Конфликты в коллективе. «Проблемы отвержения в детском коллективе

  • Дата: 17.11.2020

Изгой – человек с особым мировоззрением, противопоставляющий себя обществу и не вписывающийся в его уклад. Но у такой личности всегда существует шанс оставаться собой и при этом не быть отверженным.

Инструкция

Если вы чувствуете, что вам становятся чужды некоторые устои общества, не старайтесь противостоять этому процессу. Человек – существо индивидуальное, а появление таких личностей, которые именуются изгоями, иллюстрирует, насколько общество развито и имеет ли в нем место беспорядок.

Развивая свою уникальность, постарайтесь уяснить для себя, что любой человек, по сути своей - . Просто не все это признают. Заботы о добывании денег, трата их на общепринятые удовольствия, модную стильную одежду, отдых – все это разве не указывает на присутствие коллективного разума, разума «стада», исключающего и ставящего под сомнение существование , уникума в человеческом существе?

Чтобы не быть изгоем , необходимо принять условия общества. Жить по его правилам, меняя его в лучшую сторону. Воспользуйтесь предоставленным шансом улучшить среду обитания в пользу человека думающего, естественного, являющегося частью природы.

Чтобы влиться в какой-либо коллектив или общество, необходимо соблюдать принятые законы, стиль поведения, «дресс-код», манеру общения. Но ведь при этом можно оставаться собой. Возможно, кому-то не понравится ваш юмор или точка зрения. Кому-то будут претить «цветовая гамма и стиль» вашего поведения и желание понять суть некоторых, возможно, запретных вещей. Не бойтесь высказывать свое мнение.

Поразмышляйте над тем, что общество, безусловно, оказывает влияние на жизнь отдельного индивидуума. Но ведь есть и обратная связь. То, насколько развита ваша личность в соответствии с законами природы, оказывает влияние на окружающих вас людей, пространство, события.

Ваша позиция должна быть жизнеутверждающей. Если вы чувствуете потребность, воспитывайте в себе лучшие . Тогда странно будет слышать о том, что вы - человек, стремящийся к совершенству - являетесь изгоем для общества.

Источники:

  • Ребенок изгой в классе

В любом коллективе, пожалуй, есть люди, которые держатся особняком. Они мало общаются с другими членами коллектива. Не участвуют в каких-то общих делах и развлечениях. И иногда бывает совсем непонятно, как они оказались в коллективе, с которым имеют так мало общего.

Школьный – это тоже коллектив. Подчас даже сложнее, чем взрослый. Ведь во взрослом коллективе все-таки соблюдаются требования этики. Что не всегда встречается в коллективах детских. Дети не умеют терпимо относиться к тем, кто для них непонятен или в чем-то отличается от них. Над таким ребенком могут не только шутить, но даже издеваться.

Подобной участи своему ребенку не желает ни один родитель. И любой родитель будет защищать своего ребенка от нападок других детей. Но иногда именно такая защита, переходящая в излишнюю опеку, служит лишним поводом для издевки над ребенком со стороны сверстников. Чаще всего такая преувеличенная опека встречается со стороны заботливых мам. Поэтому с самого раннего детства впечатлительные мамы должны научиться владеть своими эмоциями и порывами.

Нужно научиться спокойно смотреть на ссадины и шишки у . Без паники относиться к ободранным коленкам и порванному платью у девочки. Не стоит из этого делать трагедию и бежать с криками искать виноватых. Хотя бы потому, что в большинстве случаев ребенок получает подобные повреждения в пылу игры, когда и он и его сверстники настолько увлечены, что не думают о сохранности носа и колен. И только вместе с чувством боли закрадывается чувство обиды.

Родителям следует посочувствовать ребенку, но без особых эмоций. Можно уточнить, что он чувствует в этот момент. Он обязательно отвлечется на осознание своих чувств и гораздо быстрее успокоится. Так родители приучают ребенка не зацикливаться на неудачах и неприятностях. А это умение очень пригодится в детском коллективе.

Еще одной причиной отделения ребенка от коллектива может являться неумение отстоять свою точку зрения. Так бывает с детьми, за которых все и всегда решают милые родители или заботливые бабушки и дедушки. Свободе и самостоятельности тоже нужно учить. Постепенно нужно предоставлять ребенку возможность выбора все в большем количестве ситуаций. Начать можно с мелких бытовых.

Ребенок, уверенный в собственных силах, всегда сможет отстоять свои права. И если такой ребенок и будет вне коллектива, то только по собственной воле. И никто его не сможет назвать изгоем, потому что, несмотря на обособленность, он непременно будет пользоваться уважением сверстников.

Источники:

  • Ребенок изгой в классе

Изгой – это человек, который отвергается обществом. Все его попытки снова войти в свое социальное окружение заканчиваются по одному сценарию – он снова отвергается. Почему человек попадает в роль изгоя и как ему выйти из этой роли?

Когда коллектив отвергает человека

В каждом коллективе отвержение кого-то происходит в различной форме. В школе это могут быть насмешки, оскорбления и даже физическое притеснение, во взрослых коллективах отвержение может проходить в форме изощренного игнорирования, когда вроде бы и нет откровенного пренебрежения, но кому-то одному становится очень плохо, а все остальные, будто заранее договорившись, играют свою роль.

Изгоем становится тот, в ком большая часть окружающих людей начинает видеть то, что они отвергают в себе. Это могут быть такие качества, как неуверенность, отсутствие успеха в профессии. Впрочем, также это могут быть любые качества, которые именно в данном коллективе в силу каких-то причин оказывались под запретом. Например, не любит начальник суетливых сотрудников или тех, кто любит проявлять инициативу. Если он сможет распространить свое настроение на остальной коллектив, то сотрудник, имеющий такие качества, может стать изгоем и терпеть много негативных моментов в отношении от окружающих.

Или другой пример. Бывают коллективы, в которых царит атмосфера амбициозности. Члены таких коллективов ставят перед собой и друг другом сложные задачи и очень гордятся, когда удается их реализовать. Если в такой коллектив попадает человек, лишенный этого качества, – он может стать изгоем в силу того, что остальные не смогут уважать его и будут видеть в нем то, что не хотели бы видеть в себе – отсутствие желания добиваться чего-либо в жизни.

Таким образом, в большинстве случаев получается, что изгоем становятся по отношению к определенному коллективу. Если тот же человек попадает в другое сообщество, где не отвергаются качества, которые ему присущи, он может вполне неплохо там себя чувствовать.

Иногда в детских коллективах изгоями становятся те дети, родители которых слишком опекают их и постоянно контролируют их жизнь. Также причиной отвержения может быть какая-то особенность, которую не принимает коллектив – болезнь, черта характера, принадлежность к какой-либо социальной прослойке, бедность или наоборот материальная обеспеченность.

В этом случае нужно проанализировать, какие ценности присущи данному коллективу, какие качества отвергаются. После этого нужно понять, какие качества проявляет человек, ставший изгоем. Если это противоречие неразрешимо, то необходимо искать новый коллектив, или же строить отношения с учетом этой информации.

Когда человек отвергает окружающих

Однако еще бывает так, что человек становится изгоем практически в любом коллективе. Это уже совсем другая ситуация. Здесь нужно понять, какие качества в человеке делают его изгоем.

Во-первых, такой изгой изначально может отрицать многие ценности, которые исповедует коллектив и проявлять свое неуважение в некоторых высказываниях и поступках. Это, в свою очередь, является достаточной причиной для отвержения.

Во-вторых, каждый член сообщества выполняет какую-то функцию, делает что-то полезное для него. Изгой же отказывается от того, чтобы вкладывать что-то в коллектив. Он сосредоточен на себе и на своем противопоставлении. Этим он сам провоцирует других на отвержение. Как можно принимать человека, который отвергает сам?

В-третьих, изгой может просто не уметь выстраивать взаимоотношения с социумом в силу своих особенностей. Если такой человек не отвечает на импульсы от окружающих и замыкается в себе, не имея способности построить диалог, то он также может стать изгоем.

В жизни, чтобы стать изгоем, человеку не требуется проявления всех факторов одновременно. Достаточно одного или двух для получения отвержения. В первом случае, когда человек отрицает ценности коллектива, реакция окружающих может стать наиболее резкой. Тогда как в последнем случае, если имеет место просто неумение строить диалог, то отвержение будет носить более мягкую форму.

Таким образом, необходимо понимать причины, которые привели в каждом конкретном случае к этой проблеме, чтобы впоследствии их можно было корректировать.

Начиная с детского сада, и продолжая в школе, практически в каждой группе (классе) есть девочка или мальчик, к которым другие относятся без должного уважения, а иногда даже враждебно. Таких детей обвиняют в чужой вине, отбирают их личные вещи и выдумывают обидные клички.


Зачастую изгои – дети с физиологическими недостатками, иной национальности или общественного слоя, «ботаники» и «очкарики». Слабым ребенок становятся от неспособности закреплять границы с другими людьми. Виной этому родители, которые очень строги, требуют невозможного и применяют все решения за своих чад.


