Зачин сказки, присказка и концовка. Зачин нужен в сказке обязательно, особенно если эта сказка для малышей Что будет, если…

  • Дата: 30.09.2021

Он разделяет два мира – мир вымысла и мир естества, у маленьких детей с этим большая путаница. Мы обязательно должны обозначать границы: одно дело – увести ребёнка в сказочный мир и там (на виртуальном уровне) походить испытания, встречаться с бабой Ягой, превращаться в козлёночка, отбиваться от Кощея Бессмертного.

И совсем, ну совсем другое - вечно быть в напряжении, потому что всё перепуталось, потому что не знаешь, где начинается явь, где закончилась сказки, и кто там выглядывает из-за угла, Баба Яга или тётя Маруся, и не под твоей ли кроватью находится заколдованный лес.

Только к годам семи ребёнок расставит ориентиры и разделит это: мир жизни и мир волшебства. Что случается в сказке – случается в мире другом, и существует он на основе других законов. Ребёнок должен знать это, подсознательно знать. И зачин, напоминая об этой «инакости», как раз и производит такое размежевание.

Во многом для этой же цели – обозначить границы, куда и откуда вернуться - служат и последние фразы сказки. «И стали они поживать – добра наживать», «И жили они долго и счастливо…», «Я там был, мёд – пиво пил, по усам текло, в рот не попало». Прозвучала концовка – и ребёнок очнулся, вышагнул из сказки, снова стал Сашей, Верочкой, Колей - вернулся в реальный мир.

Дети способны представлять себе все так же ярко, как вы – воспринимать это на экране большого кинотеатра с системой «звук вокруг». Представьте, что еще не закончился триллер, идут последние кадры, а вам на мобильник звонит шеф с претензией. Страшно? Вот так же сказки без начала и конца - взрывают чувство реальности у наших детей.

Кстати, это объясняет так много лет удивлявшую меня концовку сказок «вот и сказочке конец, а кто слушал молодец». Нет, думала я, кто рассказывал – молодец, а кто слушал – тот отдыхал, что его хвалить. Оказалось, что хвалить надо именно ребенка, потому что он проживает жизнь сказочного героя - странствовал, попадал в передряги и выбирался вместе с ними. Конечно, от такой же молодец, как Иван Царевич или Василиса Премудрая.

Итак, вы выбрали своего героя, вы открыли сказочные двери… Ну, а дальше – что? А дальше начинается действие, сказочный сюжет.

В принципе, сюжетная схема всех сказок очень проста:

Герой, обычный человек, получает кто-то волшебное, с чем-то волшебным знакомится

Отправляется куда-то (сам или по чьему-то заданию)

Встречает испытания (попадает в переделки)

Побеждает (и получает свой приз)

Возвращается (уже другим, изменившимся, и часто бывает, что меняется он до неузнаваемости).

Способы и приёмы, где взять героя и как повести сюжет, великое множество. О некоторых, самых детских, мы уже говорили. Сейчас будем рассказывать дальше, а вы - пробуйте. Один, другой, третий…

Попробовав- поэкспериментировав, вы освоитесь в «сказочном деле», и выберете самые подходящие для себя. И тогда, хорошенько поднаторев, сможете их варьировать. Ведь и ход сказочного сюжета, и повороты его зависят от того, когда и для чего вы приступаете к этому делу – придумываете сказку.

А потом вы обучите и своего ребёнка. Впрочем, скорее всего, он и сам научится – по ходу дела.

Чтобы разобраться вам было проще, все эти способы мы сгруппировали и разделили по темам. Но это, конечно, чисто условное деление – для удобства использования «шпаргалки».

Мама рассказывает сказку и по рассеянности так говорит: «Катится колобок, а навстречу ему волк. Колобок говорит: « Волк-волк, я тебя съем!». Сын возмущёно кричит: « Мам, ты чего перепутала, волки пирожки не едят!».

Может, и не едят, да вот только из таких перепутанниц получаются отличные сказки.

Приём первый Перепутанница

Этими приёмами охотно часто пользуются повара. А также фантасты и сказочники, сценаристы и режиссеры. Так почему бы и нам не воспользоваться? Рецепт его очень прост: берутся разные ингредиенты, складываются в одну кучу и хорошенько перемешиваются.

Взять – сложить – перемешать, вот и всё.

И из такой перепутаницы всегда получается то-то своё, новенькое и занимательное.

Причём путать(ся) можно по-разному

а) перепутать героя и сказку

б) перепутать две разные сказки

в) всё перепутать

А потом из этой неразберихи выбираться.

