Все спрашивают почему я не делаю намаз. Мой намаз отдаляется от меня, что делать? Алиасхаб Анатольевич Мурзаев

  • Дата: 10.12.2021

До того, как я пришел к тому, чтобы поклоняться Всевышнему, мне казалось, что предписанный верующим 5-кратный очень утомителен. Мне казалось нецелесообразным в разгар рабочего дня бросить свою работу и выделить время для совершения намаза.

Работая журналистом, я часто проводил в офисе по 10 часов в день или был занят на конференциях, встречах и интервью, и едва успевал выделить время на обед. Если бы я не работал, мое время было бы занято домашними делами, поручениями, друзьями и семьей. Я был очень пунктуален во всем, кроме того, что опаздывал пять раз в день.

Мне казалось нецелесообразным вставать задолго до рассвета , чтобы совершить фаджр , потому я не смогу нормально заниматься своей работой в течение дня. Также мне казалось нелогичным прерывание встреч в течение рабочего дня, чтобы совершить зухр и аср.

Совершение магриба также представлялось мне крайне проблематичным, потому что он приходится на короткий промежуток времени, когда возвращаешься домой, ужинаешь. Единственный намаз, который предоставлялся мне возможным, – это иша. Таким образом, большую часть своей жизни я в лучшем случае совершал все пять намазов в вечернее время, либо пропускал их ради забот.

Таков был мой непоследовательный подход к выполнению своей обязанности в виде намаза в течение дня. Я верил во Всевышнего и любил Его, но устанавливал свои условия поклонения Ему, а не следовал тем, что четко изложены в Коране и сунне пророка (мир ему). Тем не менее, суть жизни мусульманина заключается в том, чтобы совершать пятикратный намаз в установленное время. Без этого наша вера не завершена и не совершенна. Это главный способ поклонения, который Аллах предписал тем, кто стремится жить в лоне ислама.

Я осознал, что если не буду выполнять это предписание Всевышнего, то не могу считать себя мусульманином. Я перестроил свой образ жизни под намаз. И вот уже полтора года я ни разу не пропускал намаза, где бы я не находился – на работе, в торговом центре или в дороге.

Оглядываясь назад, я понимаю насколько неправильным было мое отношение к намазу. Когда я перестал пытаться вписать молитвы в свои повседневные дела и организовал свою жизнь вокруг намазов, это помогло мне избавиться от ненужных дел. Намаз способствует душевному спокойствию и покою, поэтому я решил отгородить себя от негатива, чтобы лучше концентрироваться во время молитвы, и избавил себя от болтовни и выслушивания сплетен.

За короткое время молитва стала для меня на удивление легкой и естественной. Раньше я считал намазы очень неудобным, но потом осознал, насколько они легко и плавно вписываются в распорядок дня. Утренний намаз давал мне прилив энергии в течение дня. Намазы, которые я считал обременительными, стали неотъемлемой частью моей жизни.

Исламский мыслителе аль-Газали сказал: «Воистину, душа привыкает к тому, к чему ты ее приучаешь. Это значит: то, что вначале обременяет душу, в конце концов становится ее природой».

На каждом повороте моего пути в поисках обогащения своей веры, я обнаруживал, что то, что вначале кажется сложным, становится простым, когда совершается с искренностью. После того, как я перестроил свою жизнь вокруг намаза, пятикратная молитва стала для меня недостаточной, чтобы выразить мою приверженность. Я изучил хадисы Пророка Мухаммада (мир ему) и узнал, что можно совершать дополнительные намазы. С тех пор не прошло ни дня, чтобы я их не совершал.

В дополнение своих ежедневных молитв я сделал для себя обязательным поминание Аллаха – зикр. Повторение таких фраз, как «ля иляха илля Ллах» (нет бога кроме Аллаха), заставляет нас концентрировать наше внимание на Всевышнем.

Если каждый день, выходя из дома, говорить «Во имя Аллаха» (Бисмиллях), то Аллах будет направлять нас в течение всего дня, если сказать «Я верю Аллаху» (тавакальт аль Аллах), вы будете под защитой Аллаха, а если сказать «Нет силы и мощи, кроме как у Бога» (ля хауля ва ля куввата илля биллях), Аллах защитит вас.