В учебной среде, чтобы быть хорошим, нужно не выделяться и следовать остальным. В отличие от взрослых, дети не контролируют эмоции и проявляют свою агрессию явно. Поначалу появится один притеснитель, но если он не увидит отпора, то со временем образуется группа подобных ему.

Как помочь такому ребенку?

Распространенное мнение, что необходимо сменить окружение, побеседовать с родителями обидчика, подсоединить воспитателя или руководителя класса. Однако на практике данный метод малоэффективный. После таких действий ребенок еще более подвержен унижениям, и его считают «маменькиным сынком», неспособным решить вопрос самостоятельно. Следовательно, дети-изгои должны сами себя изменить, а родители лишь посодействовать и помочь.


Сперва выясните факторы плохого отношения к ребенку. Существуют проблемы, которые легко можно устранить:


если у ребенка проблемы с весом – следите, чтобы он правильно питался, заинтересуйте его в занятии спортом;


если ребенок носит очки – замените их линзами;


если ребенок отдает много времени учебы – посоветуйте ему заняться коллективной деятельностью в классе, принять участь в подготовке праздника;


если ребенок плохо одет – купите ему модную одежду (нормальные вещи для детей можно приобрести и в стоковых магазинах).


Гораздо труднее, когда недостатки не устраняются по объективным причинам. К примеру, физиологические отклонения или неуместная национальность. Здесь нужно помочь чаду найти такое увлечение или занятие, в котором он бы имел возможность добиться больших результатов. Это могут быть компьютерные технологии, разные виды спорта или прикладного искусства.


Прислушайтесь к интересам ребенка и поддержите его. Во всяком случае, не разговаривайте о том, будто все кругом нехорошие и злобные. Напротив, покажите ребенку, как можно изменить людей, изменив до этого себя. Это станет для него настоящим открытием.

Видео по теме

«Проблемы отвержения в детском коллективе»

Толочко Елена,

ЯНАО, г. Надым,

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Надыма», 11 класс

Аннотация

Потребность в общении со сверстниками определена видовой генетической программой развития человека. С возрастом необходимость в сверстниках неуклонно усиливается. В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания одноклассников, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя, выбирая неадекватные способы поведения, что добиваются внимания "со знаком минус" – становятся объектом насмешек и презрения.

Остракизм присутствует во всех детских коллективах, даже в младших группах детского сада. Чаще всего изгоями становятся дети с плохими социальными навыками либо страдающие каким-нибудь физическим недостатком – «не такие как все». Вместе с тем, крайне мало изучен вопрос о том, какие черты характера личности являются провоцирующими и мешают стать ребенку одним из своих? Как избежать травли со стороны одноклассников и что делать, если отвергают?

Целью

задачи





Изучение литературы, статей Интернет и анкетирование обучающихся позволили выдвинуть гипотезу

Объектом

Предметом исследования стали мнения детей об отверженных ими сверстниками.

Базой исследования являются обучающиеся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Надыма» от 9 до 17 лет.

Вывод: проблема ситуации отвержения есть как у отвергаемых, так и у тех кто отвергает.


I

Введение……………………………………………………………………

1

II

Теоретические и психологические аспекты проблемы отверженности.....

3

2.1

Изучение причин отверженности…………………………………………..

5

2.2

Типы отвергаемых детей ……………………………………………….......

7

2.3

Последствия отвержения……………………………………………………

8

III

Заключение…………………………………………………………………..

9

IV

Список литературы……………………………………………………….…

10

V

Приложение…………………………………………………………………

11

«Проблема отвержения в детском коллективе»

Толочко Елена,

ЯНАО, г. Надым,

МОУ « Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Надыма», 11 класс


  1. Введение
Хотим мы общество спросить

Отверженным легко ли быть?

Но жизни выводы просты…

Изгоем можешь стать и ты.

Валова Г.В.

Взявшись рассуждать о "мирском обществе", мы должны исходить из фундаментального духовного принципа, гласящего, что человек живет на земле ради того, чтобы стать ангелом в вечности; совокупность же ангелов образует собой Небеса; следовательно, каждый из нас предназначен для того, чтобы служить составной частью (крупицей, атомом) этого необъятного универсального целого; следовательно, наша вечная жизнь будет протекать не в одиночестве, но в компании других ангелов, где каждый исполняет присущую ему функцию на благо своих ближних, своего ангельского общества и, наконец, всех Небес в целом. Поэтому человек сотворен для жизни в обществе - но не в каком угодно, а в обществе себе подобных, и вот эту оговорку люди практически всегда забывают.

Потребность в общении со сверстниками определена видовой генетической программой развития человека. С возрастом данная необходимость, особенно с 4-5 лет, неуклонно усиливается. В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень, есть активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, и не знают и не умеют его изменить. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания одноклассников, занять лидерскую позицию, что добиваются внимания "со знаком минус" становятся объектом насмешек и презрения.

Остракизм присутствует во всех детских коллективах, даже в младших группах детского сада. По статистике каждый 5-ый ребенок в коллективе является одиночкой, каждый 3-ий пытается изменить свой статус в обществе и предпринимает различные способы, чтобы добиться уважения окружающих, а каждый второй ребенок, которого отвергли сверстники, смиряется со своей участью и старается остаться в статусе одиночки.

Во всех случаях отвержения проблемы кроются не только в коллективе, но и в особенностях личности, поведении отвергаемого. Исследования, проведенные психологом Розалиндой Вайсман, свидетельствуют: травлю в первую очередь вызывает провоцирующее поведение жертвы. Чаще всего изгоями становятся дети с плохими социальными навыками либо страдающие каким-нибудь физическим недостатком – «не такие как все». Вторая причина, наиболее часто приводящая к изоляции – агрессивность ребенка. Вместе с тем, крайне мало изучен вопрос о том, какие черты характера личности являются провоцирующими. Влияет ли возраст на причину отвержения? Как избежать травли со стороны одноклассников и что делать, если отвергают?

Целью данной работы является изучение психологических аспектов проблемы отверженности в детском коллективе.

Навык коллективизма – наиглавнейшее качество, без которого человек не может нормально жить в обществе. Ведь от того, насколько прочен и силен коллективный заряд


в личности, зависит вся его дальнейшая жизнь и в семье, и ученическом (трудовом) коллективе.

Данная целевая установка предопределила задачи исследования и содержательную структуру самой работы:


  • определить психологические аспекты проблемы отверженности в детском коллективе;

  • изучить методику социометрического обследования;

  • раскрыть причины и последствия остракизма, проанализировать актуальность данной проблемы среди отвергнутых;

  • создать банк упражнений и игр для сплочения коллектива.
Собственные наблюдения, изучение литературы, статей Интернета и анкетирование обучающихся позволили выдвинуть гипотезу : причины и последствия отвержения ребенка зависят от самого отвергаемого и его провоцирующего поведения.

Объектом исследования являются черты характера личности с низким социальным статусом в коллективе.

Предмет исследования - мнения детей об отвергаемых сверстниках.

База исследования - обучающиеся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2
г. Надыма» от 9 до 17 лет.

Методы исследования - наблюдения, психодиагностика (анкетирование); обработка данных (качественный и количественный анализ).

Практическую значимость своей работы мы видим в обобщении особенностей остракизма в детском коллективе, в раскрытии причин отвержения на различных возрастных этапах и в создании профилактических рекомендаций.

II . Теоретические и психологические аспекты проблемы отверженности

Биографии известных людей, примеры из художественной литературы, собственные наблюдения наводят на мысль, что в любом детском коллективе есть свои изгои. В каждом человеке живет такое чувство, как отверженность. Мы отвергаем кого-то или кто-то отвергает нас. Почти всегда люди отвергают друг друга насильно (обиды, уход в себя, закрытость от других и скрытность).

В психологическом словаре отверженность – это психологический синдром, складывающийся в подростковом возрасте и проявляющийся во враждебной установке
по отношению к обществу, девиантном поведении, грубых нарушениях общения как
со взрослыми, так и со сверстниками. Основой для формирования отверженности часто служит социальная дезориентация. Межличностная ситуация развития при отверженности определяется противостоянием подростка обществу, охватывающим все основные жизненные сферы: семейную, школьно-учебную, коммуникативную. Противостояние носит активный и обоюдный характер. Для психологического профиля при отверженности характерно представление о несправедливом устройстве мира и самосознание изгоя, отвергаемого обществом. Отверженность – «выраженный психопатизирующий психологический синдром, серьезно нарушающий социальную адаптацию подростка»
(А.Л. Венгер).

С самого раннего возраста ребенок начинает тянуться к общению с ровесниками. Эмоциональный обмен в игре и общении, а ближе к школьному возрасту, установление стабильных дружеских привязанностей позволяет ребенку решить важные задачи развития: овладеть навыками общения, исследовать себя и свои особенности, возможности, получить признание от других. В школьном возрасте, когда ребенок начинает формировать сознательные представления о себе, «обратная связь» со стороны сверстников, их реакция на него становится одним из факторов самооценки. Ребенок начинает также испытывать потребность в привязанности, общности и взаимопонимании не только с родителями, но и с друзьями. Но в жизни многих детей возникают ситуации, когда они чувствуют себя


не принятыми в коллективе и оказываются глубоко задетыми либо враждебным, либо безразличным отношением к себе со стороны группы сверстников, и это подтверждает наше психологическое исследование.