Это очень удобный способ, когда надо чем-то срочно занять ребёнка, а ничего, ну, ничегошеньки в голову не приходит.

Это очень удобный способ, когда самого себя надо перенастроить. То есть выкинуть из головы все бытовые мысли (или хотя бы оттеснить их на задний план) и – в общем, хотя бы на время отрешиться от будничной суеты.

Это очень удобный способ, когда надо расшевелить своё заспавшееся воображение фантазию.

Это очень удобный способ, особенно для начинающих.

Да, вы начнёте с обычной сказки. Но потихоньку ведя сюжет, неспешно втягиваясь в неё, вашу сказку, вы вдруг и сами не заметите, как сюжет начнёт изменяться, герои – вести себя неположенным им образом…

…А внутри у вас отзовётся что-то своё. Да, так и случается. Потому что на самом деле сказки не слушают и не рассказывают – в сказке живут.

А иногда случается и совсем чудесное чудо: сказка вдруг зазвучит в камертон, и вытащит из вас что-то старое, наболевшее, и короста спадёт, и старая боль отпустит, и вы вдруг сами не понимая, как так, назавтра увидите мир немного другим, словно отмытым. На самом деле это не мир изменился – в нём всегда есть и солнце и тучи – на самом деле что-то раскрылось в вас. Как росток из зерна, как цветок из бутона. Это что-то давно лежало «на дне» и ждало возможности пробудиться. Просто сказка открыла старую маленькую дверь (за печкой или за нарисованным очагом).

Смотрите, как это просто делается. Берёте знакомую старую сказку и запускаете в неё нового героя.

Вариации разные

а) в старой сказке новый (другой) герой

Удобно! особо ломать голову в поисках оригинальной идеи не придётся. У вас есть канва, вот по ней и «вышиваете». Например, берёте сказку «Заячья избушка» (как лисица к зайчику в домик попросилась, а потом сама же его и выгнала). И заменяете зайчикана КРОКОДИЛА. Много ли его повыгоняешь? А можно «подменить» лисицу, можно – храброго петуха.

Итак: за основу берёте сказку. Главного героя заменяете на…кого вам захочется?

Предположим, на любимую игрушку малыша. Вот она в лес и покатится, и будет там со всяким зверьём встречаться. В зависимости от того, кто в сказку попадёт, и события развернуться по-разному.

Из такой перестановки можно сделать забавную игру: то слонёнок хозяйничает в сказке, то кастрюля, то булочка с сосиской. Вот хохоту будет!

б) сказки перепутались

А можно и по-другому. Кто, например, вам мешает переплетать сюжеты разных сказок. На книжной полке рядышком стояли, вот и перепутались.

Шли – брели Алёнушка и Иванушка…солнце высоко, до дома далеко, жар донимает, пот выступает. Смотрят: след от телячьего копытца…Пошли они по этому следу, а навстречу им бык (добрый бык, не бодается)…из «Зимовья зверей». А может, и не один бык, а компания (бык, баран, свинья, гусь да петух) оказались в этой сказке…

Или так: …попил Иванушка из козлиного копытца, в козлёночка превратился. Тут ему коза встретилась («Коза и семеро козлят»), решила, что это её козлёнок заблудился, и взяла его к себе домой… А что там с ним будет? Правда ведь, интересно.

в) прогулка по сказкам

В сказке возможно всё. Представьте: карнавал, и на нём – герои любимых сказок.

А может, вы сделаете так, что ваш герой попадает то в одну, то в другую историю, представляете, сколько всего их можно насочинять? Целый сериал« Прогулки по сказкам» получится.

(Кстати, поинтересуйтесь, какого сказочного героя выберет ваш ребёнок. И в какие сказки отправит его. Как вы думаете, почему?).

Случается и такое: ребёнок такое навыбирает, так ярко представит события, что испугается сам. Что делать? Не растеряться. Например, «сажаете» на ковёр – самолёт и улетаете. (А интересно, как часто ваш ребёнок будет сбегать от трудностей? В идеале должно быть так: сделал паузу («улетел») хорошенько подумал, придумал, как в сказке порядок навести, и «вернулся» в неё обратно).

Хороши перепутанницы тем, что воображению есть где разгуляться. Хочешь – за основу одну сказку бери, хочешь – другую, и веди по ней свою историю, как по канве. Всегда есть от чего оттолкнуться, куда повернуться и чем дело закончить.

