Пожарский дмитрий михайлович биография кратко. Дмитрий михайлович грозные очи Кто такой д м пожарский

  • Дата: 20.08.2020

20.04.1642 (3.05). - Умер кн. Дмитрий Михайлович Пожарский

Пожарский - герой Смутного времени

Дмитрий Михайлович Пожарский (1.11.1578–20.04.1642) – князь, один из руководителей освободительной борьбы русского народа против польских и шведских интервентов в Его отец, Михаил Федорович Пожарский – потомок в 13 колене Великого Князя Суздальского и Владимирского, а затем и . Мать, Евфросинья Федоровна Беклемишева, была из знатного старинного дворянского рода. После смерти Михаила Федоровича семья Пожарских переезжает в Москву, где на Арбате еще у деда Дмитрия Михайловича, Федора Ивановича Пожарского, был свой дом. И в 1593 г. пятнадцатилетний Дмитрий поступает на государеву службу. С 1602 г. он – стольник при дворе . В 1608 г. был назначен воеводой; разгромил польско-литовский отряд под Коломной. В 1609 г., назначенный воеводой в г. Зарайск, отбил от города сторонников Лжедмитрия II.

В начале 1611 г. Пожарский участвовал в организации Первого ополчения, в марте 1611 г. – в . В Москве был ранен, вывезен в Троице-Сергиев монастырь, а затем в Суздальский уезд в родовую вотчину. В конце 1611 г. совместно с К. Мининым возглавил Второе ополчение, и прославившее Пожарского как героя, которого даже предлагали в числе кандидатов на царский престол.

На Земском соборе 1612–1613 гг. сыграл выдающуюся роль при и был пожалован боярским чином. Затем до 1618 г. руководил военными действиями против польских войск. Используя популярность Пожарского, правительство назначило его собирать "пятину" на нужды разоренного государства. В 1615–1617 гг. участвовал в переговорах о заключении Столбовского мира со Швецией. С 1619 г. Пожарский ведал Ямским, в 1624 г. – Разбойным, в 1636-1637 и в 1640-1642 гг. – Судным приказами. В 1628–1630 гг. – воевода в Новгороде, воевода армии прикрытия во время Русско-польской войны 1632–1634 гг.

Все царствующие при жизни Д.М. Пожарского Государи российские отмечали ревностную службу князя своему Отечеству, приближая и награждая его. Особенно чтил его молодой российский Царь Михаил Романов, поручая Д.М. Пожарскому особо важные дела. Так в 1619 г. он писал в своей жалованной грамоте: «… а онъ, бояринъ нашъ, Князь Дмитрий Михайловичъ, помня Бога и пресвятую Богородицу и православную Крестьянскую веру и наше крестное целованье, съ нами Великимъ Государемъ Царемъ и Великимъ Княземъ Михаиломъ Феодоровичемъ всея Русии на Москве в осаде сиделъ, и за православную Крестьянскую веру и за святыя Божии церкви и за насъ Великаго Государя противъ Королевича Владислава и Польскихъ и Литовскихъ и Немецкихъ людей стояль крепко и мужественно, и на боехъ, и на приступехъ бился, не щадя головы своей, и ни на какия Королевичевы прелести не прельстился, и многую свою службу и правду къ намъ и ко всему Московскому Государству показалъ, и будучи в осаде, во всемъ оскудение и нужду терпелъ».

Пожарский перед смертью принял схиму и был похоронен в родовой усыпальнице в Спасо-Евфимиевском монастыре в Суздале.

ПС. В нашей статье указана официально признанная дата рождения князя Д.М. Пожарского. По соображениям В.Е. Шматова, дата рождения должна быть иная: «Первое свое имя Косма князь Пожарский получил при рождении в день поминовения Космы бессребреника. Таких дней в году три (по старому стилю): 1 июля, 17 октября и 1 ноября. После крещения князь Пожарский получает светское имя в честь Димитрия Солунского. День его поминовения – 26 октября. Поэтому, согласно логике, князь Пожарский не мог родиться ни 1 июля, ни 1 ноября, а только 17 октября – 30 октября по новому стилю. Следовательно, дата рождения Д.М.Пожарского – 17 (30) октября 1577 года».