Всего в исследовании приняло участие 267 человек: 124 человек – школьники 9-10 лет; 88 человек – школьники 11-14 лет; 55 человек – школьники 15-17 лет (Таблица 1).

Таблица 1

Результаты изучение социального статуса в классных коллективах


Класс/
кол-во опрошен-ных




Класс/
кол-во опрошен-ных


Количество детей с признаками отверженности

Класс/
кол-во опрошен-ных


Количество детей с признаками отверженности

2а – 25

1 – отвергнутый,

6 частично отвергаемых,

2 игнорируемые


6а – 25

2 – отвергнутый,

1 – частично отвергаемых,

3 – игнорируемые


9г – 19

1 – отвергнутый,

1 частично отвергаемых,

2 игнорируемые


2б – 25

0 – отвергнутый,

1 – частично отвергаемых,

10 – игнорируемые


6в – 13

1 – отвергнутый

0 – частично отвергаемых,

0 – игнорируемые


10а – 15

1 – отвергнутый,

5 частично отвергаемых,

0 игнорируемые


3б – 16

0 – отвергнутый,

1 – частично отвергаемых,

3 – игнорируемые


6г – 9

0 – отвергнутый

3 – частично отвергаемых,

1 – игнорируемые


10б – 21

0 – отвергнутый,

5 – частично отвергаемых,

0 – игнорируемые


4б – 21

1 – отвергнутый,

2 – частично отвергаемых,

5 – игнорируемые


7а – 23

2 – отвергнутый

5 – частично отвергаемых,

1 – игнорируемые


5а – 14

2 – отвергнутый,

1 частично отвергаемых,

1 игнорируемые


7б – 18

1 – отвергнутый,

3 – частично отвергаемых,

0 – игнорируемые


5б – 23

1 – отвергнутый,

3 – частично отвергаемых,

0 – игнорируемые


Всего 124

5 – отвергнутый,

14– частично отвергаемых,

21 – игнорируемые



Всего 88

6 – отвергнутый,

12– частично отвергаемых,

5 – игнорируемые



Всего 55

2 – отвергнутый,

11– частично отвергаемых,

0 – игнорируемые



Вывод: В исследуемых группах большинство участников имеет более или менее благоприятный статус. Средний уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие участников коллектива в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками. Исследования показывают наличие в каждом классном коллективе, в среднем 1-2-х лидеров, 5-6 игнорируемых и частично отвергнутых. Анализируя результаты социального статуса мы пришли к выводу, что в среднем школьном возрасте игнорируемых и отвергаемых больше, чем в старшем,
но меньше, чем в младшем. Это говорит о том, что по сравнению с младшим звеном подростковые коллективы значительно лучше структурированы, сложившаяся система отношений более устойчива и постоянна.

2.1 Изучение причин отверженности

Согласно многим психологическим исследованиям ребенок может быть отвергнут сверстниками по разным причинам:


  • Внешняя неопрятность . У людей с физическими недостатками эта проблема стоит
    на первом месте. Такие люди отвергнуты не только обществом, в котором живут, они еще отвергают и сами себя. Многие люди с физическими недостатками замкнуты, мир их закрыт. И как результат - такие люди остаются одинокими на всю жизнь. Мысль о том, что они никому не нужны, разъедает их изнутри, а это обыкновенная жалость к себе, которая переходит в хроническую отверженность.

  • Незнание стереотипов и негласных правил специфически детского общения, принятых
    в данном сообществе.
    Дети, выросшие среди взрослых и проводящие среди них фактически всю жизнь, незнакомы иногда даже со словарем и терминологией, используемыми сверстниками, и буквально не могут найти с ними общий язык.

  • Дезориентация в социальных взаимоотношениях окружающих . Ребенок не понимает соотношения социальных ролей в коллективе, ему не ясно, почему не всегда можно высказать свое мнение, он не видит причин выполнять распоряжения «лидера» и, главное, не представляет, чем это ему грозит. И когда на него обрушиваются насмешки или агрессия, он не улавливает связи между своими действиями и реакцией окружающих его детей. Это просто недостаток социального опыта.
Недостаток социального опыта в сочетании с такими качествами характера, которые препятствуют его накоплению (застенчивость или агрессивность), ведет к возникновению дефицита игрового опыта и в последствии к отвержению.

  • Пробел в семейном воспитании. Ребенок, которого не принимают в игру, вызывает
    у родителей только раздражение, даже некоторый стыд за него. Часто реакция родителя
    на неудачи ребенка в общении – это уход и избегание проблемной ситуации. Они уводят его прочь от не принявшей его компании домой, где игрушки, книжки, компьютер, раскраски, мама - только вот нет там друзей, и никогда не будет там так весело, как играющим вместе.
Вот и получается, что ребенок не умеет играть, не понимает партнера, все время путает ролевые и реальные отношения и высказывания, обижается на них. Налицо игровая
и социальная незрелость, неготовность к совместной игре. А ведь остальные учить его
не будут, здесь закон простой: не умеешь – уходи.

В 1981г. американские психологи Ахенбах и Эдельброк провели исследование, результаты которого показали, что причинами отвержения могут быть:


  • значительные культурные, социальные, национальные различия между ребенком
    и окружением;

  • заниженная самооценка, ожидание отвержения со стороны других;

  • недостаточно развитые социальные навыки;

  • воспроизведение модели поведения жертвы;

  • спонтанность и импульсивность.
Понимание причин отверженности и изолированности отдельных членов группы требует системного психологического анализа. Важно понять, в чем коренится причина:
в определенных личностных особенностях человека, особенностях и традициях семейного уклада, низкой самооценке, вызванной негативным прошлым опытом общения и т. д.

Исследуя данный аспект, мы разработали анкету и опросили 260 человек: 70 человек – школьники 9-10 лет; 76 человек – школьники 11-14 лет; 64 человек – школьники 15-17 лет, 50 – взрослые (Таблица 2).

Таблица 2


о причинах непринятия личности в коллективе


Вопросы

Ответы

Школьники
9-10 лет


Школьники
11-14 лет


Школьники
15-17 лет


Взрослые

  1. Есть ли в вашем коллективе люди, с которым вам не хочется общаться?

Да – 70 (100%)

Нет – 0


Да – 70 (92%)

Нет – 6 (8%)



Да – 58 (91%)

Нет – 6 (9%)



Да – 42 (84%)

Нет – 8 (12%)



  1. Что вас в них отталкивает?

19

14

9

  • Внешность

  • Плохая успеваемость

26

10

4

  • Поведение

35

39

  • Индивидуальные особенности

-

  • Жизненная позиция

-

6

27

16

  • Пассивность

-

42

22

  • Агрессия, злость

13

28

  1. Чтобы вы предложили им изменить в себе?

Поведение,

Отношение к учебе



Характер,

стиль,


поведение,

быть веселее,

меньше врать,


Быть проще,

отношение к людям,

быть терпеливее,

быть самим собой,

характер,

интересы.



Отношение к людям,

отношение к себе,

стать уверенным.

Вывод: Чем старше возраст, тем больше различий между одними и другими причинами отвержения. Выявлено, что внутренняя потребность в общении, мотивы аффилиации
(от англ. аfiliation - соединение, связь) - стремление быть в обществе других людей, потребность человека в создании тёплых, эмоционально значимых отношений с другими людьми.), психологические защиты определяют специфику межличностного общения. Все эти явления взаимосвязаны, имеют тендерную детерминацию и с возрастом динамически изменяются.

Так, например, в возрастной категории от 9 до 10 лет и от 11 до 14 доминирует поведение, плохая успеваемость и внешние данные.

Анализ результатов причин отверженности и изолированности старшей возрастной группы говорит об актуальности жизненной позиции и жизненной активности.

Респонденты группы «взрослые» подтверждают важность личностной «Я-концепции», адекватной самооценки. Можно утверждать, что причины отвержения связаны


с возрастными индивидуальными особенностями и зависят от доминирующего вида деятельности.

2.2 Типы отвергаемых детей

Наблюдения за отвергаемыми детьми свидетельствуют о том, что они сами многое делают для того, чтобы стать жертвами нападок. Как уже говорилось, они могут быть навязчивы, неадекватны, легко поддаваться на провокации одноклассников, выдавать ожидаемые реакции. Естественно, интересно обижать того, кто бросается с кулаками


на окружающих после любого невинного замечания в свой адрес, кто начинает рыдать, если его немного подразнить и т.д. (Приложение 1)

В любой группе на любой возрастной ступени существует своя социальная ситуация развития, в которой каждый играя свою роль, выбирает тактику поведения. Важно осознать, возможные ошибки в поведения на разных возрастных этапах с целью их исправления. Результаты анкетирования респондентов отображены в таблице 3.

