Усадьба жемочкиных.

  • Дата: 20.08.2020
Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью Дроздов Денис Петрович

ГОРОДСКАЯ УСАДЬБА ДОЛГОВЫХ (Большая Ордынка, № 21)

ГОРОДСКАЯ УСАДЬБА ДОЛГОВЫХ

(Большая Ордынка, № 21)

Во второй половине XVIII века жил на Большой Ордынке в приходе церкви иконы Богородицы Всех Скорбящих Радость первостатейный купец Афанасий Иванович Долгов. Всем он был хорош: и дела свои вел грамотно, и уважением всеобщим пользовался, и семья у него большая была, и человеком он был набожным и справедливым. Рассуждал он так: раз Бог мне помогает, дело мое процветает, то и я не буду скупиться. А дело Долгова действительно шло прекрасно: он имел несколько домовладений, которые использовал для коммерческих целей и сдавал внаем. Часть заработанных денег Долгов жертвовал на возведение и восстановление храмов.

В книге «Рассказы Сергея Михайловича Голицына, записанные М.П. Полуденским» есть одна любопытная запись, касающаяся Долгова: «В царствование императрицы Екатерины II Симонов монастырь был запечатан, а кельи превращены в казармы; одна церковь была оставлена, в которой полковой священник служил по праздникам. Купечество московское жалело о монастыре; градской глава Афанасий Иванович Долгов по совещании с другими купцами решился просить Императрицу перевести казармы; он уверял Императрицу, что в ночь на светлое Христово Воскресение, несмотря на то что церковь была запечатана, в ней видели освещение. Императрица согласилась перевести казармы, монастырь был снова открыт, Афанасий Иванович Долгов обновил его и положил 200 т. капиталу на его содержание».

Помогал Долгов не только московским монастырям и церквам, но и, например, Кирилло-Новозерскому монастырю Вологодской губернии или Свято-Алексеевской пустыни. Москвичи же особенно благодарны Долгову за то, что на его средства в 1783 году произошла перестройка западной части церкви Всех Скорбящих Радость. Даже не за сам факт жертвования денег – тогда все богатые купцы жертвовали, – а за то, что позвал он перестраивать церковь архитектора В.И. Баженова, приходившегося Долгову дальним родственником – зятем его родного брата. Баженов доверие Долгова оправдал: выстроенные им трапезная и колокольня являются архитектурными шедеврами своего времени. Позднее сын Афанасия Ивановича банкир Александр Афанасьевич Долгов, продолжая обычай отца, выступит в качестве одного из меценатов при перестройке восточной части церкви Всех Скорбящих Радость архитектором О.И. Бове.

Семья Долговых была неразрывно связана со Скорбященской церковью, потому что их усадьба располагалась напротив храма, по другую сторону Большой Ордынки. В большинстве путеводителей сказано, что главный дом усадьбы проектировал Баженов. Это и логично, все-таки родственники должны помогать друг другу. Однако эксперты комитета по архитектуре и градостроительству столицы – авторы серии книг «Памятники архитектуры Москвы» заявляют, что причастность Баженова к постройке усадьбы Долговых сомнительна.

Торцом на Большую Ордынку выходят флигели и поздние корпуса усадьбы. Сам же главный дом находится в глубине двора. Время постройки дома – 1770-е годы. Вероятно, дом стоит на подвалах палат рубежа XVII – XVIII веков. Первоначально дом имел черты раннего классицизма. Объем здания был разделен лопатками, наличники окон имели неброский декор. Остальные постройки усадьбы были возведены в конце XVIII века и имели схожие с главным домом классицистические черты. К сожалению, ни один из корпусов не сохранил своего первоначального облика. Северная пристройка (Большая Ордынка, № 19, стр. 2) – возможно, бывшая конюшня или помещение для карет. В начале XIX века она была переделана во флигель. И северный флигель, и южный корпус со зданием, стоящим на углу Большой Ордынки и Климентовского переулка, несколько раз перестраивались.

В 1982 году дом в Климентовском переулке был снесен, а в 1997 году разобран и северный флигель. Таким образом, до наших дней дошли лишь очертания градостроительной постановки и размеры конструкции строений. Об этом нужно задуматься и пожалеть, потому что все уничтоженные здания являлись частью архитектурной композиции всей усадьбы, и теперь она представляется незавершенной. Неприятно видеть, что в одном из бывших флигелей усадьбы Долговых (вернее, на его месте) разместился американский ресторан «Макдоналдс».