Возможно, для кого-то такая приверженность может показаться немного чрезмерной, пару раз мне даже так говорили. Но это чрезмерность в вещах величайшей значимости, и она не может принести человеку вред. Чем больше времени я посвящаю Богу, тем спокойнее моей душе, и тем больше я сосредотачиваюсь на самых важных вещах: на том, как достойно обращаться с семьей и друзьями, упорно работать, помогать нуждающимся, с состраданием и щедростью давать милостыню и сохранять свою целостность.

Поминание Бога на протяжении всего дня в намазах и зикрах очищает наше сердце и стирает преграды, которые могут помешать вере предстать в своем чистейшем виде.

И, как сказал аль-Газали: «Воистину, когда человек любит какую-то вещь, он постоянно о ней упоминает, а когда он постоянно упоминает вещь, даже если это обременительно, он любит ее».

«Прежде чем осуждать кого-либо за плохой
поступок, нужно найти 70 причин, оправдывающих
поведение этого человека».
Пророк Мухамммад (салляллаху алейхи ва саллям).

Ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракятух. Я очень огорчена и не знаю что делать. Дело в том, что я заметила, что дочка часто только делает вид, что читает намаз. Например, когда я ей напоминаю, что пора прочитать намаз, она уходит в комнату, и пару раз я замечала, что пока, как ей кажется, я не вижу, она просто сидит на коврике. А недавно я случайно подслушала разговор ее с подругой. Девочка была у нас в гостях, и я также им напомнила о намазе. Так моя дочь в ванной ей сказала: «мы сейчас в комнату просто дверь закроем и сделаем вид, что намаз почитали». АстагфируЛлах!

Намаз для нее еще, конечно, не фарз (сейчас ей 11 лет), но такое отношение к намазу сейчас меня расстраивает и пугает – а вдруг так и не встанет на намаз, когда он станет для нее обязательным? Почему она обманывает? Так мало того, она учит такому обману и других. Я не знаю, как реагировать, когда я замечаю такую ложь. Что делать? Подскажите, ради Аллаха!

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного.

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Хвала Аллаху, Господу миров, Создателю всего сущего, Который ведет прямым путем кого пожелает.

Я понимаю ваше огорчение и беспокойство по данному поводу. Действительно, каждому родителю очень неприятно замечать, что его ребенок обманывает. А уж по такому поводу – тем более. Самое главное помните, как только вы заметили, что ребенок вам соврал, не стоит тут же кидаться на нее с упреками. Скорее всего, в этот момент вы, как минимум, находитесь в состоянии негодования, а чаще всего в гневе. И первое что необходимо сделать – это успокоиться, овладеть своими эмоциями. Ведь нам известно, что когда что-то вызывает гнев человека, он должен сдерживать себя, помня о последствиях гнева и достоинстве умения его сдерживать наряду со способностью прощать тех, кто делает тебе что-то плохое, так как Аллах Всевышний сказал:

«…которые … сдерживают свой гнев и прощают людям(, ведь) Аллах любит тех, кто творит добро!» (Cемейство Имрана», 134).

Не устраивайте «допросов с пристрастием», настойчиво требуя от ребенка правды. Лучше задумайтесь, почему ваша дочь предпочитает только делать вид, что читает намаз, постарайтесь понять мотивы обмана.

Человек не рождается лживым. Он учится лжи в процессе жизни, под влиянием угрожающих факторов. Пока существует опасность, существует ложь. В семьях, где воспитание достаточно мягкое и не авторитарное, проблемы лжи обычно не существует. О неприятностях ребенок может рассказать матери (отцу, бабушке) — они успокоят, что-то посоветуют, помогут. Признаваясь в «нехороших» поступках, такой ребенок уверен, что ему гарантирована и физическая, и психологическая безопасность. И у него нет необходимости лгать! Дети хотят избежать не только наказания, но и позора, насмешек, ситуаций, в которых будут выглядеть глупо. Ложь нередко служит облегчением жизни ребенка в тех семьях, где родители часто говорят «нельзя». Чем больше запретов, тем больше ребенок придумывает уловок.