Таблица 3

Результат опроса респондентов разных возрастных групп
об особенностях отвергаемых людей

Вопросы


Ответы

Школьники
9-10 лет


Школьники
11-14 лет


Школьники
15-17 лет


Взрослые

  1. С какими людьми вы не общаетесь?

С одноклассниками, которые ябедничают,

дразнятся,

плохо учатся,

не слушает учителя.


С одноклассниками, с которыми скучно,

неинтересно,

которые сильно умные,

не так как все, унижают других,

у которых плохое поведение.


С одноклассниками, с которыми разные интересы, которые

малообщительны,

неактивны,

замкнуты,

эгоистичны, занудливы..


С высокомерными,

не надежными, которых можно назвать слабыми,

черствыми, жестокими, лгунами, предателями.

Вывод: Отверженность - это барометр отношений, не как люди относятся к тебе, а как ты сам относишься к людям. Ты не будешь, отвергнут другими людьми и одинок, если научишься быть интересным, умным и весёлым человеком, научишься сострадать и общаться, изменишь свое поведение и научишься уважать окружающих и себя.
2.3 Последствия отверженности

Стремление стать своим в коллективе, завоевать уважение одноклассников может подтолкнуть ребенка на непристойные поступки. Отвергаемый способен придумать что угодно, лишь бы привлечь к себе внимание. Он хвастается несуществующими родственниками, придумывают свое родство с каким-нибудь известным человеком. В большинстве случаев окружающие требуют доказательств, и ребенок начинает «выкручиваться», ему приходится врать все больше, и он запутывается окончательно.

Дефицит социального признания и общения компенсируется поисками внешкольного круга сверстников, который характеризуется противоправным поведением. Плохие отношения в классе приводят к различным негативным последствиям. Отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания личности.

Кроме того, появившаяся в детстве затрудненность отношений со сверстниками, часто бывает предвестницей эмоционального неблагополучия в будущем. При этом у детей-изгоев часто развиваются психологические травмы, и падает успеваемость. Исследования профессора Эрика Бахса (Eric S. Buhs) показали, что:


  • дети, отвергаемые коллективом в детском саду, подвергаются остракизму и в школе;

  • дети в возрасте от 5 до 11 лет, отвергаемые сверстниками, получают по результатам учебных тестов более низкие баллы по сравнению с одноклассниками. Их успеваемость по таким предметам, как чтение и арифметика, оставляет желать лучшего.
Травля наносит непоправимый ущерб психике жертвы. Плохие отношения с одноклассниками могут стать причиной низкой успеваемости, нежелания посещать школу, у ребенка могут развиться различные невротические и даже психические расстройства. Изгои агрессивны, уклоняются от сотрудничества, склоны к разрушительному поведению и часто не способны контролировать проявление сильных чувств. Они начинают прерывать своих партнеров по игре, не соблюдать очередности в разговоре и менее эмпатичны по отношению к сверстникам.

Самое страшное, что регулярные издевательства (приложение 2) способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей. Проблемы в общении со сверстниками, отвержения в раннем возрасте в дальнейшем проявляется в делинквентности, или эмоциональном нарушении.

Не менее вредно ситуация травли действует на психику преследователей и наблюдателей. Они рискуют остаться безвольными пешками в руках более сильных и предприимчивых. А решение, принятое под влиянием большинства, вопреки голосу совести, и постоянный страх оказаться на месте жертвы способствуют снижению самооценки, потере уважения к себе.

Практический интерес представляет вопрос о восприятии членами группы своих статусов, то есть своего объективного положения в системе групповых предпочтений.

Всего в исследовании приняло участие 240 человек: 50 человек – школьники 9-10 лет; 90 человек – школьники 11-14 лет; 70 человек – школьники 15-17 лет, 30 – взрослые.

Таблица 4


Вопросы

Ответы

Школьники
9-10 лет


Школьники
11-14 лет


Школьники
15-17 лет


Взрослые

  1. Чувствуете вы себя отверженным в коллективе?

Да – 12 (24%)

Нет – 38 (76%)



Да – 65 (72%)

Нет – 25 (28%)



Да – 32 (46%)

Нет – 38 (54%)



Да – 0 (-%)

Нет – 30 (100%)



  1. Смогли бы вы подружиться с ним если бы он изменился?

Да – 56 (80%),

Нет – 14 (20%)



Да – 47 (62%),

Нет – 29 (38%)



Да – 18 (28%),

Нет – 46 (72%)



Да – 9 (18%),

Не знаю – 34 (68%),

Нет – 7 (14%)

Вывод: наименее адекватно воспринимают и оценивают свою групповую роль крайние статусные категории: "звезды", с одной стороны, "изгои" и изолированные – с другой. Среднестатусные чаще имеют неадекватное восприятие, что, объясняется защитой, низкой социальной рефлексией и сниженной самооценкой.
III Заключение

Существуют разные дети, с разной потребностью в общении. Одному достаточно единственного друга, с которым и видятся они раз в неделю, чтобы не чувствовать себя одиноким и гордо считает: "У меня есть друг". А другому плохо, если вокруг него


не клубится целая крикливая компания, где каждый подчиняется его слову и даже жесту.

В тех детях, которых не воспринимают сверстники, всегда есть что-то такое, что способно оттолкнуть окружающих, спровоцировать нападки с их стороны. Отверженные дети не такие, как остальные, чаще всего отвергнутыми становятся дети с явными проблемами в поведении и характере. Ситуация отвержения обусловлена двумя позициями того кто отвергает и отвергаемого.

В первом случае отвержение позиции другого возникает из-за низкой пластической способности коммуникативных функций в определенные возрастные периоды и из-за неразрешенного внутриличностного конфликта между сознанием и подсознанием, между «Я-реальным» и «Я-идеальным» (в чем обвиняешь в том и виноват).

Несостоятельность позиции отвергаемого обусловлена негативной его социальной и эго-идентификации (трудности нахождения своего «Я»: «Я» - физического, «Я»-психического, «Я»-социального и т.д.).

Выдвинутая нами гипотеза: причины и последствия отвержения ребенка зависят
от самого отвергаемого и его провоцирующего поведения
в ходе исследования полностью подтвердилась: отверженными становились прежде всего дети, у которых были слабо сформированы самооценка и коммуникативные навыки.

Кроме того, исследования показало наличие других причин ситуации отвержения: проблемы в несостоятельности личности тех, кто отвергает. Они выдвигали обвинения


в скучности, не интересности, агрессивности, конфликтности и других, то есть в тех качествах, которые являются причинами их внутриличностного конфликта между сознательным и неотработанным подсознательным.

Можно сделать вывод, что проблема ситуации отвержения есть как у отвергаемых, так


и у тех кто отвергает. Поэтому наши рекомендации будут адресованы как к первой так
и ко второй группе оппонентов.

Список литературы


  1. Акимова Г.Е., Как помочь своему ребенку: Справочник для неравнодушных родителей. – Екатеринбург: У-Фрактория, 2004;

  2. Завьялова Н.А. Ваши дети среди сверстников. – М.: Знание, 1981;

  3. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние – СПб: Издательство «Питер», 2004 причин отвержения:

  4. Попов В.С. Пробуждение души. – М.: Знание, 1990;

  5. Старобинский Э.Е., “Как управлять коллективом”, -М.: 1995г

  6. Хелен Би Развитие ребенка. – 9 издание. – СПб.: Питер, 2004

  7. Чуфаровский Ю.В. Психология общения в становлении и формировании личности. – М., 2002г.

  8. Шнейдер Л.Б. Индентификация. Хрестоматия – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.

  9. www.gorod-psy.ru

  10. www.abcwoman.ru

  11. www.effecton.ru

  12. www.michaelglebov.ru Михаил Глебов Отношения коллектива и человека

  13. http://adalin.mospsy.ru Дети-изгои: психологическая работа с проблемой
Приложение 1

Типы отвергаемых детей, которые чаще всего подвергаются нападкам.


  • «Любимчик». Януш Корчак писал: «Дети не любят тех сверстников, которых выделяют учителя. Особенно если они не могут понять, чем «любимчик» лучше их». Взрослые, зная о нелегкой судьбе своего подопечного, жалеют и берут под свою защиту и покровительство, обрекая тем самым на полное одиночество и нескончаемые оскорбления со стороны одноклассников, которым не известна причина такого отношения к нему.

  • «Прилипала». Американский психолог Вайолет Оклендер считает, что подобная назойливость является результатом чувства незащищенности ребенка. Такие дети буквально виснут на людях, захватывая их физически, чтобы чувствовать себя в большей безопасности.

  • «Шут». Ребенок, избравший подобную тактику поведения, как бы предупреждает нападки со стороны окружающих. Его перестают воспринимать всерьез и поэтому особо не обижают. Такой ребенок, даже услышав смех сверстников, не чувствует себя одиноким.
В литературе описаны еще два типа детей, которых никто специально не обижает,
не дразнит, над ними не издеваются, но их отвергают, они становятся одинокими в кругу одноклассников.

  • Озлобленные дети, не сумевшие установить контакт со сверстниками, начинают вести себя так, будто мстят окружающим за свои неудачи.

