Графика на тонированной бумаге. Техники тонирования бумаги

  • Дата: 31.07.2020

Рисование на тонированной бумаге — весьма эффектный способ живописи и рисунка.

Тонированноая бумага как бы «собирает» рисунок, придавая ему изначально определенный настрой. Например, если взять бумагу цвета слоновой кости или пеельную, вооружиться тущью, белилами и парой акварельных красок (например, зеленой и голубой), то можно изобразить великое множество премиленьких постеров с васильками или незабудками. Фон тонированная бумага задаст свой, поэтому не обязательно задавать его специально. Можно, конечно, бросить легкую тень. и этого будет достаточно.

Точно также тонированный холст или картон облегчают работу художника при изображении пейзажей и сюжетных сценок, жарнровых зарисовок и анималистике.

Обычно по тонированной базе рисуют белилами, пастелью, гуашью или маслом. Акварель прозрачная, результат будет некрасивый.

«Справиться» с белой бумагой сложнее, у нее меньше завершенности, она требует больше вложений. Однако, рисование на тонированной бумаге, как правило, не считается живописью в силу своей ограниченности по спектру. Хотя, для многих задач это не имеет никакого значения. Получателю открытки, например, совершенно безразлично, относится она к классической живописи или нет. Главное, что она выполнена с душой и красивая.

Елена Владимировна Таратова

Предлагаю Вашему вниманию мастер - класс "Тонирование листа бумаги " для последующего рисования .

Мои детки, как и все дети, очень любят рисовать ,но больше всего их увлекает рисование нетрадиционными техниками . Во время рисования они чувствуют себя художниками.

На белом листе бумаги рисунки получаются , как мне показалось, не очень яркими и насыщенными.

Я предложила детям попробовать различные способы тонирования листа бумаги .

В свободное время мы попробовали тонирование листа различными материалами. Дети пришли в восторг!

Предлагаю Вашему вниманию несколько способов.

1 способ "Монотипия"

Лист бумаги нанести гуашь , так чтобы гуашь была насыщенной и влажной, сверху прикрыть вторым листом и прогладить по листу ладошками , снять лист


2 способ "Поролоновая губка"

На влажную,но хорошо отжатую губку наносится краска или полоски краски. Губка переворачивается краской вниз и проводится непрерывная (прямая или волнистая линия) .Такими линиями заполняется весь лист .



3 способ "Печать скомканной бумагой "

Тонкий лист бумаги смять и опустить в краску,а затем комок примакивать к плотному листу бумаги , там где хотите,выбирать краску можно любую.




4 способ "Граттаж"

Закрашиваем лист бумаги пастелью , можно разноцветной, затем берем черную гуашь и покрываем лист .

5 способ "Шпатель зубчатый"

Закрасить лист бумаги краской . Несколько раз провести по закрашенному участку в любом направлении, пока не получатся рельефные линии. Дать краски высохнуть.




6 способ "Набрызг"

На зубную щетку или жесткую кисть набрать немного краски, наклонить щетку или кисть над листом провести по ворсу . Брызги разлетятся по листу .



Вот и можно приступать к рисункам!

Уважаемые коллеги!Буду рада, если мой мастер - класс Вам пригодится в работе!

Приятного Вам просмотра!

Публикации по теме:

Мастер класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования». В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка - на кончике его пальцев». Цель:.

Мастер-класс по изобразительной деятельности. 1 слайд: Тема: «Нетрадиционные техники рисования». 2 слайд: Актуальность темы: Во время.

Цель: расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средства развития интереса дошкольников к.

Работаю над проектом "Знакомство с нетрадиционными техниками рисования стран мира для детей старшего дошкольного возраста". Расскажу немного.

Детям нравится все необычное, яркое. Вот такого крокодильчика с шероховатой поверхностью я предложила сделать своим воспитанникам на занятии:.