Использованы материалы сайта Межрегиональный общественно-патриотический Фонд "Отечество" им. Д.М. Пожарского .

ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ - князь тверской, великий князь владимирский.

Из ди-на-стии Рю-ри-ко-ви-чей, стар-ший сын Ми-хаи-ла Яро-сла-ви-ча , брат Алек-сан-д-ра Ми-хай-ло-ви-ча, Кон-стан-ти-на Ми-хай-ло-ви-ча и Ва-си-лия Ми-хай-ло-ви-ча. В 1311 году Дмитрий Михайлович, уже счи-тав-ший-ся взрос-лым по средневековым по-ня-ти-ям, воз-гла-вил в от-сут-ст-вие от-ца, на-хо-див-ше-го-ся в Зо-ло-той Ор-де, твер-ское вой-ско, на-ме-ре-ва-ясь ид-ти по-хо-дом на Ниж-ний Нов-го-род, ко-то-рый за-хва-тил Бо-рис Да-ни-ло-вич, сын московского князя Да-нии-ла Алек-сан-д-ро-ви-ча. Вой-ско уже со-бра-лось во Вла-ди-ми-ре, ко-гда митрополит Пётр, кон-флик-то-вав-ший с твер-ски-ми князь-я-ми и опи-рав-ший-ся на под-держ-ку московских кня-зей, за-пре-тил этот по-ход. Про-сто-яв три не-де-ли во Вла-ди-ми-ре, Дмитрий Михайлович был вы-ну-ж-ден рас-пус-тить вой-ско. В 1318 году вме-сте с бра-том Алек-сан-дром пы-тал-ся от-го-во-рить от-ца от по-езд-ки в Ор-ду на суд ха-на Уз-бе-ка. По-сле каз-ни Ми-хаи-ла Яро-сла-ви-ча в Ор-де по ду-хов-ной гра-мо-те от-ца стал князем твер-ским. По ини-циа-ти-ве Дмитрия Михайловича в 1319 году ос-тан-ки Ми-хаи-ла Яро-сла-ви-ча бы-ли вы-ку-п-ле-ны у великого князя вла-ди-мир-ско-го Юрия Да-ни-ло-ви-ча и за-хо-ро-не-ны в Спас-ском со-бо-ре в Тве-ри. В начале 1321 года Дмитрий Михайлович же-нил-ся на до-че-ри ли-товского князя Ге-ди-ми-на , по-лу-чив-шей в кре-ще-нии имя Ма-рия. Вско-ре на-пря-жён-ные от-но-ше-ния ме-ж-ду Тве-рью и Мо-ск-вой при-ве-ли к то-му, что они ока-за-лись на гра-ни вой-ны. В 1321 году Юрий Да-ни-ло-вич со-брал вой-ско в Пе-ре-яс-лав-ле для по-хо-да на Тверь. Дмитрий Михайлович от-вёл на-па-де-ние, за-пла-тив великому князю вла-ди-мир-ско-му круп-ную сум-му в 2 тысячи рублей и от-ка-зав-шись от пре-тен-зий на великое кня-же-ние вла-ди-мир-ское. Од-на-ко 14.3.1322 года, вос-поль-зо-вав-шись тем, что Юрий Да-ни-ло-вич не уп-ла-тил ор-дын-ский выход, Дмитрий Михайлович от-пра-вил-ся к ха-ну Уз-бе-ку и, ве-ро-ят-но, су-мел ого-во-рить пе-ред ним Юрия. Осе-нью то-го же го-да Дмитрий Михайлович вер-нул-ся, по-лу-чив от ха-на яр-лык на великое кня-же-ние вла-ди-мир-ское. К Дмитрию Михайловичу пе-ре-шла власть и над Нов-го-ро-дом, од-на-ко ре-аль-но ус-та-но-вить над ним кон-троль он не су-мел, так как вес-ной 1323 года нов-го-род-цы при-гла-си-ли на кня-же-ние из Пско-ва Юрия Да-ни-ло-ви-ча. В 1325 году Дмитрий Михайлович был вы-ну-ж-ден по-ехать в Ор-ду, так как ту-да уже вес-ной то-го же го-да от-пра-вил-ся Юрий Да-ни-ло-вич. Кня-зья несколько ме-ся-цев жи-ли в Ор-де, ожи-дая хан-ско-го су-да. 21.11.1325 года, на-ка-ну-не дня па-мя-ти от-ца, Дмитрий Михайлович убил ви-нов-ни-ка его ги-бе-ли - Юрия Да-ни-ло-ви-ча, на-де-ясь на снис-хо-ж-де-ние ха-на Уз-бе-ка. Од-на-ко спус-тя поч-ти год Дмитрий Михайлович был каз-нён по при-го-во-ру ха-на.