  • Непопулярные не умеющие инициировать общение, застенчивые, не знают,
    как привлечь внимание одноклассников, поэтому их не замечают. Нередко это бывает, когда ребенок пришел в уже сложившийся коллектив или часто пропускает школу.
Приложение 2

Виды отвержения

Существуют разные дети, с разной потребностью в общении. Одному достаточно единственного друга, с которым и видятся-то они раз в неделю, чтобы не чувствовать себя одиноким и гордо считать: "У меня есть друг". А другому плохо, если вокруг него не клубится целая крикливая компания, где каждый подчиняется его слову и даже жесту.

Можно условно выделить несколько видов отвержения , все они в большей или меньшей степени делают школьную жизнь отвергаемого ребенка невыносимой.


  • Травля – ребенку не дают проходу, обзывают, бьют, преследуют. Цель: месть, развлечься и прочее.

  • Активное неприятие – возникает в ответ на инициативу, исходящую от отвергаемого ребенка, дают понять, что он никто, его мнение ничего не значит.

  • Пассивное неприятие – возникает в ситуациях, когда надо выбрать кого-то в команду, принять в игру, сесть за парту, в таких случаях дети обычно отказываются, говоря: «С ним не буду!».

  • Игнорирование – на ребенка просто не обращают внимания, не общаются, не замечают, ничего не имеют против, но и не интересуются.

  • Моральное насилие – словесные нападки со стороны сверстников. К моральному насилию можно отнести угрозы физической расправы, шантаж. Шантаж чаще всего связан с угрозой рассказать о чем-то взрослым, выдать им какой-либо проступок жертвы, если та не будет выполнять требования преследователя.

  • Обзывание – психолог М. В. Осорина пишет: «Обзывание – это всегда испытание детского «Я» на психологическую прочность». Именно на обзывание со стороны сверстников чаще всего жалуются отверженные дети.

  • Клички и дразнилки - Почему дети так охотно и часто повторяют обидные слова? Во-первых, их привлекает та эмоциональность, с которой эти слова произносят окружающие их люди. Ругающийся человек обычно «излучает» безграничную самоуверенность, его жесты очень выразительны, вокруг него возникает определенное волнение и напряжение. Во-вторых, видя, что такие слова шокируют, злят и расстраивают того, к кому они обращены, дети начинают их использовать, чтобы позлить, подразнить окружающих.
Приложение 3
Уважаемый респондент,

просим вас принять участие в нашем научном исследовании и честно ответить на вопросы

Анонимность анкетирования гарантируем


  1. Есть ли в вашем классе ученики, с которыми вы не общаетесь? ДА НЕТ

  2. Почему вы не общаетесь с ними?________________________________________________

  3. Хотели бы вы исключить их из класса? ДА НЕТ

  4. Что вас в них отталкивает (выбрать):

  5. Смогли бы вы подружиться с ним, если бы он изменился? ДА НЕТ

  6. Чтобы вы предложили им изменить в себе?______________________________________________

  7. Если бы вы были отвергнуты и знали причины этого, изменили бы вы свои черты характера, принципы? ДА НЕТ

  8. Влияет ли социальный статус ребенка на причину его отверженности? ДА НЕТ

Акция
«Давай дружить»


Анкетирование и диагностика

обучающихся

Приложение 4

Игры на сплочение классного коллектива

Игра «Плот»

Цель: сплочение классного коллектива.

Оборудование: ватман.

Инструкция: ведущий предлагает участникам отправиться в путешествие по быстрой реке. Ватман – это плот. Все участники встают на ватман, поддерживая и помогая друг другу. Вдруг на пути у путешественников встречается большой камень, на который попадает плот и разбивается пополам. Ведущий разрывает плот на две части. Задача ребят встать на одну половину ватмана, помогая друг другу. Такая комбинация с разрывом ватмана пополам продолжается несколько раз.

Обсуждение: Ребята, трудно ли было вам? В чем заключались ваши трудности? Хотелось бы вам помочь и поддержать всех? Могли бы вы бросить своего одноклассника? А если бы вы не общались с ним, как бы вы поступили?
Игра «Ручеек»

Цель: активизация коммуникативных навыков

Инструкция: Дети выстраиваются парами в колонну, взявшись за руку с партнером, лицом к ведущей паре. Ведущая пара поворачивается, встает напротив всей колонны и начинает движение вглубь ручейка. Первая пара пропускает идущих через воротца поднятых рук, а следующая за ней, наоборот, сама проходит через воротца идущей вглубь ручейка пары и т. д. Ведущая пара, дошедшая до конца ручейка, поворачивается по ходу шеренги, становясь ее завершением. Каждая следующая пара, оказавшись на месте ведущей, в свою очередь, поворачивается лицом к шеренге и начинает движение вглубь ручейка. Движение повторяется до тех пор, пока ведущая пара не оказывается на своем месте, дожидаясь, когда все остальные придут на свои места. Затем начинается следующая фигура.
Игра «Горный перевал»

Цель: сплочение детского коллектива.

Инструкция: Ведущий делит ребят на две группы так, чтобы отвергнутые ребята оказались в обеих группах. I группа ребят берется за руки и делает «препятствия». II группа также берется за руки и преодолевает препятствия, не разрывая рук и помогая друг другу.
Игра «Чемодан»

Цель: формирование умения находить положительные качества у окружающих.

Инструкция: все участники садятся в круг. Один из них выходит в центр,
а остальные на маленьких листках пишут одно положительное качество участника и комплимент, стоявшему в центре круга.

В каждом детском коллективе встречаются ребята, которые сторонятся остальных по разным причинам. Чаще всего это происходит из-за того, что их не приняли в состав группы. Равнодушными к такой проблеме не должны оставаться ни родители ребенка, ни взрослые, руководящие данным сообществом детей: учителя, воспитатели, т. к. само собой в этом случае ничего благополучно не разрешится. Ситуация, вышедшая из-под контроля взрослых, может иметь в дальнейшем непредсказуемые последствия. Случается, конечно, что некоторые ребята сами не стремятся занимать лидерские позиции в коллективе сверстников и при этом чувствуют себя совершенно нормально. Но бывает и так: подросток мучается от непонимания и всячески стремится влиться в состав группы.

Причины появления изгоя в детском коллективе, их решение

Психологи выделяют несколько предпосылок, ведущих к возникновению данной проблемы:

  • необычный внешний вид. Здесь можно выделить субъективные и объективные факторы. Ребят, которые гораздо выше, ниже остальных, либо очень полных, худых, появляющихся в устоявшемся коллективе, большинство начинает сторониться. Если при этом новичок одет не так, как все, т. е. имеет не самые модные вещи или имеет неопрятный внешний вид, то участь изгоя ему уготована. Прическа также имеет немаловажное значение. Окружающие новичка дети пристально рассматривают его обувь, сумку и прочие предметы, оценивая и обсуждая это. Чтобы проблема не возникла, необходимо в свой первый приход в новый коллектив быть одетым стильно и аккуратно. Позже, когда вхождение в состав группы успешно состоится, можно экспериментировать, но также в пределах разумного;
  • поведение. Во всем, а особенно в том, как ведет себя новичок по отношению к остальным, нужна «золотая середина», т. е. быть как все: ни лучше, но и не хуже. Например, класс массово не готов к уроку, все отказываются выходить к доске, тогда даже если задание выполнено на «отлично» нельзя и ему идти отвечать. Вообще, все психологи отмечают, что подростки очень тонко чувствуют слабости других, поэтому чтобы вписаться в новый коллектив, нельзя ни пресмыкаться перед сильными лидерами, ни помыкать слабыми. При этом бесхребетной амебой тоже быть нельзя, необходимо иметь всегда свое мнение и уметь его, аргументировано его отстаивать.

Помимо основных причин могут способствовать появлению изгоя в детском коллективе следующие факторы:

  • хромота, шрамы, ношение очков и другие особенности внешнего вида;
  • болезни с заметными последствиями, например, недержание мочи, проблемы с пищеварением, ведущие к метеоризму и т. д.;
  • плаксивость и стремление всех во всем обвинять, т. е. ябеды;
  • неопрятный внешний вид, заплатки, грязная одежда, неподходящий размер и длина, а также несовременные вещи;
  • новичок, пропускающий занятия чаще всех остальных, неважно по болезни ли, уважительной причине или без определенной причины;
  • ученик, отстающий по предметам или отказывающийся выполнять задания;
  • ребенок, находящийся под сильным влиянием родителей;
  • интроверт, не умеющий и не желающий общаться со сверстниками.

Виды неприятия отверженных детей в коллективе

  • активное неприятие, когда новичку дают понять, что его мнение ничего не значит для окружающих;
  • пассивное неприятие, когда новичка игнорируют в определенных ситуациях;
  • игнорирование, когда на ребенка просто не обращают внимания;
  • физическая травля, когда дети издеваются над непринятым в коллектив ребенком, унижают, бьют и т. д.

К разрешению проблемы необходимо привлекать всех взрослых: родителей отвергнутого ребенка, учителей, психолога. Только общее вмешательство способно повлиять на сложившуюся ситуацию. И делать это необходимо незамедлительно.