К счастью, главный дом усадьбы сломан не был. В пожаре 1812 года фасад дома сильно пострадал. В 1820-х годах была произведена перестройка, и дом потерял свои классицистические черты. Александровский ампир владел в то время умами архитекторов, поэтому стены дома выгладились, появилось четкое ярусное разделение. Это хорошо видно и теперь: подклет, второй этаж и верхняя часть здания отделены друг от друга карнизами. На главном фасаде выделяется крупный пилястровый портик ионического ордера, украшенный между пилястрами, в тимпане фронтона и фризе замысловатым лепным декором. На садовом фасаде сделаны два объемных ризалита со сложными арочными окнами. Задняя дверь ведет в белокаменную открытую террасу. Когда-то за домом был обширный сад, а сегодня располагается не вписывающийся в архитектуру ресторан.

Каменная ограда усадьбы Долговых стилизована под главный дом, хоть и строилась на сто лет позже. Пилоны ворот декорированы фризом, схожим с фризом портика парадного фасада. Ограда была возведена в конце XIX века уже при новом хозяине – владельце кожевенных заводов Иване Петровиче Жемочкине. Жемочкину в Москве принадлежало две фабрики, на которых производили изделия из кожи, несколько складов и магазин в Верхних торговых рядах на Варварке. В середине XIX века Жемочкин купил у Долгова его усадьбу на Большой Ордынке. Продолжая добрую традицию участия хозяев усадьбы в судьбе храма иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость, Иван Петрович (как впоследствии и его сын Николай Иванович) станет старостой Скорбященской церкви. В начале XX века главный дом был арендован Женской гимназией, в которой учились внучки Жемочкина, а семья занимала до 1918 года большой южный флигель (современный адрес Большая Ордынка, № 21, стр. 2).

После революции, когда владельцем усадьбы был уже Николай Иванович Жемочкин, все имущество семьи было национализировано. Хозяина дома и его жену Веру Алексеевну сослали в Тарусу, а из флигеля сделали коммунальную квартиру, в которой выделили несколько комнат детям бывших владельцев и их семьям. Лишь в 1960-х годах, когда усадьба была передана Министерству культуры и стала памятником архитектуры «Городская усадьба Долговых – Жемочкиных», семьи съехали в другие квартиры.

В настоящий момент в главном доме – объекте культурного наследия – располагаются школа архитектора М.Ф. Казакова и Институт Латинской Америки Российской академии наук, занимающийся многодисциплинарным изучением этого региона. Основная исследовательская работа ИЛА РАН осуществляется в трех направлениях: экономическом, культурологическом, политическом. Кроме научной деятельности ИЛА занимается консультационной, культурно-просветительской и издательской работой, проводя научные конференции, симпозиумы, круглые столы, семинары с участием российских и зарубежных ученых. Фонд библиотеки ИЛА составляет более восьмидесяти тысяч экземпляров крупнейших в России собраний литературы и периодических изданий латиноамериканской тематики.

Из книги Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью автора Дроздов Денис Петрович

БОЛЬШАЯ ОРДЫНКА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЯ Исследователи предлагают не одну версию возникновения топонима. По мнению видных филологов Г.П. Смолицкой и М.В. Горбаневского: «Название происходит от слова орда, а вернее – от топонима Орда. В Орду, или Золотую Орду, вела дорога,

Из книги автора

БОЛЬШАЯ ОРДЫНКА СЕГОДНЯ Большая Ордынка идет от Малого Москворецкого моста к Добрынинской площади. Ее современное направление окончательно сформировалось в XVII веке. Большая Ордынка сохранила для нас редкие памятники архитектуры разных эпох. На этой сравнительно

Из книги автора

Гимназия В.Д. Косицына, городская усадьба XVII – XVIII веков (Черниговский переулок, № 9/13) На обратном пути к Большой Ордынке завернем во двор одного примечательного здания, которое невозможно пропустить, находясь в Черниговском переулке. В 1920-х годах краеведы общества

Из книги автора

Усадьба Куманиных (Большая Ордынка, № 17) Но вот наконец мы подошли к дому № 17 по Большой Ордынке. «И что в нем такого особенного?» – спросите вы. Вполне обыкновенное пятиэтажное здание, отличающееся от остальных разве что сложностью плана и украшенное старинной оградой да

Из книги автора

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ (Большая Ордынка, № 22) Из гостеприимных Толмачей по Большому Толмачевскому переулку снова возвращаемся на Ордынку. По обе стороны переулка расположены два самых высоких здания, которые заняли ни много ни мало по целому кварталу. В

Из книги автора

ЗДАНИЕ РОСАТОМА (Большая Ордынка, № 24) В огромном, просто колоссальном, в сравнении с уютными замоскворецкими особнячками, здании расположилась Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». Этот дом сравнивают с неприступной крепостью, с могучим бастионом.