Па-мять о Дмитрие Михайловиче как о че-ло-ве-ке ре-ши-тель-ном и бес-ком-про-мисс-ном от-ра-зи-лась в его про-зви-щах, со-хра-нён-ных позд-ни-ми ис-точ-ни-ка-ми: Зве-ри-ные Очи («Ска-за-ние о князь-ях Вла-ди-мир-ских») и Гроз-ные Очи (ро-до-слов-ные кни-ги).

Дмитрий Михайлович Грозные Очи
Годы жизни: 1299-1326
Годы правления: 1322-1326

Представитель рода Тверских великих князей. Из династии Рюриковичей.

Дмитрий Михайлович — сын святого , князя тверского и великого князя владимирского, и княжны Анны Дмитриевны Ростовской, известной как Анна Кашинская, также признанной святою.

Князь Тверской в 1318-1326 годах, великий князь Владимирский в 1322-1326 годах.

Кратко о князе Дмитрии Михайловиче

Родился 15 сентября в 1299 году в Твери. Обряд постриги (ритуал сажания на коня) состоялся для Дмитрия 8 ноября 1301 года.

По некоторым сведениям известно, что Дмитрий Михайлович в 1311 году был послан своим отцом в Нижний Новгород.

В 1314 году, когда отец Михаил Ярославич, князь тверской и владимирский, находился в Орде, князь Дмитрий Михайлович ополчился на Юрия (Георгия) Даниловича московского и вывел на берег Волги свои войска против новгородцев, которые были его союзниками.

В 1318 году Дмитрий Михайлович просил отца не ездить в Орду.

Его предчувствия сбылись. В 1319 г. великий князь владимирский был казнен в Орде, а ярлык на великое княжение хан Узбек отдал Юрию Даниловичу Московскому.

После смерти отца Дмитрий Михайлович наследовал Тверь в 1319 году.

В 1320 году Юрий Данилович Московский собрался походом со своей дружиной на Тверь, но война не состоялась.

В 1321 году Дмитрий Михайлович отправил в Переяславль к Юрию послов и заключил мир, согласно которому им были выплачены Московскому князю 2000 рублей серебром. Также он дал обещание не претендовать на великое княжение. Две тыс. рублей были взяты якобы для хана, но Юрий Данилович не спешил отдавать их татарскому послу, а поехал в Новгород, куда его вызвали для ратных дел. Этим обстоятельством и воспользовался Дмитрий.

В 1322 году Дмитрий Михайлович поехал в Орду, обманув московского правителя, который в то время был Финляндии, и выхлопотал себе ярлык на великое княжение. Татищев писал, что Дмитрий пояснил хану Узбеку всю ситуацию: неправду Московского князя и особенно Кавгадыя, ханского посла, по доносу которых был казнен его отец.

Хан Узбек приказал казнить посла Кавгадыя, а Юрия Даниловича лишил великого княжения, объяснив это тем, что тот удерживал у себя ханскую дань. Лишившись милости хана, Юрий Данилович не смог уже бороться с Тверью и следующие 2 года провел в новгородских землях, не решаясь возвратиться в Москву.