Большинство руководителей на вопрос об их отношении к конфликтам в коллективе ответят, что последние нежелательны для управленца и организации. Однако можно посмотреть на эту проблему и с другой стороны: подобные столкновения, отражающие на уровне личностей, социальных групп и коллектива в целом принцип борьбы противоположностей, помогают учреждению развиваться. Каковы причины возникновения разногласий и способы их устранения?

Сегодня каждое учреждение стремится к повышению результативности деятельности, а для этого, в частности, необходимо выполнить в отношении кадрового состава ряд действий: наладить рабочий процесс, грамотно подобрать коллектив и обеспечить отсутствие в нем разногласий и психологической напряженности. Именно поэтому важно не допускать или сводить к минимуму конфликтные ситуации в учреждении. Если такое недостижимо, целесообразно использовать конфликт как инструмент управления, добиваясь с его помощью положительных результатов.

Классификация конфликтов

Существует множество классификаций конфликтов. Основаниями для сравнения здесь могут быть источник конфликта, форма его выражения, способ разрешения, тип взаимоотношений при конфликте, последующий социально-психологический эффект и т. д. Рассмотрим некоторые ключевые характеристики подобных столкновений.

По направленности конфликты делятся на горизонтальные, вертикальные и смешанные. К первому виду относят разногласия, при которых задействованные в них лица не находятся в подчинении друг у друга. Соответственно, второй вид охватывает сотрудников, включенных в вертикальную иерархию. Третий вид объединяет черты первых двух. По оценкам психологов, на конфликты, имеющие вертикальную составляющую (то есть на вертикальные и смешанные), приходится доля в 70 — 80%.

По своему значению конфликты делятся на конструктивные (созидательные, позитивные) и деструктивные (разрушительные, негативные). От первых уходить нельзя, а вот от вторых — нужно.

По характеру причин различаются объективные и субъективные конфликты. Первые зачастую разрешаются конструктивно, вторые — деструктивно.

Также конфликты классифицируются как официальные (формальные) и неофициальные (неформальные), что, как правило, связано с организационной структурой учреждения. Здесь и проявляется «горизонтальность» или «вертикальность» разногласий.

В свою очередь, социально-психологический эффект от конфликтов может быть следующим:

— развивается и активизируется каждая из конфликтующих личностей и группа в целом;

— самоутверждается или развивается одна из конфликтующих личностей (или группа) и подавляется, ограничивается другая личность (группа лиц).

С точки зрения социального взаимодействия конфликты бывают межгрупповыми, внутригрупповыми, межличностными и внутриличностными.

В первом случае сторонами являются социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими практическими действиями препятствующие друг другу (например, рядовой и административный персонал). Социально-психологические исследования показывают, что своя группа в любой ситуации выглядит лучше другой. В этом и заключается источник межгрупповой напряженности и конфликтов. Основной вывод, который делают социальные психологи: Если нужно снять межгрупповой конфликт, следует уменьшить различия между группами (к примеру, обеспечить отсутствие привилегий, справедливую оплату труда).

Вторая ситуация чаще всего возникает в слабо сплоченных и ценностно-разрозненных группах. Взаимосвязи же внутри группы, проявляющиеся в свободе и открытости коммуникаций, взаимной поддержке, дружелюбии и доверии по отношению к другой стороне, повышают устойчивость такой группы к конфликтам, помогают избежать их.

Если подобный регуляционный механизм не срабатывает, а конфликт развивается медленно, конфликтность в группе становится нормой отношений. Если же конфликт прогрессирует быстро и группа по-прежнему остается разрозненной, наступают деструктивные последствия: общая неудовлетворенность членов коллектива, снижение уровня сотрудничества, сильная преданность «своим» при непродуктивной конкуренции с «другими» и пр. В этом случае другая сторона довольно часто представляется «врагом», свои цели видятся положительными, а цели «других» — отрицательными, значение придается победе в конфликте, а не решению реальной проблемы.

Третий случай (межличностные конфликты) встречается наиболее часто. Подобные разногласия возникают из-за личностных особенностей людей и их отношения к ситуации. В частности, чертами конфликтной личности являются нетерпимость к недостаткам других, пониженная самокритичность, эмоциональная несдержанность, укоренившиеся негативные предрассудки и предубеждения, агрессивность, тревожность, невысокий уровень общительности.

Основные причины конфликтов

Одним из профессиональных качеств, необходимых для руководителя, считается умение предотвращать конфликты, гасить их еще на стадии зарождения. Этому способствует понимание причин разногласий.

Так, К объективным относятся следующие причины , перечисленные в таблице.

Аспект деятельности Причины
Управление учреждением — несовершенство организационной структуры;

— нечеткое распределение прав и обязанностей между работниками;

— несоразмерность прав и ответственности за результаты деятельности;

— противоречия между функциональными обязанностями, закрепленными в должностных инструкциях, и требованиями к работнику

Организация рабочего процесса — неудовлетворительная организация труда;

— нарушение режима труда и отдыха;

— низкий уровень трудовой и исполнительской дисциплины;

— чрезмерная загруженность работника, ведущая к постоянной спешке при выполнении заданий;

— неконкретность заданий, затрудняющая выбор средств их выполнения и ведущая к неуверенности работника в действиях

Профессионализм кадров — низкий профессиональный уровень подчиненных, тормозящий выполнение заданий;

— несовершенство системы подбора и расстановки кадров;

— неопределенность перспектив профессионального и должностного роста

Экономическая составляющая — несовершенство системы оплаты труда и премирования;

— задержки зарплаты

Материально-техническая оснащенность — дефицит необходимых средств и оборудования;

— устаревшее и изношенное оборудование

Санитарно-гигиенические условия — неблагоприятные условия труда;

— нарушение режима работы

Работа в перечисленных направлениях позволит не только своевременно разрешить возникающие конфликты, перевести их в конструктивное русло, но и в целом усовершенствовать систему управления в учреждении.

Субъективные причины связаны с личностью самого руководителя или работников. Например, управленцы могут совершать такие действия, ведущие к конфликтам:

1) нарушение служебной этики (неуважительное отношение к подчиненным, навязывание своего мнения, невыполнение обещаний и обязательств, нетерпимость к критике, неумение правильно критиковать действия сотрудников, замалчивание информации, необходимой для выполнения подчиненным его обязанностей);

2) нарушение трудового законодательства;

3) несправедливая оценка подчиненных и результатов их труда.

Стратегии поведения в конфликте

Существует пять основных стратегий поведения при конфликте. Какую из них лучше использовать в той или иной ситуации и при определенном складе личности руководителя?

Стиль конкуренции (соперничества) подойдет для человека, обладающего сильной волей и авторитетом, не очень заинтересованного в сотрудничестве с другой стороной и стремящегося В первую очередь удовлетворить собственные интересы . Этот стиль можно использовать при следующих обстоятельствах:

— исход конфликта очень важен для руководителя и он делает большую ставку на свое решение возникшей проблемы;

— управленец обладает достаточными властью и авторитетом, и ему представляется очевидным, что его решение — наилучшее;

— выбор при принятии решения отсутствует;

— необходимо принять непопулярное решение, и у руководителя для этого достаточно полномочий;

— в отношении подчиненных, с которыми взаимодействует руководитель, наиболее эффективен авторитарный стиль управления.

Подобный стиль не используется в близких личных отношениях, поскольку не вызывает ничего, кроме чувства отчуждения. Также стиль конкуренции неприменим в ситуации, когда человек не обладает достаточной властью, а его точка зрения по обсуждаемому вопросу расходится с точкой зрения вышестоящего руководителя.

Стиль сотрудничества подойдет в тех случаях, когда при отстаивании собственных интересов руководитель должен принимать во внимание потребности и пожелания другой стороны. Данный путь, целью которого является Разработка взаимовыгодного решения , требует продолжительной работы по урегулированию разногласий. А для этого сторонам конфликта необходимо уметь объяснять свои намерения, выслушивать друг друга и сдерживать эмоции. Иначе сотрудничество окажется неэффективным.

Применять этот стиль можно в таких ситуациях:

— требуется общее решение, причем каждый из подходов к урегулированию проблемы важен и не допускает компромисса;

— у руководителя (или учреждения) сложились длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной;

— основной целью является приобретение совместного опыта работы;

— стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов;

— необходимо объединить разные точки зрения и усилить вовлеченность сотрудников в деятельность.

Стиль компромисса заключается в том, что стороны стремятся Урегулировать разногласия при взаимных уступках . Он напоминает стиль сотрудничества, однако применяется на более поверхностном уровне, поскольку стороны в чем-то уступают друг другу. Стиль наиболее эффективен в тех случаях, когда стороны стремятся к достижению своих целей, но знают, что одновременно это недостижимо. Например:

— стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковыми властью и полномочиями;

— решение данной задачи имеет для руководителя не слишком большое значение;

— управленца может устроить компромисс, поскольку нет времени для выработки иного решения либо другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными;

— компромисс позволит руководителю получить хоть какие-то выгоды, в противном случае можно все потерять.