Менять сюжеты знакомых сказок совсем не сложно. Вот несколько идей:

Перепутались сказочные предметы: шапка – невидимка оказывается в домике, где живут семеро козлят;

Гуси – лебеди утащили не младшего братца, а его сестрицу…

Вместо Колобка по тропинке катится футбольный мяч…

Познакомьте Мальвину с куклой Барби, это она оказалась под окошком домика, а вовсе не Буратино;

Злая мачеха оказалась не злой, а доброй, а падчерица – наоборот;

Вместо девочки – дюймовочки с лягушками воевал бы мальчик – с – пальчик;

И что? И все пойдет шиворот- навыворот, что собственно, и требовалось.

С детьми постарше свою фантазию можно не ограничивать и сказочных героев запускать в наш реальный мир.

Что будет, если…

Кот Баюн пришёл в учительскую… (а может быть, на урок?)

Появляется из проруби щука и говорит: Емеля, я на тебе жениться хочу …

Сивка Бурка допрыгнул до окошка терема, а у окошка сидит не царевна, а царь Горох

Кончились женихи, а Несмеяна всё плачет и плачет, никто Несмеяну не рассмешил… И тут заходит баба Яга…

Прилетает Жар-птица не в сад, а к пожарным

Схватила Василиса Премудрая стрелу и превратилась в лягушку: «Ну, Иван-царевич, узнаешь ты меня!»

Неожиданные сопоставления – хорошая тренировка не только для ребёнка, но и для родителей. Чем неожиданнее – тем лучше

Но есть ещё одна несомненная польза от этих забавных сказок.

Вы сможете втянуть в это дело старших детей, и они запросто вовлекутся. Так, между делом. Когда, например, старший занимается с младшим (братишкой, сестрёнкой, племянниками). И школьники тянутся к сказке, подспудно чувствуя, что она и отвлечёт, и развлечёт, и подскажет выход из запутанной жизненной ситуации.

Такое случается как со взрослыми, так и с детьми.

Когда на душе плохо, когда случаются неприятности, когда упёрлись в проблему и никак не можем её решить, мы словно «откатываемся» назад, в своё прошлое, в то время, когда всё было хорошо. Могут даже вернуться старые «дурные» привычки (от сосания собственного пальца до ночных неприятностей). В такие моменты эмоциональная поддержка детям особенно нужна. И такая прогулка по старым сказкам как раз и делает (даёт) эти два нужных дела: эмоциональное возвращение в прошлое и хороший эмоциональный контакт со своими родителями. А когда вместе, когда есть на что опереться, начинаешь верить, что любые трудности можно преодолеть.

И это действительно так.

Приём второй. Ваш ребёнок – настоящий герой…

Можно не использовать никаких игрушек, а «отправить» в сказочную страну «всамделешнего» ребёнка. Вашего. Это отличный приём: детям очень нравится становиться героями.

Как это сделать? Вот вам три способа – на выбор.

Первый. Сказка как сказка, и всё в ней идёт чередом. Но в самый ответственный момент (обычно он ближе к концу) вы «отправляете» туда ребёнка: в сказке появляется ваш юный герой и делает славное дело- чаще всего всех спасает. У Леонида вообще ни одна сказка не обходилась без его спасательного участия: «А потом пришел Леня с ружьем и собаками и прогнал..»

Второй. Ваш ребёнок - Юный герой - запускается в сказку буквально сразу, с зачина. И действует в ней вместе с другими персонажами. Этот вариант для детей, хорошо освоивших сказочную страну и понимающих её особенности и законы. Правда, в таком исполнении сказка обычно меняется до неузнаваемости, но это ещё интереснее: главное – вконец не запутайтесь и как-то, но выбирайтесь из сказочных передряг.

Вариант третий . Герой путешествует по разным сказкам, переходит их одной в другую. Если ребёнок хорошо знаком с разными сказками, то он сам будет охотно вам помогать, сочинять и путешествовать вместе с вами.

Можно забрасывать героя в самую гущу событий; можно – сделать собственный сериал «Сказка с продолжением», а можно отправить в такой момент, который поможет ребёнку решить какие-то свои проблемы. Например, вы хотите, чтоб он хорошенько запомнил свой домашний адрес, или он стеснителен, ему трудно знакомиться. А вот поселился он в сказке «Теремок», стучатся разные гости, каждому он представляется «я такой-то, живу там-то и там-то»…

Итак, вы выбрали сказку. Теперь

Внутри любой сказки, куда вы «запускаете» карапуза, ему надо освоиться, а вам – посмотреть на его реакцию (впечатлительные дети могут какие-то моменты излишне сильно переживать; а уйдя с головой в роль, могут перепугаться). Так что начинайте со сказок попроще, не сердитых и не опасных. Например, попробуйте для начала ту же «Репку», которую все «тянут – потянут, да не вытянут». Ни дед, ни баба, ни внучка, ни жучка, ни кошка – не вытянул никто, а в вашей истории и мышка тоже не помогла – не смогла. «И тогда сели все, опечалились…». И тут появляется ваш герой – ваш малыш (можно даже с любимой техникой, бульдозером там, экскаватором)… И…как будешь действовать там, малыш? Конечно, он сходу найдёт способ, как эту репку вытянуть. («Вот молодец!»)