Создательница правополушарного, интуитивного рисования - Бети Эдвардс. Миссис Эдвардс считает (и я в принципе с ней согласна, что умение.

МДОУ « ЦРР – ДЕТСКИЙ САД №2» г. Валуйки Белгородской области

Мастер-класс

« Тонирование бумаги различными способами».

1.Способ - тонирование акварельными красками по-мокрому и целлофаном.

2.Способ- тонтрование кофе и солью.

3. Способ – тонирование красками из фломастеров (набрызг).

4.Способ – тонирование мыльными пузырями.

5.Способ- тонирование гофрированной бумагой.

Подготовила и провела воспитатель

Старшей группы

Компенсирующей направленности

БЕЛИЧЕНКО Н.А.

Г. Валуйки

2013г.

Цель: освоение и последующее применение технологии тонирования бумаги различными способами в практической деятельности педагогов ДОУ.

Ход занятия.

I. Вводная часть.

Представленная технология помогает создать развивающую среду и обеспечить мотивацию в решении проблем связанных с развитием мелкой моторики у дошкольников. Развивающее художественно-творческое занятие, сочетающиеся с играми, с массажными упражнениями, содействует совершенствованию мелкой моторики, формированию художественной культуры, развитию активной речи и коммуникативности. Способствует развитию эмоционально-волевой сферы.

От степени развития моторики руки зависит как уровень изобразительного творчества, так и всестороннее развитие ребенка в целом.

Уровень развития мелкой моторики детей – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать. У него достаточно развита память и внимание, связанная речь.

Не секрет, что в последнее время уровень развития речи детей дошкольного возраста оставляет желать лучшего. Именно, поэтому в программе «Детство», по которой работает наш детский сад, выделена отдельная образовательная область «коммуникация», содержание которой направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, а именно:

Развитие свободного общения;

Развитие всех компонентов устной речи;

Практическое овладение нормами речи.

Кроме этого, на протяжении длительного времени ученые проводят многочисленные исследования, в области использования лечебного воздействия цвета от различных недугов через рисунок.

Именно поэтому, на мой взгляд, в работе с детьми дошкольного возраста необходимо использовать предоставленную технологию.

II. Представление 1-й технологии.

Акварельные краски были известны еще в древнем Египте, в древнем Китае и странах античного мира. Долгое время письмо ими считалось лишь одной из составляющих графического рисунка. Живопись акварелью в современном ее представлении возникла сравнительно недавно: в конце XVIII – начале XIX вв. Тогда она приобрела независимость и стала одной из самых сложных техник рисования.

В зависимости от степени влажности бумаги выделяют такие акварельные техники, как «работа по-мокрому» («английская» акварель) и «работа по-сухому» («итальянская» акварель). Нас интересует работа по-мокрому.

Суть этой технологии заключается в том, что краска наносится на предварительно смоченный водой лист.

Итак:

Шаг 1 – Возьмем широкую кисточку. Окунем ее в воду и, не выжимая, нанесем воду равномерно на лист бумаги.

Шаг 2 – Возьмем краску и нанесем ее на мокрый лист бумаги, не дав ему высохнуть. Работа будет выглядеть эффектнее, если мы используем несколько цветов. Наносите краску ярко, полосками, пятнами, кому - как захочется. После каждого цвета нужно мыть кисточку. Здесь важно не сделать на бумаге лужу. Если такое произошло, то необходимо вымокать её салфеткой. На мокрой бумаге краска будет красиво растекаться, образуя новые оттенки.

Шаг 3 – На мокрую краску наложите сверху целлофан и сомкните его так, чтобы получились складки.

Шаг 4 – Дайте просохнуть краске. Пока краска сохнет с ребятами можно провести какую-нибудь игру.

Шаг 5 – Снимите целлофан после полного высыхания краски.

В данной работе можно использовать вместо целлофана упаковочный материал с пузырьками.