Стиль уклонения обычно реализуется, когда обсуждаемая проблема не столь важна для руководителя, он Не сотрудничает для выработки решения . Этот стиль может применяться в следующих случаях:

— источник разногласий несущественен на фоне решения других более важных задач, поэтому руководитель считает, что на данную проблему не стоит тратить силы;

— управленец знает, что не может решить вопрос в свою пользу;

— недостаточно полномочий для решения проблемы желательным для руководителя способом;

— необходимо выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем принять какое-либо решение;

— нецелесообразно пытаться решать проблему немедленно, поскольку признание и открытое обсуждение конфликта могут только ухудшить ситуацию;

— подчиненные могут сами успешно урегулировать конфликт.

Не следует думать, что использование данного стиля — это всегда бегство от проблемы или уклонение от ответственности. В действительности уход от конфронтации или отсрочка в урегулировании конфликта может оказаться вполне подходящей реакцией, ведь проблема способна разрешиться сама собой или будет решена позже, но уже при наличии необходимых ресурсов.

Стиль приспосабливания означает, что руководитель, действуя совместно с другой стороной, Не пытается жестко отстаивать собственные интересы . Подобный стиль поведения наиболее эффективен в случаях, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существенен для руководителя либо когда последний жертвует своими интересами в пользу другой стороны. Например:

— восстановление спокойствия и стабильности является более важной задачей, нежели содержание конфликта;

— предмет разногласий не важен для руководителя;

— позиция руководителя ошибочна;

— у управленца недостаточно полномочий или шансов отстоять свои интересы.

Отметим, что ни один из рассмотренных стилей разрешения конфликта не может быть назван самым лучшим. Руководителю и работникам учреждения следует пользоваться всеми моделями поведения, выбирая из них в зависимости от конкретных обстоятельств.

Конфликты в медицинских учреждениях

В учреждениях здравоохранения разногласия, как правило, Происходят не между сотрудниками, а между ними и получателями услуг . В конфликтах могут участвовать, с одной стороны, медработники и медицинские коллективы в целом, а с другой — пациенты и принимающие их сторону группы поддержки. Уровень конфликтности взаимоотношений медработника и пациента зависит от многого: квалификации медицинского персонала, материально-технической базы лечебного учреждения, качества оказываемых услуг и их стоимости (если они предоставляются на платной основе), оценки пациентом объективной (организационно-техническая и финансовая сторона) и субъективной составляющих медпомощи (например, уровень диагностики и лечения).

Конфликтное поведение зачастую присуще пациентам предпенсионного или пенсионного возраста, а также гражданам с низким уровнем дохода, ограничивающим их возможности в получении оплачиваемых (или частично оплачиваемых) видов медицинской помощи и лечении самыми современными лекарственными средствами.

Причины, вызывающие разногласия, для разных видов медицинской деятельности будут разными. В частности, в поликлинике главным провоцирующим фактором является сокращение продолжительности врачебного приема, а в стоматологической клинике — несоответствие цены и качества услуги (при платной форме ее предоставления).

Наиболее часто конфликты с пациентами разрешаются уже в стенах учреждения — на уровне врача, заведующего отделением, руководства. Однако встречается и судебное отстаивание пациентом своей позиции.

При обсуждении разногласий многое зависит от поведения медработника. С одной стороны, полное избегание конфликтов ошибочно и практически нереально. С другой стороны, при попадании в конфликтную ситуацию сотруднику необходимо помнить о ее позитивной стороне (возможности выявить проблему и усовершенствовать работу в целом) и выстраивать партнерскую модель взаимоотношений с пациентом.

Конфликты в общеобразовательных учреждениях

Участниками конфликтных ситуаций в школах являются педагоги и руководство учреждения, а также обучающиеся и их родители. Здесь можно выделить следующие виды разногласий.

1. Мотивационные конфликты возникают между педагогами и школьниками из-за того, что последние либо категорически не учатся, либо учатся без интереса, по принуждению. Основываясь на личной мотивации (ее отсутствии), такие конфликты могут разрастаться и в конечном итоге приводить к противостоянию между педагогом и обучающимся.

2. Конфликты между педагогом (родителями) и учеником, связанные С организацией обучения, особенно ярко проявляются на четырех временных отрезках. Так, при поступлении ребенка в первый класс у него происходит смена ведущей деятельности (с игровой на учебную), появляются новые обязанности. При переходе из начальной школы в среднюю ученик занимается уже не у одного педагога, а у разных учителей-предметников, добавляются новые школьные дисциплины. При обучении в 9-м классе перед учеником встает проблема выбора: идти в среднее специальное учебное заведение или продолжить учебу в 10 — 11-м классах. Наконец, в период окончания школы происходит определение будущей профессии, сдаются экзамены в вуз.

3. Конфликты при взаимодействии обучающихся между собой, учителей и школьников, педагогов друг с другом, педагогического состава и администрации школы возникают Из-за личностных особенностей конфликтующих, их установок и ценностей. Так, среди учеников распространены конфликты лидерства, а в средних классах к ним добавляются противостояния групп мальчиков и девочек. Поводы для разногласий между учителями могут быть самыми разными — от вопросов школьного расписания до несовпадения личностных установок. Конфликты между педагогами и руководством школы могут быть вызваны проблемами власти и подчинения.

Посредничество руководителя как эффективный метод разрешения конфликта

В своей практике руководители наверняка сталкивались с необходимостью улаживать конфликты. Здесь поможет специальная Техника посредничества . Посредник в конфликтной ситуации развивает и укрепляет конструктивные элементы в общении и взаимодействиях, он не присоединяется к точке зрения какой-либо из сторон, соблюдает нейтралитет относительно предмета конфликта.

Техника состоит из четырех шагов.

Первый шаг — Найдите время, чтобы поговорить . На данном этапе посредник помогает сторонам договориться о времени и месте переговоров, при этом должны выполняться следующие условия:

1) разговор должен быть длительным (два — четыре часа);

2) помещение выбирается так, чтобы исключались внешние помехи (телефонные разговоры, открывание двери и т. д.);

3) время разговора определяется таким образом, чтобы ни один из участников не был им ограничен;

4) в процессе переговоров нельзя использовать приемы давления (заставлять другого человека уступать, сдаваться);

5) если переговоры начались, запрещается выходить из комнаты раньше, чем закончится установленное время.

Второй шаг — Спланируйте мероприятие . В самом начале разговора важно его правильно «запустить». Руководитель может выступить с вводной речью. Установка, которую он должен транслировать, заключается в том, что он не заставляет ни одного из участников конфликта полностью отказаться от собственной позиции. Вместе с участниками руководитель выработает новую позицию, в которой будут учтены позитивные элементы всех конфликтующих мнений.

Третий шаг — Дайте выговориться . На данном этапе нужно выявить предмет разногласий и сформулировать проблему. Этому будет способствовать то, что стороны полностью выскажут свою позицию и выслушают чужую.

Четвертый шаг — Придите к соглашению . На этом этапе участники переговоров психологически готовы к примирению. И руководитель как посредник должен объективно вынести такое решение, которое устроит все конфликтующие стороны и приведет их к соглашению.

В заключение отметим, что на практике не существует универсального метода решения конфликтов, возникающих в организации. Действенность выбираемой стратегии напрямую зависит от самой ситуации. Поэтому результатов в устранении разногласий добиваются те руководители, которые владеют всем арсеналом стратегий поведения и своевременно меняют их в зависимости от конкретных обстоятельств конфликта.

Чувства и эмоции в межличностных отношениях

К проблеме межличностных отношении в группе можно подходить с различных сторон. Можно исследовать форму этих отношений, их влияние на личность, на обстановку в группе. И все эти аспекты межличностных отношений важны для современной практики.

Внутригрупповые отношения имеют и структуру. Они могут определяться как человека, его позицией в системе формальных отношений, так и чувствами, которые люди испытывают друг к другу в процессе совместной деятельности.

Чувство как показатель межличностных отношений рассматривалось многими психологами (Т. Шибутани, Дж. Морено, А. Маслоу, К. Роджерс и др.).

Люди ведут себя в соответствии с нормами. Но чувства определяют особенности , регулируют поведение.

— это устойчивые переживания, которые связаны с . Они направляют взаимные ориентации людей. Чувства отличаются от эмоций — субъективных реакций на воздействие внутренних и внешних факторов. Чувства устойчивее эмоций .

Чувства имеют определенные социальные функции . Социальные функции чувств определяют готовность человека к определенному способу поведения в конкретной ситуации.

Познавательная функция чувств связана с постижением значимости данного события для самого человека.

Мобилизационная функция чувств проявляется в готовности человека действовать определенным образом. Чувства определяют общий энергетический уровень деятельности человека.

Интегративно-защитная и предупреждающая функции обеспечивают выбор направления деятельности, ориентировку в ситуациях и отношениях.

Не все межличностные отношения сопровождаются чувствами. Человек может и не испытывать никаких чувств по отношению к другому.

Если чувства вступают в противоречие с общественными нормами, то человек часто не осознает их. Проблема некоторых людей заключается в том, что они не совсем понимают, какие именно чувства испытывают в той или иной ситуации, если на осознаваемом и неосознаваемом уровне чувства не совпадают.