Если ребёнок так вдохновился, что отправился что-то ещё вытаскивать – не мешайте.

Поддержите инициативу, подкиньте свеженькие идеи. Например, можно помочь коту отбить петушка у лисицы, медведя от теремка прогнать. Возможно, он снова начнёт пересказывать «Репку», теперь уже сам. Прекрасно. Вы сидите и …с удовольствием «убиваете» двух зайцев: малыш гордиться собой и своими благородными поступками, а вы превращаетесь из автоответчика в нормального человека

Дошколёнку подавай сказки покруче. Дошколёнок может влезать в хорошенькие переделки. (Ведь вы уже слышали это гордое: «Я ничего не боюсь!»?). Да, человеку хочется ничего не бояться. И побеждать, и спасать всех направо - налево, и восстанавливать справедливость… (Правда, частенько на свой, нелогичный лад). В 4-5 лет у маленькой детворы – пик детских страхов, и, храбро действуя в сказке, они как бы закаляют себя. И разбираются со своими страхами. В сказке им проще, там всё чётко: вот добро – вот зло, и никакой полутени; сам страх олицетворяет какой-то вредный/противный герой, и, побеждая его на символическом уровне, ребёнок ощущает себя победителем и в мире реальном. И тогда, что важно для правильного формирования юной личности, поднимается его самооценка.

Культурные правила

Чтоб ненароком не обидеть, не насторожить, не оттолкнуть своих юных слушателей/сказителей, родителям стоит соблюдать правила:

1) ребёнок – всегда герой (даже если вначале поступает как дурачок);

2) ребёнок не попадает в унизительные ситуации (а если попадает, то ненадолго и с честью выкручивается из них);

3) вы ничего не критикуете и никого не осуждаете; потому вы просто рассказываете сказку…или сочиняете вместе…

4) «в сказке ложь, да в ней намёк…», но вы не рассказываете никому (даже самому сказочнику), о чём догадались, что узнали какой-то его секрет.

Чем старше ваш ребёнок, тем неукоснительно эти правила стоит соблюдаться

На все возраста

Не только дошколята, и школьники охотно играют в сказки. (И даже чаще, чем мы думаем). Младшеклассники с большим удовольствием послушают ваши, самодельные, где он/она – главное действующее лицо. Во-первых, это повод рядышком с мамой/папой посидеть, во-вторых, кому же не хочется быть красавицей или героем!

Заметим в скобках: если ребёнок в этом возрасте упорно отказывается и предпочитает общаться с телевизором, а не с вами, стоит подумать: а всё ли нормально в отношения, складывающихся в вашей семье? Есть тут какая-то трещинка. И что самое обидное, если мер не принять, с годами она может расширяться и расширяться.

А вообще «мелкоклассники» - это такой ласковый возраст (латентный период, как называют его психологи), когда один кризис прошёл, другой пока не предвидится, и ребёнок настроен на папу и маму. Конечно, заводятся сверстники, друзья, в большом авторитете первая учительница, появились свои (пока мелкие) первые тайны… Но «малыш» ещё рядом, так близко, что позволяет даже себя обнимать, а если спорит – больше по пустякам, и охотно, охотно общается.

Сказка на двоих

Попробуйте отправиться в знакомую сказку вместе. Совместное пребывание придаст ей особую пикантность: получится отдыхательно-развлекательная сказка, сказка-шутка и в то же время - полезный урок «как хорошо нам всем вместе».

Это очень забавно, когда вы вдвоём попадаете в старую сказку: неизвестно, куда она повернёт. Иные родители считают, что школьники не втянутся в такую игру. Да ничего подобного! тут только главное – выбрать подходящее время. Например, в дороге, когда совершенно нечего делать – почему бы не взять да не посочинять? или, например, когда стоите в длиннющей очереди, или – за праздничным столом, когда жевать уже поднадоело, а расходиться не хочется.