Из книги автора

ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В ПЫЖАХ (Большая Ордынка, № 27а) Даже если бы мы не совершали нашу прогулку, а спешили, например, на работу – и тогда бы наш взгляд непременно остановился на белоснежной церкви Николы в Пыжах. Это настоящая драгоценность Большой Ордынки и одно из

Из книги автора

МАРФО-МАРИИНСКАЯ ОБИТЕЛЬ СЕСТЕР МИЛОСЕРДИЯ (Большая Ордынка, №

Из книги автора

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Большая Ордынка, № 34, стр. 13) Среди одиннадцати зданий Марфо-Мариинской обители выделяется церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенная по проекту архитектора А.В. Щусева в 1912 году. При закладке соборного камня 22 мая 1908 года (о

Из книги автора

ДОМ КИРЕЕВСКИХ–КАРПОВЫХ (Большая Ордынка, № 41) Отличный архитектурный ансамбль с храмом Иверской иконы Божией Матери составляет дом Киреевских – Карповых начала XIX века. Этот дворец с фронтонным портиком из шести пилястр коринфского ордера, выделяющимся на глади стены,

Из книги автора

ОСОБНЯК ЕЛИСЕЕВЫХ–МИНДОВСКИХ (Большая Ордынка, № 43) Этот дом с длинным фасадом никого не оставит равнодушным. Удивителен он хотя бы тем, что его раз за разом удлиняли вдоль красной линии Большой Ордынки, а не в глубь двора. Первыми хозяевами особняка были дворяне

Из книги автора

ДОМ АРСЕНЬЕВЫХ (Большая Ордынка, № 45) Флигель отделяет особняк Миндовского от любимого жителями Замоскворечья замечательного дома Арсеньевых. Арсеньевы – древнейший и обширнейший дворянский род. Для всех носителей этой фамилии есть замечательная книга историка В.С.

Из книги автора

АЛЕКСАНДРО-МАРИИНСКОЕ ЗАМОСКВОРЕЦКОЕ УЧИЛИЩЕ (Большая Ордынка, № 47) Но возвратимся опять на Большую Ордынку. Нас ждет заключительный отрезок пути. Помните, когда мы гуляли по Большому Толмачевскому переулку, то проходили мимо библиотеки имени К.Д. Ушинского. Теперь на

Из книги автора

ЦЕРКОВЬ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ, ЧТО НА ВСПОЛЬЕ (Большая Ордынка, № 60) Церковь Екатерины Великомученицы, что на Всполье последняя только по порядку, но не по значению. Трудно поверить, что храмов на пути мы больше не увидим. Вся наша прогулка логически состояла из

Из книги автора

ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА (Большая Ордынка, № 69) Малый театр – явление в отечественной культуре сродни Третьяковской галерее. И как хорошо, что венчает Большую Ордынку здание Малого театра, пусть здесь и находится только его филиал. Особенный дух Малого, его философия и

Из книги автора

АПТЕКА ФЕРРЕЙНА (Большая Ордынка, № 74) В 1880 году аптекарь первого класса и потомственный почетный гражданин Карл Иванович Феррейн приобрел бывшую усадьбу купца Марка Никитича Гусева для устройства в ней аптеки. Усадьба имела прекрасное местоположение на стрелке Большой

Купеческая усадьба занимала угол Большой Ордынки и Климентовского переулка. Её название соединило фамилии купцов Долговых, строителей усадьбы, и последнего перед 1917 годом владельца, Николая Ивановича Жемочкина, торговавшего кожей и приводными ремнями.. По обычаю XVII - XVIII веков, главный дом усадьбы поставлен в глубине владения, перед ним простирается обширный парадный двор. Он отделён от улицы каменной оградой с решёткой в формах московского ампира начала XIX века. Ограда с небольшими скруглениями по краям, сделанными для расширения тротуара, то есть для удобства въезда на парадный двор, было снесена в ХХ веке и восстановлена в прежних формах. Пилоны ворот украшены лепным фризом и карнизом большого выноса, они служат пропилеями, подготавливающими въезжающего в усадьбу к восприятию парадного двора.