Человек стремится избежать негативных переживаний в группе.

Механизмы психологической защиты

Механизмы психологической защиты действуют на подсознательном уровне и представляют собой систему регуляции личности, направленную на устранение негативных переживаний.

Нормативный уровень психологической защиты есть у каждого человека. Существуют индивиды, у которых действие психологической защиты является чрезмерным.

Кроме психологической защиты выделяют такие специфические нарушения при переживании человеком отношений в группе: эмоциональное застревание и эксплозивность. Эмоциональное застревание представляет собой состояние, при котором возникшая аффективная реакция фиксируется на длительное время и оказывает влияние на мысли и поведение. Например, пережитая обида надолго “застревает” у злопамятного человека. Эксплозивность — повышенная возбудимость, склонность к бурным проявлениям аффекта, неадекватная по силе реакция.

В любой , существующей относительно продолжительный период времени, можно наблюдать эмоциональные предпочтения. Американский психолог Дж. Морено, рассматривая совокупность предпочтений членов группы, разработал всемирно известную теорию социометрии. Морено считал, что психологическая комфортность человека зависит от его положения в неформальной структуре отношений в малой группе. Социометрическая структура группы представляет собой совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе межличностных отношений.

Система межличностных отношений

Система межличностных отношений включает в себя совокупность симпатий и антипатий, предпочтений и отвержений всех членов группы.

Социометрический статус

Каждый индивид в группе имеет свой социометрический статус , который может быть определен как сумма предпочтений и отвержений, получаемых от других членов. Социометрический статус может быть более высоким или низким в зависимости от того, какие чувства испытывают другие члены группы по отношению к данному субъекту — положительные или отрицательные. Совокупность всех статусов задает статусную иерархию в группе .

Самыми высокостатусными считаются так называемые социометрические звезды — члены группы, имеющие максимальное количество положительных выборов при небольшом количестве отрицательных выборов. Это люди, к которым обращены симпатии большинства или, по крайней мере, многих членов группы.

Далее идут высокостатусные, среднестатуспые и низкостатусные члены группы, определяемые по числу положительных выборов и не имеющие большого числа отрицательных выборов. Есть группы, в которых нет социометрических звезд, а есть только высоко-, средне-, низкостатусные.

На более низкой ступени межгрупповых отношений находятся изолированные — субъекты, у которых отсутствуют любые выборы, как положительные, так и отрицательные. Позиция изолированного человека в группе — одна из наиболее неблагоприятных.

Отверженные — это такие члены группы, которые имеют большое количество отрицательных выборов и малое количество предпочтений. На последней ступени иерархической лестницы социальных предпочтений находятся пренебрегаемые или изгои — члены группы, не имеющие ни одного положительного выбора при наличии отрицательных.

Часто позицию социометрической звезды рассматривают как позицию лидера. Это не совсем верно, поскольку лидерство связано с вмешательством в процесс действия, а социометрический статус определяется чувствами . Можно встретить субъектов, являющихся одновременно и социометрическими звездами и лидерами, но такое сочетание редко встречается. Человек часто утрачивает симпатии окружающих, становясь лидером. Социометрическая звезда вызывает доброе отношение, прежде всего потому, что другие люди чувствуют себя психологически комфортно в присутствии данной личности. Что касается лидера, то его социально-психологическая функция связана с управлением.

Проблема совмещения в одном лице лидера и социометрической звезды стоит крайне остро как для самого человека, так и для группы в целом. Иногда, в критических социальных ситуациях это может провоцировать некоторые тенденции фанатического поведения членов группы. В обычной семье роли могут распределяться следующим образом: отец — лидер, мать — социометрическая звезда. Высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные члены группы составляют обычно ее большинство.

Изолированные, отверженные и пренебрегаемые члены группы входят в группу риска по критериям межличностных отношений. Следует обратить особое внимание на позицию изолированного человека. Во многих случаях она оказывается более неблагоприятной, чем позиция отверженного или даже пренебрегаемого. Негативное отношение к человеку в группе является более благоприятным социальным фактором, чем отсутствие всякого отношения , поскольку отрицательный стимул лучше, чем его отсутствие. Иногда переход человека из позиции пренебрегаемого в позицию изолированного считается большим наказанием. Известен феномен влияния бойкота — прекращение отношений с человеком, отсутствия реагирования на его слова и поступки и проявлений различных чувств по отношению к нему. При бойкоте человек оказывается не в позиции пренебрегаемого, к которому направлены негативные чувства окружающих, а в позиции изолированного, к которому окружающие совершенно равнодушны. Изменение социометрического статуса члена группы — важная проблема. Статус человека часто представляет собой относительно устойчивую величину. Однако с точки зрения развития личности неизменность социометрического статуса рассматривается как фактор риска, даже если это высокий статус.

Необходимость изменения социометрического статуса диктуется потребностями человека вырабатывать гибкие стратегии поведения для социальной адаптации в различных группах. Поэтому целесообразно пройти через различные статусы. Сложность проблемы заключается также и в том, что люди по-разному воспринимают и относятся к своему статусу. Большинство имеет представление о том, какой статус они занимают в первичной группе. Среднестатусные члены группы, как правило, воспринимают свое положение адекватно. Но крайние статусные категории вследствие действия психологических защит часто воспринимают отношения других людей к себе неадекватно. Чаще всего именно социометрические звезды и пренебрегаемые члены группы не осознают своего положения в системе межличностных отношений в группе.

Устойчивость социометрического статуса определяется многими факторами, среди которых выделяют следующие:

  • внешний вид (физическая привлекательность, ведущая модальность мимики, оформление облика, невербальный язык);
  • успехи в ведущей деятельности;
  • некоторые свойства характера и (толерантность, общительность, благорасположение, низкая тревожность, стабильность нервной системы и др.);
  • соответствие ценностей индивида ценностям группы, членом которой он является;
  • положение в других социальных группах.

Чтобы изменить статус человека в группе, иногда достаточно только поработать с тем или иным фактором статуса.

Взаимность эмоциональных предпочтений

Знание социометрического статуса не дает полной информации о положении человека в системе межличностных отношений. Необходимо знать и о таком явлении, как взаимность эмоциональных предпочтений членов группы. Даже социометрическая звезда будет чувствовать себя неблагополучно, если ее выбор не имеет взаимности. И наоборот, пренебрегаемый член группы может чувствовать себя вполне благополучно, если его выбор оказался взаимным. Чем больше взаимных выборов имеет член группы, тем более стабильным и благоприятным будет его положение в системе межличностных отношений. Группы значительно различаются между собой по взаимности выбора их членов. Если в группе мало взаимных выборов, то в ней будет слабая согласованность действий и эмоциональная неудовлетворенность ее членов межличностными отношениями.

Межличностные отношения в группе включают отношения межличностного предпочтения.

Малая группа делится на микрогруппы, и чем больше малая группа, тем большее количество микрогрупп в ней существует. Каждая микрогруппа имеет свою социометрическую структуру. Часто микрогруппа представляет собой компанию друзей, имеющих общие интересы. Иногда объединение людей в микрогруппы может быть вызвано другими причинами, например, принадлежностью к определенному социальному слою и т. д.

Выявление системы отвержений в группе необходимо для прогноза ее действий в ситуации . Отвержения в группе могут быть сгруппированы в три типа.

Первый тип — нормативный, свидетельствующий о благополучии отношений в целом, когда отвержения ярко не выражены, нет лиц, получивших большое количество отрицательных выборов, и все отвержения распределены относительно равномерно. Нет и людей, у которых отвержения преобладали бы над предпочтениями.

Второй тип — поляризация отвержений, при которой выделяют две основные микрогруппы, отвергающие друг друга.

Третий тип — наиболее неблагоприятный для группы, когда отверженным будет только один, выступающий в качестве ответчика за все недоразумения, так называемый "стрелочник". Иногда в группе негативное отношение к одному человеку со стороны большинства может быть вполне оправданно. Однако такие случаи рассматриваются как исключительные. Если же группа выбирает "стрелочника" всегда, то можно сделать вывод о неблагоприятном характере межличностных отношений в ней. Даже если отвергаемый покинет группу, будет найден новый "виноватый" на соответствующую роль.

Групповые привычки в системе межличностных отношений формируются точно так же, как и любые другие групповые действия.

Привычка относится к форме социального контроля и направляет поведение конкретных людей и группы в целом.

Важнейшими характеристиками системы внутригрупповых предпочтений выступают: социометрический статус, взаимность выбора, наличие устойчивых групп межличностных предпочтений и система отвержений. Несмотря на равную значимость всех характеристик, особое внимание уделяется статусу субъекта. Это обусловлено тем, что, во-первых, статус имеет относительную социальную устойчивость, и субъект часто переносит его из одной группы в другую. Во-вторых, именно динамика статусной иерархии влечет за собой и соответствующие изменения в системе отвержений и отношениях между микрогруппами. Кроме того, понимание человеком своего статуса в системе межличностных отношений оказывает существенное влияние на самооценку личности.