Возможно, вам достанется самая главная роль. Например, вы – щука, а сын или дочка отбирают вас у Емели… Или, ещё например: героем, прыгающим к окошку терема, будет ваш сын, а вы, соответственно, Сивка – Бурка, являющийся по первому свисту и взносящий его в облака. (Как вы думаете, каким образом ребёнок станет вас подзывать: свистком? словесной командой? или посвистом молодецким?). А может, вам отведут роль Жар-птицы…или её пера…(«лишь бы не жареного петуха», - как заявила одна мама) Впрочем, Вы можете справедливость восстановить.

Поменяйтесь ролями. Пусть ребёнок побудет и в вашей шкурке (ой, в вашем сказочном образе!), а вы – в его.

Такой сказочный ход, вполне вероятно, даст вам интересную информацию к размышлению. Как ребёнок относится к вам, что о вас думает. Вы посмотрите на себя со стороны, а он (случайно) может проговориться о каких-то секретах, и вы поймёте суть отношений с друзьями-приятелями, и как относится к другому полу (время влюблённости школьная пора)

В сказке легко можно дать совет, причём так, чтоб захотелось юный человек к совету прислушаться. Потому что советом помогаете герою, а не читаете нотацию

Потому что в сказочном действе вы ничего не навязываете, а просто (наглядным примером, образом, ситуацией) показываете: как надо бы поступить и что получится, если сделаешь так-то и так-то.

Подростки – народ особенный… своеобразное племя. И независимы, и всё желают решать самостоятельно. Но, несмотря на внешнюю отстранённость, они всё ещё дети. И так же, как раньше, нуждаются в вашем совете и вашей поддержке. (Только стесняются об этом сказать). И тянутся к вам (в душе), и всё необычное, нетрафаретное их особенно привлекает. От сказки они не откажутся, если их «взрослости» подыграть. Вместо «сказка» скажите «фэнтази», а Колобка замените на Супергероя. А так – всё как в истинном «Колобке». Вот ваша милая дочка (лет этак пятнадцати) сидит на окошке, смотрит на алый закат (то ли принца ждёт, то ли тоскует), потом подскакивает и… В какой лес она убежит? Кто ей встретиться по дорожке?

Сказка – хороший способ наладить контакт с ребёнком, когда он разладился. Или дать полезный совет. Советы впрямую подростки терпеть не могут; всё кажется, что держат за маленького. В «сказке-фэнтази» можно любую ситуацию разыграть и проблемы решить - на сказочном уровне. Всем детям очень нужны наши советы, они просто сейчас, в этом возрасте, стесняются спрашивать («а вдруг посчитают за маленького, я-то большой»)

Ведь почему взрослеющие дети часто от нас отстраняются? да потому что наша назойливая забота – как тот медведь в теремке: сквозь дверь не пролезу – так на крышу попробую.

Знаете, чего больше всего не хватает взрослеющему ребёнку, подростку? Что его выслушали! За все прошедши годы он столько от пап/мам своих выслушал, столько ему насоветовали-наговорили, что теперь взаимопонимание возможно тогда, когда его услышите. Ему позарез надо сказать, что там, в душе, и что он думает по тому или иному поводу (в том числе и о вас). Согласитесь, что с помощью сказки это гораздо удобнее…

Да и до мамы-папы пожалуй, лучше дойдёт.

Сказка «Теремок» имеет множество интерпретаций у многих народов мира. Впервые, три варианта русской сказки записаны и опубликованы в сборнике русских сказок А.Н. Афанасьева в 1855–1873 гг.

Многие сказочники и фольклористы разбавили инвариантный сюжет своими деталями. Так, известны версии А.Н. Толстого, М. Булатова, В. Сутеева, В. Бианки. Особо следует выделить вариант М. Булатова, который изменил концовку сказки, добавив в сюжет восстановление теремка.

Что важно выделить в сюжете теремка?

Сказка «Теремок» довольна проста в сюжетном плане. , записанные А.Н. Афанасьевым, различаются в небольших деталях. Мы свели основные моменты сказок в таблицу:

Сказка в сборнике А.Н. Афанасьева Сказка под номером 82 Сказка под номером 83 Сказка под номером 84
Вид теремка «Построила муха терем» Кувшин Лошадиная голова
Кто жил в теремке муха-горюха

вошь-поползуха

блоха-попрядуха

комар долгоногий

мышечка-тютюрю́шечка

ящерка-шероше́рочка

лиса Патрикеевна

заюшко из-под ку́стышка

волчище серое хвостище

муха-шумиха

комар-пискун

мышь из-за угла хмыстень

лягушка на воде балагта

заяц на поле свертень

лиса на поле краса

собака гам-гам

волк из-за кустов хап

мышка-норышка

лягушка-квакушка

заяц на горе увёртыш

лисица везде поскокиш

волк из-за кустов хватыш

Кто разрушил теремок медведь толстоногий медведь лесной гнёт медведь всех вас давишь
Как разрушил теремок спустил лапой по терему и разбил его Сел на кувшин и всех раздавил сел на голову и раздавил всех

Как видно из таблицы, различия в сказках никак не влияют на сюжет. Важно отметить, что герои сказки – это различные животные, которые, если не враги между собой в настоящем мире, то по крайней мере, не друзья.

