноября 1917 года.

С 1720 года на бушприте кораблей флота России стали подниматься гюйс - специальный флаг, который ранее использовали как флаг морских крепостей и именовавшийся «кейзер-флаг». Красное полотнище пересекал не только косой синий крест, но прямой белый крест. Считается, что, он появился в 1701 году. До 1720 года корабли России несли в качестве гюйса уменьшенную копию кормового флага. Слово «гюйс» имеет интересную : оно происходит от нидерландского «гёз», то есть нищий. Так в 16 столетии называли восставших против испанского владычества жителей Нидерландов. Самая большая группа гёзов воевала на море («морские гёзы») и впервые стала применять этот флаг.


Гюйс, флаг морских крепостей.

Главенство белого флага, с синим Андреевским крестом, было окончательно закреплено в Уставе 1797 года: «Если корабли никуда не причислены, несут белые флаги». В то же время корабли русского Черноморского флота от его основания до 1918 года плавали только под белыми андреевскими флагами. Цветные – синие и красные флаги, были отменены в правления Анны Иоанновны и Екатерины Великой. В крыжах (верхняя четверть флага у древка) синего и красного флагов с 1797 по 1801 годы (во время правления Павла Петровича) расположили не андреевский флаг, а гюйс, который для императора Павла I, который с детских лет носил звание генерал-адмирала, имел особенное значение как личный знак. Надо отметить, что именно государь Павел Петрович превратил старые флаги и знамена из предметов вещевого довольствия в военные реликвии. Кроме того, при государе Павле некоторые русские корабли некоторое время поднимали красный с белым крестом иоаннитов флаг. Этот флаг был создан как кормовой знак мальтийских эскадр созданных новоиспеченным главой Мальтийского ордена. 16 декабря 1798 года Павел I был избран великим магистром Ордена св. Иоанна Иерусалимского и планировал создать флот базирующийся на Мальте, для обеспечения интересов Российской империи в Средиземном море и на юге Европы. Флаг был упразднен после смерти Павла Петровича.

В 19 столетии в Российской империи появятся ещё несколько новых кормовых флагов. Так, ещё в 1797 году корабли Морского Кадетского корпуса получили специальный кормовой флаг, где в центре Андреевского флага в красном овале был помещен герб учебного заведения. А на грот-мачте суда этого учебного заведения стали поднимать «ординарные» вымпелы с трехцветными косицами. С 1827 года корабли учебных морских экипажей получили право поднимать особенный флаг, где было изображение пушки и якоря (они также размещались в красном овале). Получили свои кормовые флаги и гидрографические суда русского императорского флота. В 1828 году был учреждён флаг «для лоции», на андреевском флаге в центре располагался рисунок чёрной катушки компаса с золотым якорем, указывающим на север. Правда, уже в 1837 году этот флаг был заменён учреждённым в 1829 году флагом генерал-гидрографа. Он имел ту же чёрную катушку компаса, но в синем небольшом крыже. Кроме того, в 1815-1833 гг. существовал и кормовой флаг для кораблей Висленской военной флотилии (Флаг военных судов Царства Польского). Это был андреевский флаг с небольшим красным крыжем, в котором расположили белого польского орла. Данный флаг был отменён после поражения Польского восстания 1830-1831 гг.


Флаг Генерал-гидрографа Генерального штаба. Флаг судов, для лоции предназначенных.

Вспомогательные суда военно-морского флота Российской империи до 1797 года несли на корме трёхцветный флаг, а на бушприте гюйс. С 1794 по 1804 год вспомогательные суда отличались военным вымпелом. А с мая 1804 года получили специальный флаг с белым или синим полотнищем, с крыжем национальных цветов (бело-сине-красный) и перекрещенными якорями под ним. Кроме того, вооружённый транспорт одновременно нёс военный вымпел. Все эти флаги были отменены в 1865 году.

Георгиевский вымпел - трехцветный вымпел с андреевским флагом в голове, на центр креста которого наложен красный щит с образом покровителя военных св. Георгия Победоносца, был учреждён в 1819 году. Он стал отличать гвардейский экипаж, который заслужил эту честь в сражении города Кульм в 1813 году. Другими отличиями, которые выделяли высших должностных лиц, были георгиевский адмиральский флаг (он имел полотнище андреевского флага, но с красным щитом Георгия Победоносца), георгиевский брейд-вымпел и шлюпочный флаг контр-адмирала. Кроме того, во время русско-турецкой войны 1828-1829 гг. в боях с турками особенно отличились 74-пушечный линейный корабль «Азов (герой Наваринского сражения) и 18-пушечный бриг «Меркурий» (одержал победу над двумя турецкими линейными кораблями), они были отмечены адмиральскими георгиевскими флагами, которые поднимали как кормовые. За всю последующую историю Российской империи более ни один военный корабль русского флота не получил такой награды.