III. Практическая работа. Педагоги отрабатывают технологию тонирования бумаги способом заливки акварельными красками по-мокрому и с использованием целлофана.

IV. Представление 2-й технологии.

Тонирование бумаги растворимым кофе и солью - это интересный способ превращения белого листа бумаги в поверхность, на которой не страшно рисовать. Можно для этой цели использовать и заварку черного чая. Во-первых, бумага приобретает очень приятный запах. Во-вторых, коричневый цвет от кофе получается более красивым. А чай дает более теплый оттенок листа.

Примерные пропорции раствора - две чайные ложки с горкой гранул растворимого кофе и чуть (около 50ml) горячей воды - я люблю сразу сделать цвет потемнее. И хорошо размешать, так как в таком маленьком количестве воды кофе плохо растворяется.
Кисть необходимо большую овальную синтетическую - так наиболее удобно. Но, в принципе, годится любая, даже дешевая малярная щетина из хозтоваров!

Итак, есть бумага, чашка кофе, и кисть.
Далее существует два варианта.

Тонирование по сухому листу бумаги

Первый вариант , для плотной рыхлой бумаги - можно смело опускать кисть в чашку и закрашивать лист. Направление мазков здесь не имеет значения, так как потом, при высыхании бумаги, все сгладится, и будет ровный тон. Для гладкой тонкой бумаги этот вариант не проходит, так как остаются видны края мазков кисти.

Тонирование по влажному листу бумаги

Поэтому, когда нужна ровность, используется вариант номер два . Лист предварительно увлажняем чистой водой (кистью или губкой), и по влажному листу уже красим раствором кофе. Использование соли для создания фактуры

Использование поваренной соли на влажной бумаге - очень распространенный способ для создания фактуры в рисунках . И очень простой и эффектный.
На еще влажную от кофе или акварели бумагу сыпем соль - чуть-чуть, скупо, отдельными кристалликами. Много соли в одно место лучше не сыпать, так как она при высыхании кристаллизуется, и с бумаги ее потом сложно убрать. Но если соли не много, то после высыхания она легко смахивается. Получаются светлые маленькие медузы с темной окантовкой.

Следует использовать крупную соль, не экстра.

V. Практическая работа. Педагоги отрабатывают технологию тонирования бумаги способом заливки раствором кофе с применением кристаллов соли.

VI. Представление 3-й технологии.

Тонирование мыльными пузырями – популярный и забавный способ тонирования бумаги. Итак, начнем!
Для приготовления раствора нужна емкость (пластиковый стаканчик, ненужная чашка или банка), шампунь или жидкое мыло, вода и краска. Смешиваем раствор, опускаем туда трубочку для коктейля и дуем. Получаем много пены, к которой и прикладываем лист бумаги. Получаем красоту.

Можно взять готовый раствор для мыльных пузырей . Открываем, выливаем в чашку, добавляем краску (я опять же добавляла свою любимую цветную тушь), опускаем трубочку, дуем и радуемся.

Можно взять несколько чашек с разными цветами краски и прикладывать лист, создавая узор слой за слоем.
Примечание. Обязательно застелить газетами все поверхности в радиусе одного метра от чашки с мыльными пузырями, так как лопаются они, создавая огромное количество брызг, в которых будет все вокруг

VII. Практическая работа. Педагоги отрабатывают технологию тонирования бумаги мыльными пузырями.

IV. Подведение итогов. Просмотр творческих работ. Обсуждение результатов. (Например, в каких работах можно применить данный фон. Привести образцы детских работ с данным фоном). Предложить для тонировании использовать другие средства: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.

Прежде чем стать самостоятельным видом графики , рисунок прошел длительный и сложный путь. Вначале его роль была лишь вспомогательной. Художники создавали на бумаге эскизы, картоны, этюды и наброски к картинам. Для этого использовались не высококачественные, дорогие сорта бумаги, а более дешевые. Она, как правило, не всегда была белой, а имела определенный тон. Художники часто использовали его как уже готовую пространственную среду, помогающую более точно распределить изображаемые формы. Когда силы тона не хватало, бумагу прокрашивали каким либо оттенком, специально тонировали, грунтовали.