Месть Дмитрия Михайловича тверского

В 1324 году в Новгород приехал ханский посол Ахмыл и он был призван ханом в Орду. Дмитрий решил опередить соперника одного и поспешил в Орду сам. Подробности встречи двух врагов неизвестны. Встретив убийцу своего отца, 21 ноября 1325 г., в канун дня казни великого князя Михаила Ярославича, Дмитрий зарезал Юрия и стал ожидать ханского суда, питая все же надежду на ханское снисхождение.

Однако хан Узбек сильно рассердился на это самоуправство. Юрий Данилович был его зятем, и сторонники из Москвы указывали, что надо отомстить за смерть своего родственника. К тому же, они говорили, прощение убийцы может быть рассмотрено как мягкость со стороны хана. Узбек долго думал и наконец, велел убить Дмитрия, а великое княжение отдал его брату Александру.

15 сентября 1326 года тверского князя казнили по ханскому повелению «на реце Кодракле» (теперь эта река неизвестна). Не осталось и сведений о том, где погребено тело Дмитрия, привезенное из Орды.

Князь Дмитрий Михайлович Грозные Очи с 1320 г. был женат на дочери великого князя Литовского Гедемина великой кн. Марии. После гибели в Орде его супруга не смогла перенести горя и вскоре умерла.

Детей у них не было.

19:53 — REGNUM

Убийство в Орде первого Великого князя Москвы Юрия Даниловича. Неизвестный художник. Вторая половина 19 века

1325 год. 21 ноября в Орде был убит московский князь Юрий Данилович. Князь пал от руки Дмитрия Михайловича Грозные Очи, чей отец, тверской князь Михаил Ярославич был казнен по приказанию хан Узбека семью годами ранее. Настроил Узбека против Михаила как раз Юрий Данилович, за что и поплатился жизнью. Дмитрий Грозные Очи был казнен в Орде спустя девять месяцев.

Дмитрий Михайлович Грозные Очи убивает Юрия Даниловича Московского. Миниатюра из «Царственного летописца». 15 век

«Юрий Данилович (год рождения неизвестен — умер 21. 11. 1325) московский князь (с 1303 года) и великий князь владимирский (с 1317 года), старший сын московского князя Даниила Александровича. Присоединил к Московскому великому княжеству Можайск и другие территории. С 1304 года вёл борьбу за великокняжеский стол с тверским князем Михаилом Ярославичем. Позднее он получил поддержку митрополита Петра, в 1314 году вступил в союз с Новгородом против Твери. После пребывания в Золотой Орде (около 2 лет) и женитьбы на сестре хана Узбека Кончаке Юрий Данилович получил ярлык на великое княжение. В конце 1317 года был разбит князем Михаилом, бежал в Новгород, затем в Орду, где в конце 1318 года добился убийства своего соперника. В 1322 году возглавил поход новгородцев на Швецию, в 1323 году заключил Ореховский мир. Убит в Орде тверским князем Дмитрием Михайловичем». Цитируется по: Большая Советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1970-1977

« В следующий год отправился к Хану и Димитрий. Там они увидели друг друга, и нежный сын, живо представив себе окровавленную тень Михаилову, - затрепетав от ужаса, от гнева, - вонзил меч в убийцу. Георгий испустил дух: а Димитрий, совершив месть, по его чувству справедливую и законную, спокойно ожидал следствий... Так одно злодеяние рождает в мире другое, и виновник первого ответствует за оба, по крайней мере в судилище Вышнего! Тело Георгиево привезли в Москву, где княжил брат его, Иоанн Даниилович, и погребли в церкви Архангела Михаила. Митрополит Петр с четырьмя Епископами совершил сей обряд печальный. Князь Иоанн и самый народ проливал искренние слезы, умиленные столь бедственною кончиною Государя хотя и не добродетельного, однако ж знаменитого умом и славными предками. Новогородцы сожалели об нем: Тверитяне хвалили дело своего Князя, с беспокойством ожидая суда Узбекова.