Сказка «Теремок» довольна проста в сюжетном плане. , записанные А.Н. Афанасьевым, различаются в небольших деталях. Различия в сказках никак не влияют на сюжет. Важно отметить, что герои сказки – это различные животные, которые, если не враги между собой в настоящем мире, то по крайней мере, не друзья. Появляются они можно сказать по размеру. Но теремок вместил всех, кроме медведя.

Залогом допуска в теремок является согласие уже живущих в нем. Заметим, никто из животных не возражает против появления нового жильца. Здесь скрыто важное отношения к ближнему: не важно друг он тебе или враг, ведь не случайно, что в определенный момент жизни перед тобой появился именно он: воспринимай его как награду – если это хороший человек, воспринимай его как испытание – если это плохой человек.

Образом чего является теремок?

Сам объект теремка не раскрывается в сказке: будь то кувшин или голова лошади, дальнейшее описание теремка как жилища отсутствует за ненадобностью, смысл ведь не в этом.

В начальном понимании теремок в сказке является образом дома, который приютил всякого приходящего. Как правило, дом ассоциируется у человека с миром и спокойствием. Именно мир является скрытой сентенцией теремка, под крышей которого собираются столь разные животные и живут в нем мирно. Как тут не вспомнить фразу прп. Серафима Саровского:

«Стяжи дух мирен и вокруг спасутся тысячи».

Посмотрите, ведь в сказке опосредовано доносится мысль о важности мира внутреннего – это достигается тем, что животные дружелюбно принимают в теремок всякое приходящее животное, другими словами, внутренне примиряются. А через мир внутренний наступает мир внешний, ведь животные до прихода медведя жили в согласии. Другими словами, можно сделать вывод, что мир (как духовное понятие) является и некой коннотацией теремка.

Еще одной важной деталью является то, что в сказке не указываются какие-то дополнительные внешние атрибуты быта животных в теремке, а мы знаем, что если в сказке что-то умалчивается, значит это имеет значение. В данном случае, умалчиванием выделяется дружелюбное отношение живущих в теремке к вновь приходящим. По сути, только это в сказке и отображается, каждый раз повторяясь при очередном животном.

Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

Я, мышка-норышка; а ты кто?

А я лягушка-квакушка.

- Ступай ко мне жить.

Вошла лягушка, и стали себе вдвоём жить.

Именно поэтому пространственное значение теремка не указано в сказке, а точнее оно указано заведомо малым, так как очень важно показать внутренне отношение жителя теремка к приходящему. Другими словами доносится мысль – не думай сколько места у тебя в жилище, много или мало – не это требуется от тебя. А получилось так, что все животные в теремке поместились, хотя если представить что волк, лиса и собака влезли в кувшин, то возникает какой-то логический абсурд. Вот она простая, но важнейшая мысль сказки! Будь готовым помочь всякому приходящему и просящему. Не полагайся только на свои силы и мысли! Бог все устроит! Также и в жизни: кажется некоторые вещи немыслимыми, но стоит только положиться на Бога, как ситуация сама собою решается.

Почему не влез медведь?

Сказка заканчивается появлением медведя, который разрушил теремок. Конечно в роли разрушителя медведь представлен не просто так. Медведь на Руси почитался как самый сильный зверь, хозяин леса. Прозвища, которые используются в сказках подчеркивают его силу и превосходство над другими животными: «лесной гнет», «всех вас давишь», «толстоногий». Народ прекрасно знал какое положение медведь занимал в лесу, естественно это не то представление о неуклюжем, косолапом добром мишке, которое сложилось в советский период (об этом ниже) в контаминациях сказок. Медведь – это самый опасный хищник леса, другими словами – он враг всех зверей, а если точнее – угнетатель , т.к. ему противостоять никто не может, разве что другой медведь.

Если переложить образ медведя на человека, то что тогда можно сказать о чувствах человека, который является таким вот «медведем» по отношению к другим людям? У такого человека могут зародиться злые чувства: зависть, ненависть, отчаяние, непримиримость, вражда. Другими словами, образ медведя олицетворяет собою пороки враждебности человека к обществу.