Ребенок может врать тогда, когда часто сталкивается с тем, что родители могут «раздуть из мухи слона». С помощью лжи ребенок избегает наказания. Подумайте, не слишком ли высокие у вас требования к ребенку, соответствуют ли они его возможностям? Не унижаете ли вы его постоянными нотациями и нравоучениями? Нет ли у ребенка страха перед наказанием?

Другой причиной лжи может служить чувство ненужности, то есть, когда ребенку кажется, что ему не достаточно уделяют внимание, что его не ценят, не уважают. И детская логика в таком случае работает примерно так: раз мама заметила, что я вру, значит, я ей небезразлична.

Следующим пунктом можно назвать стыд. Чувство стыда — тоже не последняя причина того чтобы скрывать или излагать не совсем точно факты. А подробнее о причинах детской лжи и что с этим делать можно почитать в статье: Почему ребенок обманывает родителей?

Другим направлением, которым вам следует заняться – это прививать любовь к намазу. Прежде всего, взрастите эту любовь в себе, ведь дети, в первую очередь, смотрят на родителей и подражают им во всем. Если дочка будет видеть, как вы радуетесь наступлению времени намаза, с нетерпением ждете азан, тщательно берете омовение, то и она, волей-неволей, начнет более тщательно отслеживать время намаза. Показывайте своим примером, что все вопросы лучше решать через намаз: когда что-то нужно — хаджат намаз (нужды); когда не знаете, как правильно поступить – намаз-истихара; когда совершили грех или заболели – тауба намаз; когда случилось что-то приятное – шукр намаз; практикуйте и другие нафиль-намазы.

Читайте с дочерью хадисы Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям).о наградах за намаз. не пугайте ее наказаниями за пропуск намаза, оставляйте пока в стороне эти хадисы. Ведь ни один человек не сможет полюбить то, чего боится. И если дочка будет читать намаз только из страха, то она никогда не сможет полюбить его, как говорится: «почувствовать вкус намаза». Хадисы о наказаниях прочитаете, иншаАллах, потом, когда она будет старше, и когда у нее поменяется отношение к намазу.

Ну и последнее, но не менее важное: делайте дуа Всевышнему!

Просите у Аллаха вести прямым путем ее, наполнить сердце любовью к намазу, сделать ее из числа стремящихся к намазу. А я желаю вам блага в обоих мирах, и чтобы Аллах даровал вам встречу с дочерью в садах Джанната. Аминь.

А Аллах Всевышний знает лучше.

Хаят Ибрагимова, детский психолог

До наступления времени намаза подготовьте свое тело и мысли к намазу

Все виды поклонения, вне зависимости от того, как их осуществляет мусульманин, имеют обязательные условия, составные части, желательные действия и другие правила. Эти все правила необходимы для того, чтобы то или иное поклонение мусульманина считалось действительным. Но для того, чтобы это поклонение было принято Всевышним Аллахом, необходимо ещё, чтобы оно было совершено только ради Него, со смиренностью, искренне и с присутствием сердца. Для достижения всего этого надо максимально сосредоточиться на своем поклонении, и больше всего это необходимо при совершении намаза.

Часто человек совершает намаз подобно машине, выполняя привычные движения, как по заранее запрограммированному алгоритму. При этом он повторяет известные слова без придания им особого значения. К великому сожалению, от совершенного таким образом намаза человек ничего не приобретает.

Всевышний Аллах сказал о намазе в Коране:

إِنَّ الصَّلَوةَ تَنْهَى عَنِ الْفَحْشَآءِ وَالْمُنْكَرِ

«Воистину, намаз оберегает от мерзости и порицаемого ». (сура Аль-Анкабут, 45)

Соблюдение всех намазов как положено удерживает человека от мерзких деяний и неодобряемого, так как исполнение его столпов и условий увеличивает Веру и стремление к совершению благого. Но такой намаз не делает нас лучше, не очищает наши сердца и не удерживает нас от порицаемого. Поэтому мы и продолжаем совершать грехи, как будто и не молились вовсе.

Причиной же всего этого является отсутствие сосредоточенности при совершении намаза, присутствие которой позволило бы нам стать ближе ко Всевышнему Аллаху во время намаза и занять свою голову и сердце только Тем, ради кого мы совершаем этот намаз.

Как же сосредоточиться во время намаза?