Хан долго молчал. Друзья Князя Московского без сомнения представляли ему, что убийство столь наглое, совершенное пред его глазами, требует наказания, или будет пятном для чести Царской, знаком слабости и поводом к новым опасным своевольствам Князей Российских; что Хан, сверх того, должен вступиться за Георгия как за своего зятя. Прошло десять месяцев. Брат Димитриев, Александр, спокойно возвратился из Орды с Ханскими пошлинниками, надеясь, что дело уже кончилось и что Узбек не думает о мести. Но вдруг вышло грозное повеление, и несчастного Димитрия убили в Орде (вместе с Князем Новосильским, потомком Михаила Черниговского, обвиненным также в каком-то преступлении). Сия весть, равнодушно принятая в Москве и в Новегороде, огорчила добрых Тверитян, усердных к государям и видевших в юном своем Князе славную жертву любви сыновней. Димитрий Михайлович, прозванием Грозные Очи, смелый, пылкий, имел только 27 лет от рождения; женатый на дочери Князя Литовского, Гедимина, он не оставил детей».

Цитируется по: Карамзин Н.М. История государства российского. М.: Эксмо, 2006

История в лицах

Новгородская летопись:

В лЂто 6833 . Прииде из Орды князь Александръ Михаилович, и Татарове с нимъ должници, и много бысть тяготы на Низовьскои земли. Того же лЂта поиха Моиси владыка к митрополиту ставится на Москву; и привезоша при немъ князя Юрья великаго из Орды, Данилова сына, внукъ Александровъ, и погребе его митрополит Петръ и архиепископъ Моиси и тфЂрьскыи епископъ ВарсонофЂи и ростовьскыи Прохоръ и рязаньскыи Григории, в суботу 1 поста; и плакася по немъ брат его князь Иванъ и весь народ от мала и до велика плачемь великым зЂло: убилъ бо бяше в ОрдЂ князь Дмитрии Михаилович князя великаго Юрья безъ цесарева слова; не добро же бысть и самому: еже бо сЂеть, то и пожнеть. Добро убо послушати бяше рекшаго: да любите другъ друга, якоже азъ възлюбих вы. Иоан же Богословъ глаголеть: братие, богъ любы есть, пребывааи в любви съ братомъ, въ бозЂ пребываеть и богъ в немъ, и пакы индЂ в писании глаголеть: иже бо имЂеть ко всЂм любовь, таковыи бес труда спасется.

Цитируется по: Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. - М.-Л., 1950

Мир в это время

В 1325 году начинается первое путешествие знаменитого Абу Абдаллах Мухаммада ибн Абдаллах ал-Лавати ат-Танджи, более известного как Ибн Батутта. 14 июня он отправился в путь с целью совершить паломничество в Мекку. Через Алжир, Тунис, Ливию и Египет он прибыл в Каир, а оттуда к берегам Аравии. Дальше путь его пролег через Сирию и Палестину, а посетив Мекку и Медину, Ибн Батута побывал также в Иране. По протяженности маршрутов Ибн Баттута занимает 1-е место среди путешественников Средневековья. В последующих странствиях он посетил Константинополь, Золотую Орду, Индию, Африку и Китай. В старости он надиктовал книгу воспоминаний "Подарок созерцающим о диковинах городов и чудесах путешествий".

Сравнительная карта путешествий Марко Поло и Ибн Батуты

«Последний великий арабский путешественник Абу "Абдаллах Мухаммад ибн "Абдаллах ал-Лавати ат-Танджи, известный как Ибн Баттута, родился 17 раджаба 703/24 февраля 1304 г. в городе Танжер. Как показывает его нисба ал-Лавати, он происходил из берберского племени некогда крупной племенной группы лавата.

Единственным источником сведений о его биографии является его сочинение. Из него мы узнаем, что образование он, вероятно, получил в том же Танжере и что образование это имело обычный богословско-юридический характер в рамках маликитского учения. И доказывается это его путешествиями, во время которых ему доводилось, как и его не менее известному, жившему в XV-XVI вв. соотечественнику ал-Хасану ибн Мухаммаду ал-Ваззану аз-Заййати ал-Фаси, известному в Европе под именем Льва Африканского, исполнять обязанности судьи в посещаемых им местах. Склонности к письменной фиксации своих впечатлений у него не было, и никаких письменных сочинений после него не осталось. Известно, что он умел сочинять стихи и любил подносить их своим покровителям.