Также медведя можно сравнить с нераскаявшимся грешником, который как известно, не попадет в Рай. В какой-то степени аллюзией Рая можно назвать теремок, в который медведь попасть не может.

В сказке медведь приходит к теремку и еще не знает кто в нем живет, т.е. зло в медведе никак проявиться не может. Далее медведь спрашивает кто в теремочке живет, тем самым получает представление о живущих в нем (вспомните, что каждое животное называло свое прозвище). Именно после того как он узнал всех своих «друзей», медведь разрушает теремок, т.к видит в его обитателях своих врагов и не готов к примирению с ними. Таким образом крушение теремка –это выразившееся отчаяние медведя в своей злобе. Отсюда и такая фраза медведя в конце:

Я тяпыш-ляпыш, всем подгнётыш! - сказал медведь, спустил лапой по терему и разбил его. (сказка 82)

А я лесной гнёт!

Сел на кувшин и всех раздавил. (сказка 83)

А я всех вас давишь! - сел на голову и раздавил всех. (сказка 84)

Таким образом, рассказчик словно намекает: не будь медведем, ибо не спасешься, «стяжи дух мирен», как остальные животные.

Первоначальные инварианты сказок о «Теремке», записанные Афансьевым, хоть имеют отличия в форме, по содержанию не меняют смысла. Что не скажешь о более поздних вариациях сказки, в большей части советских.

Так, в советских вариантах поучительная сказка о «Теремке» превратилась в сказку о дружбе, взаимопомощи, тем самым глубинно переработан смысл сказки.

Больше всех видоизменил (скорее редуцировал) первоначальный текст М. Булатов (1913-1963). Прежде всего, поменялся образ медведя, у него он стал добрым мишкой – косолапым. При этом медведь не противопоставляется животным, а также пытается влезть в теремок, но в силу размеров не может. А раздавил случайно, пытаясь влезть на крышу… Все эти нововведения разрушают прежнюю модель сказки, апофеозом чего является концовка сказки:

Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился.

Еле–еле успели из него выскочить: мышка–норушка, лягушка–квакушка, зайчик–побегайчик, лисичка–сестричка, волчок–серый бочок - все целы и невредимы.

Принялись они брёвна носить, доски пилить - новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!

Этой концовкой автор создает новый нравственный смысл сказки и не особо его скрывает, действуя, видимо, по духу того времени (по запросам того времени). Теперь сказка заканчивается на позитивной ноте, вместо отчаяния медведя, мы видим как все животные, включая медведя, принялись строить новый теремок. Здесь можно вынести смысл в том, что все нужно доводить до конца, не отчаиваться если что-то не получается, к работе нужно относиться с энтузиазмом, относиться с пониманием к другому человеку. Безусловно это хорошие ценности, но подтекст сказки несколько упростился.

Зачин сказки, присказка, былинный запев, молитвенное вступление, концовка - это части, входящие в структуру фольклорного произведения. Их следует отличать друг от друга. Сложное композиционное построение народных сказок не является случайным. Каждая из имеющихся в них частей играет определенную роль.

Что такое присказка

Большинство сказок, особенно волшебных, начинаются с присказки. Благодаря ее существованию слушатель постепенно погружается в особый мир и тем самым готовится к восприятию всего

Читая или слушая присказку, как ребенок, так и взрослый человек в своем воображении создают образ кота Баюна, им видится остров посреди океана, на нем возвышается могучий дуб с золотыми цепями и загадочным сундуком на могучих ветвях, вдали виднеется город из неведомого царства-государства.

Особенность, которой отличается присказка: зачин сказки, несмотря на свои маленькие размеры (порой это лишь несколько слов), способен сразу погрузить читателя в мир магии и волшебства. А это очень важно, ведь человек настроен не только получить наслаждение от прочитанного, но и постичь глубокую народную мудрость, которая заключена в содержании сказки. А без особого настроя добиться этого бывает очень сложно.

Очень часто присказка имеет юмористический характер с элементами неразберихи, тарабарщины, путаницы, игры слов. Благодаря такому приему удается избежать излишней назидательности, но при этом сохранить воспитательную роль произведения.

Функции зачина

Чтобы до конца понять, в сказке, необходимо разобраться в его назначении. Оно состоит в выполнении сразу нескольких задач:

  • познакомить читателя с главными произведения;
  • рассказать о времени совершения описанного действия;
  • дать представление о месте, где происходят события.

Юные читатели должны понимать, что зачин сказки очень важен. Уже в самом начале произведения можно получить достаточно много информации, которая в дальнейшем поможет до конца понять образ героев, их характеры и поступки.

Зачин сказки обязательно укажет на то, что язык произведения, с которым предстоит познакомиться, совершенно не похож на обыденную речь. Примером этому могут стать следующие выражения: "в некотором царстве, в некотором государстве", "золотые маковки", "стоит древо", "сказка сказывается", "море-окиян" и многие другие "сказочные" слова.

Начало сказок, их разнообразие

Зачины сказок и концовки имеют огромное разнообразие, их отличает структура, язык, смысловое содержание. Традиционное начало имеют только около 36% фольклорных произведений. Оно известно каждому человеку, воспитанному на традициях С раннего детства, когда ребенку рассказывают сказку, он слышит такие слова: "Жили-были..." Всего же при изложении сказок используется по меньшей мере девять разновидностей зачинов.

Концовка

"Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец!" - традиционная форма концовки многих народных сказок. Кроме приведенного примера известно еще не менее пяти вариантов, с помощью которых сказочник может закончить рассказанную им историю. Зная, что такое зачин в сказке и для чего он используется, нетрудно догадаться, с какой целью употребляется концовка. Сказочные действия должны быть приведены к логическому завершению. Это помогает сделать грамотно составленная концовка произведения. Например, сказочник может закончить повествование так: "Живут-поживают да добра наживают!", "Так часто бывает!", "Живут, хлеб жуют!". Иногда рассказчик может закончить сказку совсем неожиданно, но он должен помнить, что концовка подводит итог всему сказанному.

Другие особенности структуры фольклорного произведения

Сказки, основная ее часть, концовка могут содержать повторы. Каждый новый повтор чем-то отличается от предыдущего, и благодаря этому читатель может предполагать, чем закончится все повествование.

В структуру народных сказок естественным образом вписываются стихотворные части, что придает произведению музыкальность, настраивает читателя на особую поэтическую волну.

Стихи, используемые сказочником, имеют свои особенности. Огромный интерес у читателей вызывают сказочные повествования, полностью написанные таким стихом. Литераторы называют его сказовым.

В процессе изложения содержания сказки рассказчику иногда приходится не только говорить, но даже петь, так как герои часто используют именно такую между собой. Достаточно вспомнить сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Кот, Петух и Лиса", "Волк и семеро Козлят" и другие.

Звукоподражания, живой диалог между эпитеты, сравнения, гиперболы делают произведения народного творчества яркими и неподражаемыми. Ведь не зря русские сказки любят все, от мала до велика: в фольклоре заключена не только мудрость, но и истинная красота русского слова.

«В гостях у сказки» - Могу всё. “Спасите, нас съел серый волк” “ Очень расстроена. “Телеграмма”. Унесли братишку птицы. Отворили дверь козлята И пропали все куда-то. Женюсь на лягушке”. Заигралась сестрица. Сказки о животных, бытовые сказки. Сказочные заклинания. «По щучьему веленью, По моему хотенью». Описательного типа.

«Секреты сказок» - Лес. Ребята. Сочинители сказок. Формирование способности к восприятию нового знания. Мастера-сказочники. Секреты сказки. Корабльhttp. Виды сказок. Волшебная сказка. Творческая работа. Сказки-воспитатели.

«Сказки для 5 класса» - Моя любимая русская народная сказка. Элементы сказок. Примеры. Иван Андреевич Крылов. Самые известные басни. Виды сказок. Род литературы. Иван - крестьянский сын и чудо – юдо. Михайло Васильевич Ломоносов. Сказка.

«Волшебный мир сказок» - Загадочный мир сказок. Долго она бегала по полям, по лесам. Посели сказку в нужное жилище. Узнай сказку. Собери отрывок из сказки. Какие бывают сказки. Инсценировка сказок. В какое творчество входят сказки. Не поверили Иванушке братья, посмеялись над ним вволю. Солдат топор вымыл, опустил в котел, налил воды и поставил на огонь.

«Сказка как вид народной прозы» - Сказка. Теплота. Эпиграф. Занимательный рассказ. Полное сердце любви. Сказка как вид народной прозы. Экспертиза. Каша из топора. Интерес. Сценическое искусство.

«Волшебные сказки» - Гипербола – Котору лошадь по крестцу ударит, так и с ног долой упадёт. Волк побежал стрелой. Герои уходят из дома, чтобы всё исправить. «Сказка – складка (вымысел), а песня – быль…От слова «складывать». В тридесятом царстве, небывалом государстве… Сюжет волшебных сказок. Постель -пуховая. А вниз идёт – сказки сказывает.