1. Не переедайте .

Если человек излишествует в еде и часто переедает, он никак не может сосредоточиться на намазе из-за дискомфорта в организме.

Имам Аль-Газали в книге «Минхадж аль-‘абидин» пишет: «Что касается потребления больше того, в чём есть нужда, – то это беда для поклоняющихся и горе для тех, кто желает усердствовать в строгом следовании нормам религии.

Я размышлял об этом и обнаружил десять бед, которые являются следствием неумеренности в еде:

От переедания сердце черствеет, и его покидает свет познания Аллаха. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Не убивайте свои сердца чрезмерной едой и питьём, поистине, сердце погибает, подобно тому, как погибают посевы от изобилия воды».

Один из праведных сказал, что желудок – это нечто наподобие кастрюли, кипящей под сердцем. Копоть и пар, поднимающиеся от неё, затуманивают и очерняют сердце.

Переедание является бедой для всех органов, ибо это призывает их к занятию лишним, тем, в чём нет необходимости, и к совершению грехов. Когда человек заполняет свой живот – его глазам хочется глядеть на запретное или лишнее, его ушам хочется слушать подобное, его языку хочется говорить подобное, а шахват тянет на исполнение своей нужды. И он, не удержавшись, впадает в запретное.

Но когда человек заставляет свой живот голодать, все остальные органы пребывают в спокойствии, они не тянутся к совершению того, что мы упомянули, и не желают этого».

2. Подготовьтесь к намазу .

Заранее до наступления времени намаза подготовьте свое тело и мысли к намазу, настройтесь на намаз. Совершите омовение, соблюдая все обязательные и желательные действия омовения, тщательно доводя воду к каждому омываемому органу. Переоденьтесь в чистую и самую красивую одежду, найдите в доме самое укромное тихое место, где вам никто не мешает и где бы вы могли полностью «погрузиться» в атмосферу поклонения и намаза.

Не лучшее решение – делать намаз как перерыв между «основными» делами, ибо так вы не сможете полностью сосредоточиться на намазе в полной мере. Наоборот, намаз, как и другие обязанности перед Всевышним Аллахом, должен быть основной заботой мусульманина, а на другие мирские дела можно отвлечься в свободное от поклонения своему создателю время.

3. Оставьте проблемы

Перед совершением намаза наша голова может быть забита множеством мыслей о работе, семье, деньгах, прошлых и будущих событиях и т.д. Если человек не оставит это все за пределами намаза и начнёт намаз с этими мыслями, он так и будет продолжать думать об этих вещах во время молитвы. Уделите намазу особое внимание и выделите время исключительно для него, оставив мирское за пределами намаза.

Имам Абу Хамид Мухаммад аль-Газали книге «Ихьяъ ‘улум ад-дин» пишет об этом следующее:

«Ничто не отвлекает сердце от намаза, как приходящие мысли, отнимающие внимание сердца от него. Целительным средством для приведения сердца в состояние хузура является отклонение таких мыслей. И ничто не отклоняется иначе, как путем сведения на нет его причины. Так разузнай же вначале причину, порождающую эти мысли».

Имам Аль-Газали подчёркивает , что мы не можем просто отклонить эти мысли, а вот найти и обезвредить причины, из-за которых возникают эти мысли, нам под силу, так просто избавиться от лишних мыслей у нас не получится. Намаз мы совершаем ради довольства Аллаха и не можем лишать себя такой возможности, занимая мысли посторонними вещами.

Мне 27 лет и я никак не могу начать намаз делать... Научиться не могу, от этого я каждый день нервная, уговариваю себя, что завтра начну, завтра начну. Не могу начать... и сны вижу, что я должна молиться, что у меня мало времени, что умру скоро...

Муж тоже не молится и его родные не молятся.... Мои же родные все молятся, боюсь что Аллах мне не простит, что столько времени не молилась... помогите мне

С точки зрения религии:

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится: «Разницей между нами (верующими) и ими (неверующими) является исполнение молитвы ». (имам Ахмад, ат-Тирмизи, ан-Насаи и аль-Хаким)

العهد الذي بيننا وبينهم الصلاة فمن تركها فقد كفر

Молитва –это наше спасение в День великого суда, ибо Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Первое, за что будут отчитывать в Судный день раба – это молитва. И если она окажется исправной, то раб спасётся и преуспеет, а если нет – потерпит крах и убыток » («Канзуль-уммаль», № 18877).