С развитием страны происходили изменения и во флагах военно-морского флота. В 1865 году по причине ненадобности были отменены синие и красные флаги и вымпелы. Также отменили и все, кроме андреевского, кормовые флаги. В 1870 году шлюпочные флаги стали стеньговыми флагами адмиралов, был ликвидирован «ординарный» вымпел, под которым плавали корабли, не причисленные к какой-либо части. Георгиевский вымпел получил вместо трехцветных, белые косицы. В этом же году кормовым флагом вспомогательных судов Военно-морского флота России стал синий флаг, который имел изображение андреевского флага в крыже. Кроме того, по мере развития вооруженных сил, появляются флаги судов морских крепостей, новые флаги должностных лиц, судов отдельных частей, кораблей отдельного Корпуса пограничной стражи, флаги морской авиации.

Революция 1917 года принесла новые символы. Рядом с андреевскими флагами стали поднимать красные полотнища. С весны 1918 года подъём андреевского флага на кораблях Советской России был прекращён. В конце 1924 года андреевские флаги были спущены и на кораблях флота белых в Бизерте (корабли были заложены французам, те их вскоре «пустят на иголки»). Гюйс и крепостной флаг, с некоторыми изменениями - в центральной части полотнища в белом круге изображалась красная звезда с серпом и молотом посередине, просуществовали до 1932 года. Кроме того, во время Второй мировой войны символику Андреевского флага использовали коллаборационистские части генерала Власова.

17 января 1992 года, правительством России была принята резолюция, которая возвратила Андреевскому флагу статус Военно-Морского флага России. В результате дореволюционные Андреевский флаг и гюйс были восстановлены в ВМФ России и действуют до настоящего времени.

Учреждены Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1992 г. № 798 " О военно-морских флагах и вымпелах Российской Федерации".
(в редакции Федерального закона от 29.12.2000 года № 162)

ОПИСАНИЕ И РИСУНКИ ВОЕННО-МОРСКИХ ФЛАГОВ И ВЫМПЕЛОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


А. КОРМОВЫЕ ФЛАГИ, ГЮЙС И ВЫМПЕЛ.


1. Военно-морской флаг.

Представляет собой белое полотнище с двумя диагональными полосами синего цвета.
Размеры флага: отношение ширины флага к его длине - один к полтора; ширина голубой полосы равна 1/10 длины флага.

3. Орденский военно-морской флаг.

Представляет собой военно-морской флаг, на котором в крыже помещается изображение ордена.
Размер крыжа - 1/4 часть полотнища флага

5. Гюйс и крепостной флаг.

Представляет собой красное полотнище с белым вертикальным крестом, на которое наложен голубой диагональный крест, окантованный белой полосой.
Отношение ширины флага к длине - один к полтора, ширины голубой полосы к длине флага - 1/10.
Отношение ширины белой полосы вертикального креста к ширине полотнища - 1/20, белой окантовки диагонального креста - 1/40.

7. Флаг судов (катеров) Вспомогательного флота Военно-Морского Флота.



Размер помещенного в крыже военно-морского флага - 1/4 всего полотнища.

9. Флаг поисково-спасательных судов (катеров) Военно-Морского Флота.

Представляет собой синее полотнище, имеющее в крыже изображение военно-морского флага.
В центре правой половины флага, в белом круге, окаймленном черной окантовкой, помещено изображение водолазного шлема черного цвета.
Отношение ширины флага к длине - один к полтора.
Диаметр круга вместе с окантовкой равен 1/2 ширины флага.
Размер военно-морского флага в крыже - 1/4 всего полотнища.

11. Флаг начальника Главного штаба Военно-Морского Флота.

Представляет собой военно-морской флаг, в центре которого помещены два перекрещивающиеся адмиралтейских якоря красного цвета, обрамленные лавровым венком золотистого цвета.
Внизу венка размещена лента золотистого цвета с развевающимися концами.
Наибольший диаметр лаврового венка равен 6/7 ширины флага.
Высота якоря - 3/5 ширины якоря.
Ширина венка - 1/14 ширины флага; ширина ленты - 1/28 ширины флага.


12. Флаг командующего флотом.

Представляет собой красное полотнище, имеющее в крыже изображение военно-морского флага. На красном поле полотнища помещены три белые звезды: две размещены на красной вертикальной половине флага, а одна - под крыжем.
Отношение ширины флага к длине - один к полтора.

Диаметр белых звезд - 1/4 ширины флага.
Звезды расположены друг от друга на одинаковом расстоянии, при этом звезды расположенные в правой половине флага размещены в центрах четвертей полотнища, а звезда под крыжем на одном уровне с нижней звездой.

14. Флаг командира соединения кораблей.

Представляет собой полотнище красного цвета, имеющее в крыже военно-морской флаг. В центре правой половины флага помещена одна белая звезда.
Отношение ширины флага к длине - один к полтора.
Размер военно-морского флага в крыже равен 1/4 всего полотнища.
Диаметр белой звезды - 1/4 ширины флага.

16. Брейд-вымпел командира дивизиона кораблей (судов).

Представляет собой военно-морской флаг уменьшенного размера с коническим полотнищем и косицами синего цвета.
Отношение длины брейд-вымпела к ширине флага - 5:1.
Длина выреза косиц равна длине флага.
Растворение косиц равно 1/2 ширины флага.