Главный дом усадьбы построен в 1770-е годы в стиле раннего классицизма. При строительстве здания были использованы стены сводчатого подклета. Они относятся к рубежу XVII - XVIII веков. Первоначальная архитектура здания была очень проста -не было ни портика, ни фронтона. Окна двух этажей были объединены плоскими вертикальными нишами. При реставрации ХХ века первоначальная декорация дома была воссоздана на южном фасаде здания. Чтобы его посмотреть, надо войти во двор со стороны Климентовского переулка. Там же можно увидеть восточный, садовый фасад дома с белокаменной полукруглой лестницей.

Долгое время строительство здания связывали с архитектором . Он был женат на дочери хозяина дома, А. И. Долгова. Однако архитектура здания не несёт характерных примет творчества В. И. Баженова.

После пожара Москвы в 1812 году дом перестроили. Перестройка фасада была связана не только с необходимым ремонтом, но и с изменением архитектурной моды. Центр фасада был выделен пилястровым портиком с фронтоном. Гладкие стены, прорезанные проёмами окон, служат спокойным фоном для высококачественной лепнины. Она сосредоточена в верхних частях здания, во фронтоне, во фризе на антаблементе, между этажей. После перестройки усадьба стала одним из лучших образцов московского ампира. Обычно постройки этого стиля и такого высокого качества связывают с архитектором О. И. Бове. После 1812 года он возглавлял комиссию, утверждавшую фасады зданий в восстанавливающейся Москве.

Дом Долговых составляет ансамбль со стоящей на противоположной стороне Ордынки церковью Божьей Матери Всех Скорбящих радости. Интересен вид на дом Долговых с церковного двора, издали, и вид на храм с парадного двора дома Долговых, от портика.

Вначале ХХ века здание арендовала Третья женская гимназия. После 1917 года дом стал жилым, в нём жило около 250 человек. С середины ХХ века усадьбу занимал Институт востоковедения РАН. Сейчас же здесь располагается Институт Латинской Америки РАН.

Знаменитая в Москве усадьба купцов Долгова и Жемочкина находится в Замоскворечье на перекрестке Большой Ордынки, 21 и .

Основное здание было построено в 1770-х годах с использованием стен бывших палат XVII-XVIII столетия, а именно - сводчатого подклета. По стилю строение относилось к раннему классицизму.

В целом, архитектурный комплекс сформировался уже при первом хорошо известном владельце - А. И. Долгове. Считается, что строил усадьбу зять Долгова - известный . Однако, специалисты не находят в постройке черт, присущих творчеству великого зодчего, поэтому этот вопрос остается открытым.

Трехэтажный дом, в котором проживал хозяин усадьбы, согласно традициям тех времен, стоял в глубине участка. Северный и два южных корпуса образовывали перед ним парадный двор, который в конце XIX века был обнесен каменной решетчатой оградой (в XX столетии ограду снесли, однако затем воссоздали в прежнем виде).

Во время захвата Москвы Наполеоном в 1812 году дом сильно пострадал от пожара. Впоследствии был заново восстановлен в период с 1818 по 1822 годы , который сыграл одну из решающих ролей в реконструкции Москвы после Отечественной войны 1812 года (роль Бове в создании облика столицы сравнима со значением работы Росси в Петербурге).

Именно тогда здание по улице Большая Ордынка, 21 получило ставший в то время модным ампирный облик, а вскоре уже стало считаться эталоном московского ампира. Его отличительный черты - пилястровый портик, лепной декор над окнами.

В те же годы к заднему фасаду была сделана пристройка с уютной открытой террасой и спуском в сад.

В середине девятнадцатого века усадьбу приобрел владелец кожевенной фабрики Николай Иванович Жемочкин.

Центральное здание усадьбы было арендовано Третьей женской гимназией, в которой обучались все сестры хозяина. Само семейство жило в большом, правом флигеле.

После Октябрьской революции этот дом, также как все заводы и склады Николая Жемочкина были национализированы. Комнаты флигеля превратили в коммунальные квартиры, поделив на небольшие клетушки. В центральном здании, также ставшем при советской власти жилым домом, проживало около 250 человек.

Южный флигель усадьбы снесли во второй половине прошлого века. На его месте стали строить здание, которое должно было стать в 1,5 раза выше прежнего. Этим возмутилась общественность. Работы остановили и заморозили. Сейчас южный флигель так и стоит недостроенным.

При строительстве метро в 80-х годах прошлого столетия хозяйственные корпуса усадьбы со стороны Климентовского переулка снесли. Позже здания восстановили, но совсем в другой этажности и архитектуре.

В 1968 году министерство культуры признало центральное здание усадьбы Долгова-Жемочкина памятником архитектуры. В середине 20-го века там расположился институт востоковедения РАН.