إن أول ما يحاسب به العبد يوم القيامة من عمله الصلاة فانصلحت فقد أفلح وأنجح ، وإن فسدت فقد خاب وخسر

Столь важное значение имеет обязательная пятикратная молитва! Поэтому ни в коем случае не пропускайте её, это залог нашего счастья в мире вечном!

Многим людям, новообращенным мусульманам и даже этническим, тем, кто вырос в семьях, не соблюдающих каноны Ислама, молитва представляется чем-то сложным, обременительным, тогда как в действительности она очень проста в совершении и требует всего пять минут.

Если Вы не знаете суру «аль-Фатиха», можете вместо неё читать те молитвы, которые знаете, например: ля иляха илля-лЛах, субханалЛах и т.п., читать их нужно столько раз, чтобы количество букв, из которых они состоят было не менее, чем в суре «аль-Фатиха» (алхам) или «Ташаххуд» (ат-тахиййят). Если вообще ничего не знаете, то достаточно молча простоять столько времени, сколько требуется для чтения «аль-Фатихи» (секунд 15) и «ташаххуда» (секунд 30).

Если в Вашем населённом пункте есть мечеть, сходите туда, там Вас обязательно научат, не бойтесь и не стесняйтесь!

С точки зрения психологии:

Первое, на что Вам следует обратить особое внимание, так это на сам факт появления у вас таких мыслей и желаний. Это уже первый и очень значительный шаг, поскольку он показывает Вам, в каком направлении продвигаться и какими именно вопросами стоит задаваться. Но вместе с тем, недопустимо будет просто довольствоваться тем, что Вы осознали необходимость совершения обязательной молитвы.

Для начала можете составить список основных причин, по которым Вы откладываете совершение молитвы. Это может быть просто список в уме, а лучше написать его на листочке. Дело в том, что когда визуально увидите то, что Вас удерживает, Вам будет легче распределить свои силы. Кроме этого, составьте и другой список, в котором перечислите всё, что обретёте, начав совершать молитву. Кроме главного мотива (соблюдение религиозных предписаний) Вы, как минимум, избавите себя от постоянных терзаний и сомнений. Это очень важно, поскольку, откладывая каждый день, Вы всё больше и больше будете корить саму себя. Да и с практической точки зрения, это намного лучше для Вас, потому что, совершив молитву, обретёте душевный покой и уверенность в себе.

Очень важно усвоить мысль о том, что «завтра», по сути, никогда и не наступит, другими словами, откладывая на потом, вы так и останетесь ни с чем.

Что же касается Вашего мужа и окружения, то они не должны восприниматься как причина для отказа от намерений. Наоборот, только своим собственным примером Вы можете побудить их также к совершению молитвы. Время от времени напоминайте мужу о том, что нужно совершать молитву, что это важно для него и в его же интересах. Но для этого Вы сами должны молиться, иначе Ваши слова не будут иметь абсолютно никакого веса, это будут всего лишь слова.

Не ставьте себя в позицию конфронтации с родственниками мужа, не забывайте о том, что всё может измениться в лучшую сторону, если верить в это. Покажите окружающим наилучший характер, будьте внимательны с окружающими, проявляйте о них заботу и тогда они обязательно в ответ проявят уважение и к Вашей личности.

Начните с самой себя, а не пытайтесь переделать окружающих.

Мухаммад-Амин - хаджи Магомедрасулов

Алиасхаб Анатольевич Мурзаев

психолог-консультант Центра социальной помощи семье и детям

Вопрос:

Я не совершаю намаз. Мне кажется, что из-за лени и депрессии я потерял к этому интерес. Но я знаю, что это неправильно, и чувствую себя виноватым, что не совершаю намаз. Я чувствую, как Аллах хочет вернуть меня к намазу, но, возможно, я слишком много грешил и поэтому отдалился от намаза?

Ответ:

Намаз является столпом ислама, следовательно, обязанностью каждого мусульманина. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Разница между верующим и неверующим – намаз».

Вам повезло, если вы осознаете свою обязанность совершать намаз.