В эпоху Возрождения этот прием применяли многие мастера. Во первых, такая бумага подготавливала общую тональную гамму рисунка, во-вторых, - можно использовать рисовальные материалы светлее бумаги. Тем самым расширитьрисовальные возможности рисунка. Малыми средствами можно было сделать живописно богатую, тонально разработанную работу. Да и времени уходило меньше, не надо было заштриховывать значительные площади листа. Возможно, поэтому подготовительные рисунки к станковым картинам и монументальным росписям выполнялись на цветной и тонированной бумаге. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Антонелло да Мессина, Рубенс, Рембрандт,Ватто, Гольбейн, Егоров, Брюллов - дали классические образцы такого рисования.

Рассмотрим несколько вариантов рисунка на тонированной бумаге : рисунок одноцветным материалом, в два цвета. И в два цвета плюс цвет светлее бумаги. Вначале подберите бумагу, соответствующую вашему замыслу. Цветные и тонированные бумаги выпускаются зарубежными фирмами «Энгр», «Бристоль», «Фабриано». Наши отечественные фабрики специально цветных бумаг для рисования не выпускают. Можно применять оберточные, упаковочные и декоративные сорта бумаги. Но цвет их не долговечен, быстро выгорает под воздействием света. Поэтому лучше загрунтовать белую бумагу в нужный для вас цвет темперой или гуашью, акварелью, рисовальным соусом, даже отваром чая. Старые мастераработали на бумаге, загрунтованной клеевыми красками. Каждый большой мастер предпочитал бумагу определенного тона, не потому ли выпускаемые бумаги имеют название по их именам: зеленая - Веронезе, светло-серая - Тициан, коричневая - Гвидо Рении.

Материалом для рисования могут служить различные по мягкости карандаши (угольные, свинцовые, восковые), уголь, сангина, сепия, соус, бистр, тушь. А также материалы светлее бумаги: мел, белые карандаши и пастель, белила темперные или гуашевые. Прежде чем приступить к самому процессу рисования, нужно тщательно продумать весь ход предстоящей работы. Каким-либо одним материалом - карандашом, углем, сангиной - рисунок ведется как и на обычной белой бумаге, только с учетом воображаемой тонально-пространственной среды. При рисовании несколькими материалами, в основном двумя - темным и светлым, бумага окажется среднимтоном. И следует в первую очередь покрывать все наиболее темные места рисунка. И только когда тональное решение найдено, рисунок прорабатывается светлым материалом (мел, белила). Делается это в тех местах, где форма активно освещена, или там, где локальная окраска светлее формы. Средним полутоном в этом случае будет служить сама бумага Рисунки А. Дюрера и А. Егорова являются хорошим примером такого рисования.

Можно также применять еще один дополнительный цветной материал, например, сангину, сепию или мягкий коричневый карандаш. В сочетании с белилами, углем и черным карандашом средний тон бумаги дает богатейшие возможности для передачи живописно-пространственного состояния

Как и чем можно равномерно затонировать бумагу? и получил лучший ответ

Ответ от Ms. Zholdasova[мастер]
заваркой или кофе, валиком либо губкой. Главное не затереть, прежде чем нанести второй слой, подождите пока первый просохнет.
Так же можно смочить марлю в кофе (или чае) того же размера что и лист, аккуратно перенести ее на формат, дождаться когда бумага немного подсохнет (но не пересушивайте, иначе марля может оставить ворсинки на поверхности листа) Снимаете, дожидаетесь полного высыхания и вперед! В этом случае вы получаете вместе с тоном еще и имитацию рельефа и шероховатости