Его путешествия начались 2 раджаба 725/13 июня 1325 г., когда в возрасте 21 года (22 лунных лет) он отправился в путь из Танжера, чтобы совершить хаджж. Он находился в путешествии 27 лет, посетил многие страны. Крайней точкой, достигнутой им во время путешествий, на востоке был Китай, на юге — о-в Суматра, город Кильва в Восточной Африке и территория Судана в Западной Африке, на западе — определенно Фес и, вероятно, другие города Марокко, на севере — Булгар на Волге.

Фигура Ибн Баттуты издавна привлекала ученых, и литература, посвященная ему, огромна. Почти все исследователи останавливаются на теме о маршрутах его путешествий. Действительно, тема эта очень важна для изучения рассказа Ибн Баттуты и в некоторых местах представляет трудности. Несмотря на некоторые неточности в деталях, хронология его путешествий может быть установлена следующим образом.

1. Отъезд из Танжера 2 раджаба 725/14 июня 1325 г.; Северная Африка, Египет, Верхний Египет, Сирия. Отъезд из Дамаска в Мекку в шаввале 726/ сентябре 1326 г.

2. Отъезд из Мекки 30 зу-л-хиджжа 726/17 ноября 1326 г.; Ирак, Хузистан, Фарс и Джибал; Тебриз, Багдад, Самарра, Мосул, возвращение в Багдад, пребывание в Аравии (вместе с тремя паломничествами) с 727/1327 до 730/1330 г.

3. Красное море, Йемен, Аден, Зейла, Могадишо и торговые порты Восточной Африки; возвращение через Оман и Персидский залив. Четвертое паломничество в 732/1332 г.

4. Египет, Сирия, Малая Азия и территория Золотой Орды. Визит в Константинополь и возвращение на территорию Золотой Орды. Трансоксания и Афганистан. Прибытие в долину Инда 1 мухаррама 734/12 сентября 1333 г. Пребывание в Дели до сафара 743/июля 1342 г.

5. Пребывание в течение полутора лет на Мальдивских островах. Цейлон и второе посещение Мальдивских островов. Бенгалия, Ассам, Суматра, прибытие в китайский порт Зайтун (достоверно неизвестно, добрался ли Ибн Баттута до Пекина). 6. Возвращение на Суматру и Малабар (мухаррам 748/апрель-май 1347 г.). Персидский залив, Багдад, Сирия, Египет. Еще одно паломничество.

7. Египет, Александрия. Сел на корабль, идущий в Тунис, в сафаре 750/апреле-мае 1349 г., оттуда он добрался до Сардинии на каталонском корабле. Прибытие в Фес в конце ша"бана 750/ноября 1349 г. Посещение королевства Гранада и возвращение в Марокко.

8. Отъезд из Сиджилмасы в начале мухаррама 753/февраля 1352 г. Путешествие через Сахару в страну на Нигере. Возвращение в Сиджилмасу в зу-л-ка"да 754/декабре 1353 г.

Рассказы Ибн Баттуты об этих путешествиях содержатся в труде, носящем название “Тухфат ан-нуззар фи гара"иб ал-амсар ва "аджа"иб ал-асфар” (“Подарок созерцающим о диковинках городов и о чудесах путешествий” — перевод И.Ю.Крачковского; “Подарок размышляющим о диковинках городов и о чудесах путешествий” — перевод В.В.Матвеева, в зависимости от перевода слова нуззар). Редакция этого текста принадлежит не Ибн Баттуте, а секретарю двора фесских маринидов Мухаммаду ибн Мухаммаду ибн Ахмаду ибн Джузайу ал-Калби (ум. в 767/1356 г.), которому он диктовал описание своего путешествия по желанию маринида Абу "Инана Фариса и с которым, по предположению И.Ю.Крачковского, Ибн Баттута мог познакомиться еще во время своего путешествия в Гранаду. Помимо работы над собственно рассказом Ибн Баттуты, Ибн Джузай написал и вступление, которым он снабдил произведение.