Что касается грехов, не мне вас судить, но не забывайте, что милость Аллаха больше, чем ваши грехи. Излечением грехов является покаяние и стремление к прощению Всевышнего. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал:

«Все люди совершают грехи, а лучшими из тех, кто грешит, являются кающиеся».

Мусульманские ученые отмечают 3 условия покаяния (тауба): перестать совершать грехи, искреннее раскаяние и сожаление о совершении греха, сделать намерение не совершать греха снова.

Всевышний Аллах сказал: «О сын Адама, поистине, Я буду прощать тебе, не обращая внимания на то, какие (грехи) ты (совершил), до тех пор, пока ты не перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня! О сын Адама, если совершишь ты столько грехов, что достигнут они туч небесных, а потом попросишь у Меня прошения, то Я прощу тебя! О сын Адама, поистине, если придёшь ты ко Мне с (таким количеством) прегрешений (, что заполнят они собой) чуть ли не всю землю, но встретишь Меня, не поклоняясь наряду со Мной ничему ином, Я обязательно дарую тебе прощение, которое покроет собой все эти грехи».

Вы говорите, что депрессия и другие проблемы отдаляют вас от религии, но ведь главным оружием от мирских проблем и утешением от забот является момент уединения со Всевышним, так не лишайте себя этого счастья и покоя. Ведь пока вы со Всевышним, вам не грозит ни одна неприятность и ничто не сможет потревожить вас. В этот священный момент есть вы, Всевышний и ваша молитва, которая соединяет вас и показывает, что вы Ему не безразличны.

Приучайте себя к намазу постепенно. Начните с осознания и понимания важности намаза. Прочитайте хадисы и статьи, которые увеличат ваш иман и намерение совершать намаз. Ходите на пятничные молитвы и проповеди. ИншалЛах, Аллах не оставит вас и поведет благим путем. Начните молится пять обязательных молитв в день.

Как только вы привыкнете к пятиразовому намазу и уединению со Всевышним, желание поклонения в вас увеличится, вы захотите еще больше быть со Всевышним. Потом вы можете постепенно начать совершать сунны намазы и добровольные молитвы. Помните, что главными критериями намаза, после омовения и искреннего намерения, являются смиренность и концентрация внимания.

Окружите себя людьми праведными, которые не оставляют своих намазов, ходят в мечеть, окружение играет очень важную роль. От ваших друзей зависит то, каким будете вы, и ваша вера в том числе.

Важно, чтобы верующий понимал то, что он произносит в молитве. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Аллах Всевышний сказал: «Я разделил молитву между Мною и Моим рабом на две половины, а кроме того, Мой раб обретет то, о чем попросил». Когда раб говорит. «Хвала Аллаху, Господу миров», Аллах Всевышний произносит: «Мой раб поблагодарил Меня». Когда он говорит: «Милостивому, Милующему», Аллах Всевышний говорит: «Мой раб вспомнил обо Мне доброе». Когда тот говорит: «Владыке Дня Вероустава», Он отзывается: «Мой раб восславил Меня». Иногда Он говорит: «Мой раб будет принесен потоками ко Мне», когда тот говорит: «Тебе мы служим и Тебя о помощи просим»… Он произносит: «Это между Мною и Моим рабом. Мой раб будет иметь то, о чем попросил». Когда тот говорит: «Проведи нас путем прямым. Путем тех, к которым благодетельствовал Ты; не путем тех, на кого разгневан и не заблудших», Он произносит: «Это – Моему рабу и Мой раб будет иметь то, о чем попросил». Суфьян сказал: «Мне передал это Аль-Аля Ибн Абдуррахман Ибн Якуб, когда он был болен в своем доме и я приходил к нему и спросил его об этом».

Это «Фатиха», открывающая сура Корана, которая является разговором между верующим и его Творцом. Аллах обещает тому, кто Ему поклоняется, даровать то, о чем он просит. Намаз не будет полным без суры «Фатиха» в каждом ракаате.

Пусть Аллах благословит каждого из вас и вы познаете сладость совершения намаза, и облегчит для вас совершение намаза, увеличит ваши знания ислама и дарует счастье в обоих мирах, Амин.

Сайда Хайат

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях!