Цветная икона святителя николая чудотворца. Святитель Николай Чудотворец

  • Дата: 28.05.2021

Любой народ, будь то славяне или мусульмане, почитает своих предков, святых и тех, кто, по старинным источникам, творил историю. Так, сегодня можно встретить самые разные символы и знаки, сделанные в честь одного из мудрецов, чудотворцев. Например, одной из по-настоящему достойных работ считается икона Николая Угодника. Она не только прекрасна, но и имеет огромное значение.

Давайте заглянем в историю. Николай Угодник — архиепископ, которого часто называли чудотворцем. Это значило, что святой человек был покровителем морей, путешественников, детей и купцов. В истории церкви он считался символом мощи, добра и справедливости. Родился святитель в Малой Азии. Это произошло в третьем веке нашей эры. Судьба Николая Угодника была тяжелая, и, по мнению многих, именно благодаря таким испытаниям его душа и тело избрали правильный жизненный путь.

Мальчишка родился в греческой колонии и с ранних лет был очень религиозным. С самого детства он посвятил свою жизнь христианству. Благодаря своим родителям Николай Угодник смог получить базовое образование. Мальчик обожал изучать Божественное Писание. Практически все время он находился в жилище Святого Духа, откуда не выходил днем. Ночью же Николай молился, читал и мысленно разговаривал с Богом. Интересным фактом является то, что после смерти родителей парень отдал всё свое наследство на благотворительность.

Начало деятельности святителя

Святой Николай Угодник служил церкви во времена правления римских императоров Диоклетиана, а также Максимиана. Эти два человека ненавидели христиан и издавали указы об их преследовании. В этот сложный период разрушались храмы, общины и другие учреждения. Но Николай Угодник всегда был на стороне народа. Его прозвали «защитником», так как он всегда отстаивал интересы невинно осужденных и оклеветанных людей.

Помимо этого, Николай часто молился за моряков, мысленно посылая им удачную погоду, защиту от пиратства и других невзгод. За всю жизнь святителя ему приписывали множество чудес и деяний. Архиепископ на Руси был самым почитаемым, как и во всем мире. Сегодня Николай Угодник (чудотворец) — символ защиты от болезней и советник в неудачах, который всегда поможет. Его мощь навсегда останется великой для русского народа.

Деяния чудотворца

Одним из самых ранних событий в молодости чудотворца было паломничество в Иерусалим. Святитель решился на такой шаг, потому что желал помочь и исполнить просьбы отчаявшихся путников. Некоторые утверждают, что молитвы Николая оживляли людей, придавали сил и уверенности, спасали от гибели. Следует отметить, что в молодости он пошел учиться в Александрию и в тот период своей жизни воскресил моряка, который упал с мачты.

Также существует легенда о том, как Святой Николай Угодник спас трех молодых девушек, красоту которых «продавал» их собственных отец, так как считал, что это единственный способ расплатиться с долгами и выжить в столь тяжелое время. Когда святитель узнал о тяжкой судьбе юных дев, он пробрался к ним ночью домой и оставил мешочек с золотом для старшей из дочерей, которое и стало ее приданным. Ровно через 12 месяцев Николай повторил тоже самое, вот только в этот раз деньги он оставил средней из сестер. Каким-то образом их отец узнал о том, что Угодник помогает их семье, и решил отблагодарить его. Тогда мужчина спрятался в комнате младшей дочери и ожидал, когда придет Николай. По одной из версий, он все-таки увидел чудотворца, но тот не принял никаких благодарностей. Нельзя не отметить, что его считали ревностным воином церкви Христовой. Источники утверждают, что он испепелял идолов и языческие капища безжалостно.

Мощи Николая Чудотворца

За свою долгую жизнь Николай Угодник совершил немало отважных и благородных поступков. Некоторые считают, что именно за его заслуги Бог даровал ему долгие годы жизни, ведь и правда, чудотворец умер в очень пожилом возрасте. Сегодня мощи Николая Угодника хранятся в базилике Святого Николая (Бари), но не в полном составе. Так как часть из них находится в Турции, в храме Св. Николая. Это связано с тем, что якобы все мощи похитить не удалось. Поэтому получилось так, что они хранятся на совершенно разных территориях.

В честь великого святителя были возведены церкви и храмы в разных городах и странах. Предполагается, что моряки забрали некоторую часть мощей Николая и перевезли ее в Бари, но остальные фрагменты остались в могиле. Люди доставляли останки в Венецию, где и была возведена очередная церковь.

Возникновение праздника Св. Николая

Сегодня во многих городах и странах есть храм Николая Угодника, который может посетить любой желающий. И неудивительно, что люди с радостью идут в это место. Некоторые ищут поддержки, другие утешения, а третьи просто хотят поблагодарить святителя за оказанную помощь. Ведь с давних времен Николай Чудотворец считается покровителем обычных людей, невинных, оклеветанных, слабых.

В честь такого великого человека в наше время отмечается день Святого Николая. Как же люди пришли к этому? Все началось со дня перенесения мощей. В то время только жители Бари, которые имели честь хранить останки святителя, отмечали этот праздник. В других же странах его не считали подлинным и не воспринимали всерьез. Однако на землях великой Руси всегда почитали святителей, и слух о празднике Св. Николая распространился очень быстро. Православная церковь установила дату — 9 мая. С тех пор, а именно с 1087 года, люди отмечали праздник великого и почитаемого угодника Божьего.

На сегодняшний день праздник отмечают несколько раз в году. Но для представителей русского народа он ассоциируется с датой 19 декабря. Кроме того, этот день считается детским праздником, так как Николай приносит подарки своим маленьким друзьям под подушку (конечно, если они весь год вели себя хорошо).

Современные даты праздника

Итак, в наше время существует несколько дат праздника Святого Николая. Первая — это 6 (19) декабря. Ранее считалось, что это день смерти чудотворца, но сегодня это обычный детский праздник, который ассоциируется с конфетами и новыми игрушками, сказочным образом появившимися под подушкой ребенка. Вторая дата — это 9 (22) мая. Этот праздник отмечали с 1087 года, когда останки святителя прибыли в Бари. И, наконец, 29 июня (11 августа) — рождество Николая.

Священное место Николая Угодника в сердцах русского народа

На землях Российской империи всегда почитали имя чудотворца. Кроме того, не сокрылась от любопытных и верующих глаз икона Николая Угодника, которая очень много значила для каждого человека. Именно с этим связано огромное количество храмов и работ, которые были посвящены этому человеку. Вплоть до двадцатого века имя Николай было одним из самых популярных при наречении младенцев. Люди считали, что, называя мальчика, они подсознательно передают ему частичку святости и мужественности чудотворца.

Икона Николая Угодника

Уже не раз отмечалось, что люди любили Николая Угодника и боготворили, к нему обращались с просьбами о заступничестве. Неудивительно, что после его смерти они начали поклоняться иконе чудотворца. Для каждого славянина она имела большое значение. Но какой же смысл таила икона? Почему люди считали и продолжают думать, что она способна исцелять, помогать и оберегать?

Символом защиты, благородности и справедливости на Руси был Николай Угодник. Икона, значение которой не раз пытались охарактеризовать и объяснить, стала воплощением чудотворца после его смерти. К ней обращаются, когда нужна помощь, она на самом деле помогает верующим. И не важно, богат человек или беден, какие у него религиозные предпочтения или цвет кожи, влияние иконы необъятно.

Значение иконы чудотворца

Икона Николая Угодника «работает» для каждого человека по-разному. Но существует теория о том, что же она все-таки значит. По мнению многих ученых, она является символом защиты народа. В этом-то и заключается ее значение. Считается, что икона способна исцелять, избавлять от недугов, творить настоящие чудеса и даже не важно, верующий человек или нет. Таким образом, значение расшифровать очень просто — талисман, который помогает людям. Конечно же, многие предпочитали поклоняться оригинальной иконе. Сегодня же образ святого можно приобрести во многих местах, но от этого влияние чудесной картины не уменьшится. Важно знать, что действие иконы становится в несколько раз сильнее, если произносить специальную молитву.

Молитва Николаю Угоднику

Издавна молитва перед иконой считалась гарантом защиты человека и людей, о которых он просит у изображения святого. Поэтому всегда рекомендуют произносить ее, чтобы действие было сильнее. На самом деле существует огромное множество молитв Николаю Угоднику. Человеку достаточно лишь выбрать ту, которая поможет достичь желаемого результата. Например, попросить о замужестве или защите, избавить от болезней или неприятностей и так далее. Но все же выделяют семь основных молитв, которые в силах выучить каждый человек. Тогда, произнося их перед иконой, он может быть уверен, что необычная сила защитит его и всех членов семьи, а также дом и родственников.

Икона Николая Угодника (Чудотворца) обладает магической силой. Она может не только выполнить просьбу человека, но и ответить на некоторые вопросы. Искренняя молитва наделена необъяснимой силой, способной исцелить, избавить от душевных или телесных заболеваний, а также стать просвещенным, соединиться в законном браке с любимым и позабыть о ссорах. Кроме этого, икона обладает энергией, которая решает жизненные проблемы, начиная с мелких и заканчивая крупными. Никакие иконы России, кроме тех, которые были посвящены Богородице, не занимали такое важное место в сердцах славянского народа, как изображение Николая Угодника.

Каждому человеку может встретиться своя икона Николая Угодника. Это сопряжено с тем, что праздник отмечают в разные дни календаря. Таким образом, существует икона «Николы зимнего» и «Николы вешнего». Первый при этом изображался в епископской митре, а второй — с непокрытой головой. Поэтому не следует считать, что иконы разные, и люди на них также различаются. Нет, обе они имеют одинаковое значение и чудотворное влияние на людей.

Помимо прочего, Николай Угодник также является покровителем для православных цыган. Также интересным фактом является то, что для некоторых чудотворец является Санта-Клаусом. Все потому, что, согласно одной из легенд, когда Николай оставлял мешочки бедным девушкам, а их отец хотел его встретить и отблагодарить, он предугадал эту ситуацию и бросил золото в дымоход. Именно на этой истории и построен прообраз великого и щедрого Санты.

Также следует отметить, что в Рязанской епархии празднуется день Святого Николая. Это торжество отмечается поместно и в честь изображения чудотворца. У славян архиепископ часто ассоциируется с самим Богом. Он занимает важное место в сердцах верующих и всегда помогает им справиться с недугами и неудачами. В России живут представители буддийского народа — буряты. Они отождествляют Николая Угодника с божеством процветания и долголетия. Калмыки, в свою очередь, включили чудотворца в пантеон духов-хозяев Каспийского моря.

Святитель Николай

Как ни странно может показаться некоторым неверующим, но икона Николая Угодника по-настоящему «работает». В наше время есть тому доказательства, ведь своими историями делятся простые люди, которые молились изображению чудотворца. Так, например, поместив икону в машину, многие спасались от серьезных аварий или гибели в результате опасного происшествия. Другие делятся впечатлениями о силе исцеления. Многим женщинам изображение святителя помогло обрести любовь и счастье. Святитель Николай Угодник (икона, значение которой трактуется как оберег, символ защиты, благодати и так далее) впервые был изображен примерно в 1325 году.

Место для «беседы» со святым

Наконец, хотелось бы отметить, что существует место, в котором всегда можно помолиться и «поговорить с чудотворцем» — это часовня Николая Угодника. Но просить помощи у святого можно и дома, перед его ликом либо же без иконы. Главное, необходимо это делать с благими намерениями, чистой душой и искренностью.

Краткое описание типов икон святителя Николая

Н иколай Чудотворец узнаётся сразу (…) Из жития святителя известно, что те, кому он являлся во сне или наяву, либо узнавали его, либо опознавали по иконе (…) Но существует достаточно много изводов того, как он изображается.

С реди всех святых христианского мира святитель Николай имеет самую развитую иконографию: большое число разнообразных типов изображений святого было создано на протяжении десяти столетий как в Византии, так и в России. Древнейшим и наиболее распространенным типом икон святого являются его поясные образы, которые складываются в византийском и русском искусстве в ХI-ХIII вв. Традиционно поясное изображение святителя, который правой, чуть приподнятой рукой благословляет, а в левой держит закрытое Евангелие.

Ч асто встречаются иконы, на которых вверху, в облачных небесных сферах, располагаются поясные фигуры Христа и Богоматери. Они напоминают о чуде на Никейском Соборе 325 г. На нём разбирался вопрос об учении Ария… (утверждавшего, что Иисус Христос не единосущен Богу Отцу, но сотворен Им – Ред.). Это учение было определено как еретическое, ложное. Во время споров святитель Николай ударил Ария по щеке. Собравшиеся на Собор отцы решили, что такое проявление ревности недопустимо и общим решением лишили святительского сана Николая и заключили его в темницу. Однако, многим из них было видение во сне, в котором Сам Господь вручил ему Евангелие, а Пресвятая Богородица одела на него омофор. После этого святителю вернули сан архипастыря. Такие изображения известны в русской иконописи с конца XIII в. Описание этого события в житии святого в русской письменности входит в так называемую некнижную редакцию «Жития Николы», получившую распространение в ХV-XVI вв.

Т радиционными являются изображения святителя Николая с закрытым Евангелием в руках, к менее распространенным относятся иконы святителя с раскрытым Евангелием. Такие образы в русской иконописи известны с XIII века. Евангелие, которое св. Николай держит в руках, раскрыто на страницах, откуда взято начало текста службы святому угоднику. Интерес к этой иконографии и особое ее распространение приходятся на позднейшее время XVIII-XIX веков.

Д ругим древнейшим типом являются ростовые изображения святителя. В русской иконописи получает распространение особое изображение святого Николая с разведенными в стороны руками, напоминающее тип «молящийся (оранта)». В греческих памятниках при ростовых изображениях епископов использовался другой тип, с прижатыми к торсу руками. Приведенный первый тип известен и в Византии, но встречается крайне редко. В русском искусстве он появляется в XIII в., а распространяется в XIV в., в том числе в житийных иконах. Полагают, что этот иконографический тип восходит к древней (не сохранившейся) иконе св. Николая, привезенной из Корсуни в 1225 г. в город Зарайск. Поэтому он получил название Зарайского.

И конографический тип Николы Зарайского становится наиболее излюбленным в житийных иконах святителя. Они изображают деяния святителя при жизни и после смерти. Житийные образы святого Николая известны на Руси с ХIII-ХIV вв. В это время складываются основные группы сюжетов: рождение и обучение грамоте, поставление в священники, помощь в бедах. Традиционно завершает повесть о жизни и деяниях святителя рассказ о перенесении мощей св. Николая итальянскими купцами из разоренных турками Мир Ликийских в южно-итальянский город Бари в 1087 г. Этому событию на Руси придавали особое значение: «Перенесение мощей» становится одним из центральных праздников. С XIV в. этот сюжет входит в число обязательных в житийных иконах св. Николая в Средней Руси; позже, к XV в. он утверждается в новгородских и псковских памятниках.

В ариантом иконографического типа Зарайского становится Никола Можайский; он известен как самостоятельный образ, но в ряде случаев он становится центром композиции в житийных иконах святого. В среднике представлен св. Николай в рост с мечом и храмом в руках, вверху по сторонам от его фигуры изображены Иисус Христос с Евангелием и Богоматерь с омофором в руках. Прототипом этого образа считается статуя свт. Николая, установленная на городских воротах или в городском соборе Можайска. Чудо от этого образа, послужившее спасению города от вражеской рати, положило начало его прославлению и распространению этого изображения.

И звестны и оплечные образы свт. Николая Чудотворца. Все сохранившиеся иконы данной иконографии относятся ко второй половине XVI в. Интересно, что за пределами XVI в. подобные образы не имели большого распространения, зато в XIX в., особенно в старообрядческой среде, их популярность возрастает.
П амять свт. Николая совершается дважды в год: 6 (19) декабря и 9 (22) мая, т.е. зимой и летом. В связи с этим в обиходе праздники называют ещё: «Никола зимний» и «Никола летний», относя к ним изображения святого в митре и без неё.

Святые покровители носящих имя Николай

Святой Николай Чудотворец
День памяти святителя Николая Мирликийского Чудотворца, или, как его издревле зовут в России, Николы Угодника, совершается трижды в году – 9/22 мая, как еще говорят в народе, Никола вешний, 29 июля/11 августа и 6 /19 декабря, иначе – Никола зимний. Празднование иконы Святителя Николая Мирликийского в мае – Никола вешний – установлено в память о перенесении чудотворных мощей святого из Мир Ликийских в итальянский город Бар (ныне Бари), где до 1087 года помещалась гробница с останками святого во избежание осквернения святыни турками.
Имя святителя Николая, прославлено неисчерпаемым поистине списком изумительных избавлений, исцелений и других чудес, которые перечислить все просто невозможно. И сейчас горячие молитвы к святому Николаю Чудотворцу помогают верующим решить многие свои проблемы, неразрешимые обычными, земными способами.
Николай (Велимирович), Охридский и Жичский, Сербский, епископ


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 20 апреля/3 мая.

Святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский - уникальная фигура в современном Православии. Как у многих избранных Богом, в его жизни даже даты его биографии отмечены особым знаком промысла Божия. День его рождения приходится на день памяти святителя Наума Охридского, который был учеником святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Никола Велимирович родился в 1880 году в многодетной крестьянской семье в сербском селе Лелич. Мальчик с ранних лет тяготел к знанию, и родители, видя это, стремились дать ему максимально хорошее образование. В результате он получил блестящее европейское образование теолога и философа со знанием всех ведущих европейских языков, в Берне, а затем в Оксфорде, после чего начал карьеру преподавателя в Белградской семинарии. Но тут он внезапно и тяжело заболел. Тогда он понял, что боязнь дана ему неспроста, это знак свыше, и дал слово, что если выздоровеет, то посвятит свою жизнь Господу. Вскоре так же, как скоропостижно заболел, он быстро выздоровел и для исполнения данного им во время болезни обета поспешил в обитель Раковица недалеко от Белграда, где принял монашеский постриг.

После этого он уехал учиться в Санкт-Петербургскую духовную семинарию, куда поступал как обычный семинарист, из скромности скрыв свое серьезное прежнее образование. Учился он, как всегда, блестяще. Видя усердие и незаурядное дарование молодого студента, Петербургский митрополит Антоний (Вадковский) испросил для Николая (Велимировича) у Росийскогоо правительства разрешение на путешествие по святым местам России. Так Россия стала для молодого священника, можно сказать, второй Родиной.

Иеромонах Николай (Велимирович) был рукоположен в сан епископа Охридского в 1920 году. Охрид, центральный город епархии, располагается доныне в Македонии, на берегу Охридского озера. В своей епархии Владыка Николай очень внимательно следил за духовной ее жизнью. Часто ездил, проповедовал, следил за восстановлением монастырей после I Мировой войны, основывал сиротские приюты, не опускал нарушения чистоты веры.
Когда в Сербии начало формировать свои организации сектантство, епископ Охридский создал Православное народное движение, объединяя в нем крестьянское население, более подверженное влиянию сектантов, и вел разнообразную просветительскую деятельность. В том числе ему принадлежат духовные песни - религиозные тексты, положенные на народные мелодии, которые пелись тогда, и не утрачены в Сербии по сей день.
В 1932 году Охридской епархией Сербской Православной Церкви начал издаваться журнал «Письма миссионера», где Николай Охридский избрал для своих проповедей эпистолярный жанр - письма пастыря к пастве. Позже на основе статей святитель Николай издал книгу с одноименным названием.

С начала II Мировой войны сербы приняли сторону СССР, хорваты оказались на стороне Гитлера. По приказу фюрера, который стремился лишить сербов духовных лидеров, отправил в концлагерь Дахау епископа Николая (Велимировича) и Патриарха Сербского Гавриила, где они провели два тяжких года, но и там они добрым, но твердым пастырским словом поддерживали духовные силы заключенных в земном аду концлагеря.

После войны святитель Николай вновь занимался восстановлением разрушенных обителей, вновь собирал новых насельников и насельниц на место тех, кого отняла война. Однако сам в Югославии проживать не мог - страна стала на путь атеизма, как и большинство стран социалистического лагеря.

Он уехал в эмиграцию в Европу, жил в Англии, откуда выехал в Америку, где последние годы жизни, отданные миссионерству и литературным трудам, а также материальной поддержке сербских монастырей и церквей, провел в русском монастыре святителя Тихона в штате Пенсильвания.

Святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский мирно скончался 18 марта 1956 году на молитве ко Господу. В 1991 году святые мощи Владыки были перенесены на его малую родину, в церковь села Лелич. Вся жизнь его - ярчайший образец смирения, добродетели и преданности избранному им по воле Бога пути просветителя и неустанного проповедника словом и делом Православной веры везде, куда бы ни приводила удивительная судьба нашего святого современника.

Николай (Кавасила), праведный


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 20 июня/3 июля.

Николай Кочанов, Новгородский, Христа ради юродивый


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 27 июля/9 августа.

Блаженный Николай Кочанов, Христа ради юродивый Новгородский († 1392), родился в Новгороде в семье богатых и знатных родителей. С юности возлюбив благочестие, он усердно ходил в храмы, любил молитву и пост. Видя его добродетельную жизнь, люди начали восхвалять его. Блаженный, испугавшись славы "от человек", начал юродствовать ради Господа. В одном рубище в лютые морозы он бегал по городу, терпя побои, обиды, насмешки.

Блаженный Николай и другой новгородский юродивый блаженный Феодор (память 19 января) вели себя как непримиримые враги и тем самым наглядно показывали новгородцам пагубность их междоусобной распри. Однажды, догоняя своего мнимого противника, блаженный Николай пошел по Волхову, как по суше, и бросил в блаженного Феодора кочан капусты, отчего и был назван Кочановым.

Блаженного Николая прославил Господь даром чудес и прозорливости. Так, прогнанный слугами с одного званного пира, он ушел, но вместе с ним исчезло вино из бочек, и только по возвращении юродивого, по его молитве, оно обрелось вновь. По кончине блаженный Николай был погребен в конце кладбища, расположенного вокруг Яковлевского собора. Мощи блаженного Николая почивают под спудом в построенной над его могилой церкви великомученика Пантелеимона.

Николай Псковский, Саллос (Блаженный) Христа ради юродивый


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 28 февраля/13 марта.

Святой Николай был родом из Пскова. В народе его называли «Микула Салос», что по-гречески означает «блаженный Николай». Проживал он при местном соборе, в любую погоду ходил в ветхой одежде, молился за всех встречных. Производя внешне впечатление безумного, он, безусловно, обладал чистою душой и разумом духовным.

В 1570 году блаженный Николай фактически спас свой город от разгрома. В то время царь Иоанн Грозный, после разорения опального Новгорода двинулся с тем же намерением на Псков. Горожане, плача и молясь, готовились встречать царя. Они встали на коленях у ворот своих домов с хлебом-солью в руках. А юродивый Николай выскочил навстречу царю и предложил ему кусок мяса. Царь отказался, ссылаясь на пост. Тогда блаженный указал ему на то, что царь совершает в пост дела пострашнее, занимаясь грабежом и проливая невинную христианскую кровь. Громко обличая Иоанна Грозного, Николай Псковский предупредил его о несчастии, если тот не покинет город по-хорошему. Царь удивился, но все же решил начать разорение Пскова. И в тот же день умер его любимый конь. Иоанн вспомнил пророчество блаженного Николая и, страшась дальнейших бед, бежал из Пскова.

Святой Николай Псковский почитался в городе как провидец и чудотворцем. Псковичи так полюбили его, что когда он скончался в 1576 году, его захоронили в Псковском кафедральном соборе, где хоронили лишь епископов и князей.

Николай Севастийский, мученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 9/22 марта.

Святой Николай - один из сорока Севастийских мучеников, чья память в Православной Церкви чтится особо, в день их памяти даже облегчается Великий пост - самый строгий из всех существующих. Сорок воинов-христиан римского войска пострадали за Господа около 320 года в городе Севастии. Несмотря на подписанный Константином Великим закон о свободе вероисповедания, его наместники в провинциях продолжали гонения на христиан. Так и военачальник этого войска, узнав, что в рядах есть христиане, начал принуждать их принести жертву языческим идолам. Когда стало понятно, что вера их крепка, военачальник приказал отвести христиан к озеру, раздеть и поставить на всю ночь в воду. Стояла зима, мучение было невыносимым, а на берегу для большего соблазна была затоплена баня для тех, кто отречется от Христа. Всю ночь воины самоотверженно простояли в ледяной воде, подбадривая друг друга, согреваясь лишь священными гимнами Богу.

К утру один из воинов не выдержал и бросился к теплой бане, но упал мертвым на ее пороге, а от оставшихся в воде начало исходить чудесное сияние. Сторож, стоявший на берегу, увидев такое чудо, уверовал в Господа Иисуса Христа и заменил собой отступившего воина. Их опять стало сорок. Пришедший чуть позже военачальник, увидев, что все его старания напрасны, никто перед лицом пытки не отрекся от своей веры, все мученики живы и даже бодры, приказал их сжечь, а останки выбросить в реку.

Через три дня сорок мучеников Севастийских явились Петру, епископу Севастийскому и поведали о своем подвиге. Петр собрал их останки и с честью похоронил.

Николай Славянин, схимонах


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 24 декабря/6 января.

Святой Николай Славянин жил в IX веке, был византийским солдатом, исповедовал христианскую веру. Как-то накануне боя ему было послано искушение в лице блудной женщины, но он решительно отверг ее домогательства, считая, что порок несовместим с его верой во Христа. После битвы он один из отряда остался в живых и обратился к Богу с благодарением. И ему было послано откровение о том, жизнь подарена ему за победу над искушением. Спасенный Николай ушел из армии в монастырь, стал схимонахом и до конца дней молился о прощении грехов погибшим в боях. Прославился как прозорливец.

Николай Студийский, игумен, исповедник


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 4/17 февраля.

Николай Японский, равноапостольный, архиепископ


Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 3/16 февраля.

Святитель Николай Японский (в миру Иван Касаткин) жил в России в XIX веке. Родился он в 1936 году в Смоленской губернии в семье деревенского диакона. В нем рано обнаружились не только пристрастие к духовным книгам, но и редкий проповеднический дар. Решив посвятить свою жизнь служению Богу, юноша успешно прошел путь духовного училища, семинарии в Смоленске и затем духовной академии в Санкт-Петербурге. После окончания в 1960 году он принял постриг и был посвящен в сан иеромонаха. Ректор академии, епископ Нектарий, напутствуя своего лучшего выпускника на будущее служение, предсказал ему крест подвижника и труды апостольские.

В этом же году святитель Николай по собственному выбору уехал в Японию, став настоятелем храма города Хакодате. В начале служения в его общине насчитывалось всего около 20 человек. Несколько лет проповедник упорно изучал язык и традиции этой страны. Через 8 лет он уже бегло говорил на японском и английском языках, получил сан архимандрита и стал начальником Российской Духовной Миссии в Японии. Еще через несколько лет при Миссии в Токио были открыты 4 училища, стал издаваться духовный вестник и книги духовно-нравственного содержания на японском языке. За столь значимые результаты работы Миссии Николай Японский был возведен в сан епископа Токийского, а позже - архиепископа.

Тяжелые испытания перенес святитель во времена русско-японской войны в 1905 году. Проявляя мудрость и такт в отношениях с властями, он смог помочь многим русским военнопленным. К 1911 году численность его паствы составляла 33 тысячи человек, а в его епархии трудилось 266 православных общин.

Преподобный Николай Японский мирно почил в 1912 году. Через полвека после его кончины было принято решение причислить этого выдающегося духовного просветителя к лику святых с именованием «равноапостольный».

Минуло десять лет с тех пор, когда по благодати Божией я сподобился поступить послушником в расположенную на богохранимом острове Андросе священную обитель покровителя мореплавателей святого Николая Чудотворца.

Впервые переступив порог собора священной обители, места моего покаяния, я облобызал дивные иконы и мощи, поклонился святыням. Но особенно меня поразила находившаяся в прекрасном серебряном ларце святая и благодать источающая глава преподобномученика Николая Нового Вуненского.

Благоухание, которое я вдохнул в тот святой миг, когда поклонился ей, и которое неоднократно ощущал за годы пребывания в священной обители, давало и дает мне силу и крепость для духовных подвигов в этом непостоянном мире. Преподобномученик как бы говорит нам: я всегда с вами, ваш теплейший молитвенник и в нуждах помощник.

Это живое присутствие святого через многие столетия спустя со дня его мученической кончины побудило меня заняться исследованием его жизни, страданий и посмертных чудес. Много раз я обращался к нему в обуревающих меня временами болезнях и душевных скорбях и получал помощь, ведь присутствие его святой главы в монастыре сделало его вторым помощником и покровителем нашей обители после великого святителя и чудотворца Николая Мирликийского.

Много раз, как я уже сказал, и мы сами, и многие наши благочестивые паломники, прибегали к благодати святого и перед его святой главой, перед его святыми мощами и чудотворными иконами пели молебный канон. Некоторые песни мы использовали из праздничного канона службы святого или из канона Богородицы.

В 1972 году с благодать точащей главой святого мы отправились в Вунену Фессалий-скую, на место его мученической кончины, где сохранились могила и дерево, к которому был привязан святой и возле которого был пронзен копьем. Из ствола этого дерева каждый год в день его памяти истекает жидкость, алая, словно кровь. В 1975 году мы побывали в Афинах в храме святого Василия Руф, а в 1976 году - на острове Саламине, где находится храм XII века, посвященный преподобномученику.

Во время этих поездок с благодать точащей главой по молитвам святого к любоблагоутробному Господу были совершены многие невероятные чудеса.

Многие из паломников стали просить у нас его житие, писали в обитель с просьбой прислать молебный канон и рассказы о чудесах святого.

Все это послужило поводом к тому, что мы решили восполнить наше большое упущение и обратились к подвизавшемуся на Святой Горе отцу Герасиму Микрагианнаниту с просьбой составить службу святому.

Мы позаботились, чтобы в честь святого были составлены не только молебный канон и акафист, но также и похвалы, которые благочестивые верующие христиане могли бы воспевать в минуты скорби душевной и немощи телесной.

Мы также собрали некоторые из последних преестественных его чудес и передали их в руки верующим, чтобы те, прочитав, познали силу молитвы нашего святого чудотворца.

Ныне мы приступаем к изданию песнопений святого с тем, чтобы благочестивые верующие христиане призывали на помощь святого и пели ему молебный канон хотя бы у себя в домах, часто и в особых обстоятельствах, в болезнях, и получали облегчение и утешение от преподобномученика.

Надеемся, что все благочестивые христиане с духовным ликованием воспримут настоящее издание и станут петь эти святые песнопения. А святой, внимая их молитвам и прошениям, будет молить нас ради человек и нашего ради спасения страдавша Господа и дарует исцеление находящимся в немощи душевной и телесной и покроет всех нас, почитающих его. И станет молиться вместе со своим соименником Великим Николаем Мирликийским о сохранении всех по морю путешествующих и спутешествует им.

Написал в моей келье 6 декабря 1976 спасительного лета в праздник святителя и чудотворца Николая Мирликийского, покровителя нашей святой обители.

Архимандрит Дорофей (Фемелис)
игумен монастыря святителя Николая
Мирликийского на острове Андрос

Вунена – поселок в Фессалии, историческом регионе северо-восточной Греции. Здесь стоит храм, где находится место упокоения святого Николая Нового . А честные мощи – глава мученика пребывает на острове Андрос в монастыре святителя Николая Чудотворца.

В наши дни в Вунене, на месте казни святого Николая Нового, происходит чудо, подобного которому нет больше нигде на земле . Как написано в житии, Николая бичевали на этом месте до тех пор, пока земля не стала багровой от крови, а потом – привязали мученика к дереву и метали в него стрелы и копья, пока он не истек кровью. И каждый год в день мученической кончины святого здесь «кровоточат» деревья, источая темную жидкость, которая имеет целебные свойства.

Прославленный в Греции, но мало известный в России преподобномученик Николай Новый жил на рубеже VII – VIII веков. Он обладал большой физической силой, несокрушимой волей и мужеством, благодаря чему сделал блестящую военную карьеру. Христианин по рождению и воспитанию, Николай , став военачальником, обучал своих подчиненных не только военному искусству, но вере в Бога и надежде на Него. Поэтому его воины, хоть и одержали множество побед, никогда не обижали побежденных, никому не причинили ущерба.

Военные действия привели Николая с его войском в Ларису, в окрестностях которой и находится Вунена . Лариса в то время была величественной крепостью, которую охраняло хорошо обученное войско. Мужественные защитники города сражались столь отважно, что войско Николая не смогло взять город. Многие воины были убиты в жестоком бою.

Бессмысленная гибель вверенных ему людей заставила Николая глубоко задуматься о смысле жизни. В его душе родилось горячее желание окончить свои дни в молитве и покаянии.

Николай узнал, что недалеко от Ларисы, в Вунене , в лесах на горе в пустынных кельях живут отшельники. Николай поселился с ними, чтобы научиться духовной жизни. Он настолько преуспел в добродетели, что вызывал восхищение даже у своих наставников – отцов-пустынников.

Святой Николай жил в Вуненском скиту вместе с монахами, имена которых сохранились. Это были Григорий, Иоанн, Димитрий, Михаил, Акиндин, Феодор, Панкратий, Христофор, Пантелей, Емилиан и Навудий. Однажды, когда они все вместе молились, явился Ангел от Бога: «Будьте готовы, – сказал он, – и стойте твердо, ибо через несколько дней примете мученическую кончину, дабы получить награды и венцы подвижников и унаследовать Царствие Небесное».

Несколько дней спустя в Вунену пришли варвары-язычники и хотели заставить иноков отречься от Христа. Теперь пришло время Николаю проявить свое мужество уже как воину Христову. «Да не устрашимся, братья, временной смерти, и ничуть не убоимся, ибо настал час проявить мужество», – такими словами укреплял святой Николай Новый Вуненских подвижников.

Звероподобные варвары подвергли иноков страшным пыткам. Особенно терзали они святого Николая , твердо и дерзновенно защищавшего свою веру во Христа. Столько крови пролил мученик на Вуненской земле, что здесь до сих пор кровоточат деревья. В результате мучители отсекли святому голову. Это произошло 9 мая, которое теперь почитается как день памяти святого Николая Нового .

Тело святого было брошено на месте казни, и находилось там много лет. Пока один богатый человек, страдавший проказой, не получил во сне откровение святого Николая . Мученик пообещал, что когда этот человек найдет в местечке Вунена у источника его нетленное тело, то исцелится от проказы. Так и произошло.

В благодарность за исцеление очистившийся от проказы человек построил в Вунене на месте упокоения святого церковь, в которой по сей день происходит множество чудес.

Например, в 2011 году Георгия Феохаропулу из Кесарьяни засвидетельствовала, что была исцелена от тяжелейшей неоперабельной формы рака. В легких у нее обнаружили жидкость, была затронута сердечная мышца. Георгии предстояла химиотерапия, для которой следовало пройти обследование. Страдалица молилась святому Николаю Новому и помазывалась «кровью», источаемой деревом. По «случайности» обследование было назначено на 9 мая – день памяти святого Николая. И к огромному удивлению врачей Георгия оказалась здоровой.

Константин Папафанасиос из Афин так описывает чудо истечения святой «крови», свидетелем которого он был 9 мая 2011 года: «Первый раз я услышал о чуде Николая Нового от глубоко верующего друга, который по молитвам святого через помазание «кровью» исцелился от рака. Именно он и рассказал мне о чуде, происходящем в день праздника святого Николая, 9 мая. Я стал молиться о том, чтобы стать участником этого замечательного события. И святой Николай претворил мое желание в реальность. В составе небольшой группы паломников я приехал на место мученичества святого, которое находится в Вунене, в Фессалии. Мы молились за Утреней и Божественной литургией в храме, а затем направились к деревьям, стоящим неподалеку. Мы совершили молебен, и когда пели тропарь, к моему большому удивлению, я увидел, как «кровь» выходит из дерева. То, что я испытал, описать невозможно, я потерял дар речи. Чудны дела Твои, Господи! Несмотря на мои грехи, Господь сподобил меня пережить чудо. Примечательно, что когда множество стеклянных бутылок (маленьких и больших – до литра) которые мы взяли с собой, наполнились «кровью», она перестала течь. Ни больше, ни меньше».

Чудо истечения «крови» святого Николая Нового совершилось и в нынешнем 2013 году. Слава Милостивому Господу, дивному во святых Своих!