“Тухфат ан-нуззар фи гара"иб ал-амсар ва "аджа"иб ал-асфар” написано в жанре “рихлы”, традиционного жанра, происходящего с Запада, из среды испанцев и магрибинцев, которые обладали любознательностью, чтобы делать заметки во время совершения хаджжа относительно стран и обычаев Востока. Эта традиционная рихла обычно была посвящена в основном посещению святых мест в Аравии. В начале труда Ибн Баттута придерживается этого принципа, но постепенно первоначальная цель изменяется и в конце концов рихла сводится фактически к описанию известного мира».

Цитируется по: Древние и средневековые источники по этнографии и истории Африки южнее Сахары. Т. 4. Арабские источники XIII-XIV вв. М.:Восточная литература, 2002

Князь, один из громких деятелей Смутного времени вместе с земским человеком Кузьмой Мининым . Пожарский родился в 1578 и происходил из рода князей Стародубских, от великого князя владимирского Всеволода III Юрьевича, в линии князя Василия Андреевича, впервые начавшего называться Пожарским от городка Погара, или Погорелого, как говорят старые писатели. Пожарские – ветвь захудалая; разрядные книги XVII века говорят, что Пожарские при прежних государях, опричь городничих и губных старост , нигде не бывали. Князь Дмитрий Михайлович при царе Борисе Годунове является в должности стряпчего с ключом, при царе Василии Шуйском впервые заметно действует на военном поприще. В феврале 1610 он исполняет должность в качестве зарайского воеводы, ревностно поддерживавшего верность населения Зарайска царю Василию.

Только с марта 1610 г. князь Дмитрий Пожарский начинает играть крупную историческую роль – благодаря бурям Смутного времени. 19 и 20 марта 1610 он отразил в Москве приступы поляков, после чего, сильно израненный, удалился сперва в Троице-Сергиев монастырь, а потом – в свое суздальское село Нижний Ландех, где в том же году к нему явилось посольство из нижегородских граждан, руководимых Мининым, с просьбой стать во главе нового ополчения на спасение Москвы.

Раненый князь Пожарский принимает послов от нижегородского ополчения. Картина В. Котарбинского, 1882

Дело нижегородского ополчения было выиграно: Пожарский и Минин, после ряда трудностей, очистили Москву от поляков , и 21 февраля 1613 года был избран новый царь – Михаил Фёдорович Романов .

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Картина М. Скотти, 1850

В начале 30-х годов XVII века в Москве говорили, что Дмитрий Пожарский, наравне со многими, «подкупался» на царство, но это известие достаточно смутное, ибо возникший тогда по этому поводу процесс не повредил Пожарскому. 11 июля 1613 года Дмитрий Михайлович Пожарский был пожалован в бояре, а 30 июля получил жалованную вотчинную грамоту на Нижний Ландех.

Иван Мартос. Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве

После Смуты князь Пожарский уже не играл никакой выдающейся роли: его имя встречается в местнических спорах, в борьбе против лисовчиков и поляков , также в качестве новгородского воеводы, главного судьи Разбойного, Московского судного и Поместного приказов. Окончательная оценка личности князя Пожарского еще не вполне возможна: часть материала, к нему относящаяся, не изучена; особенно это следует заметить о приказном делопроизводстве за недолгие, правда, моменты его судебно-административной деятельности.

Князь Дмитрий Пожарский был женат два раза, во второй раз – на княжне Голицыной. Он умер в 1642 г., а его род пресекся в 1684 году смертью его внука Юрия Ивановича. Биограф князя Пожарского – Сергей Смирнов («Биография князя Дмитрия Михайловича Пожарского», М., 1852), довольно верно резюмировал свой труд словами, что в характере князя Пожарского не видно особенных черт, которыми бы он резко выдавался над современниками; он не был ни глубоким политиком, ни военным гением и только обстоятельствам обязан образованием и развитием в себе тех начал, которыми мог обратить на себя общее внимание; в нем не было ни огромных талантов правительственных, ни большой силы воли, какою обладал, например, Прокопий Ляпунов .