Ответ от Карина Миниахметова [активный]
Тонирование бумаги начинается с подбора краски определенного тона. Лучше всего брать анилиновые краски (для окраски тканей) . Их разводят в горячей воде до получения нужной насыщенности и разливают в плоские ванночки. Когда краска остынет, в нее погружают лист бумаги и быстро снимают его, держа пальцами или пинцетом за два угла с одной стороны, и помещают на наклонную, лучше стеклянную поверхность. Так быстрее стекает вода, и бумага получается ровноокрашенной. Окрашенную бумагу можно также развесить для просушки. Когда она просохнет, ее проглаживают горячим утюгом с обеих сторон, чтобы не осталось никаких морщин и складок.
Один и тот же раствор краски можно использовать несколько раз для того, чтобы получить несколько тонов бумаги разной насыщенности, начиная от более темного до все более и более светлого тона. Для этого надо раствор краски разбавлять горячей водой.
Тонировать бумагу можно и по-другому, используя жидкую цветную тушь. Ею равномерно покрывают лист белой бумаги в одном направлении крупной мягкой кистью или ватным тампоном на палочке. Тонируют также крепко заваренным чаем или кофе. При изменении концентрации раствора получают коричневые, золотистые, охристые оттенки.
При окраске бумаги надо помнить, что различные красители сильно окрашивают пальцы рук и отмыть их бывает трудно. Поэтому следует надевать детям, если они принимают участие в окраске, резиновые перчатки или напалечники. Чтобы избежать этого, иногда окрашивают бумагу из пульверизатора в несколько приемов, прикрепляя бумагу кнопками на горизонтальной поверхности. После просушки бумагу проглаживают теплым утюгом


Ответ от Frindessa [гуру]
Бумагу можно затонировать гуашью нужного оттенка с добавлением ПВА или акрилом. Тонируют, набивая краску на лист поролоновой губкой. Получается исключительно ровная цветная поверхность.


Ответ от Mayolity [активный]
Есть такая техника изобразительного искусства - отмывка. Чтобы лист оставался ровным после высыхания, его натягивают на доску (целиком окунают в воду от этого она станет больше, потом кладут на доску, натягивать сильно не надо, по краям прикрепить кнопками с торца доски, потом все высохнет и бумага натянется равномерно по доске и пузырей не останется) . Далее можно взять баночку, туда налить воды, и капнуть немного акварели нужного цвета (т. е чтобы вода была прозрачной и с легким оттенком) , Можно взять мягкую широкую кисть и мокая в подкрашенную воду наносить жидкость начиная сверху сверху горизонтальными слоями но так, чтобы вода не потекла и внизу на листе оставалось немного воды и далее промакиваете весь лист. Потом сушите, если оттенка мало, то делаете еще слой, потом еще, и чем больше будет слоев - тем будет темнее и ярче, а т. к раствор прозрачный - Вы не испортите лист и сможете регулировать тон.
Еще можно сделать это кроющими материалами - гуашь или темпера, темпера не пачкается и более равномерна, наносить валиком. Можно также натянуть лист, на доску - тогда бумага не покоробится как обычно, а высохнет и будет идеально ровной.


Ответ от Ales Fisher [гуру]
Лучше всего тонировать акварелью, а ещё лучше, индийским чёрным чаем – только настоящим, а не бодяжным.
По некоторому мнению, общая заливка однородного тона крупных размеров легче наносится на сухую поверхность, чем на увлаженную или мокрую бумагу. Вариации степеней влажности бумаги или легкие морщины и деформация (это касается даже натянутой бумаги) вызывают прерывистость и неоднородность тона в завершенной заливке. Конечно, данные эффекты могут стать неотъемлемой частью экспрессивной природы картины и успешно применяться художником, но для обеспечения однородности тона они крайне нежелательны, поэтому рекомендуется применять в работе сухую бумагу. Создание заливки - аспект акварельной живописи, который совершенствуется с приобретением опыта. Независимо от типа используемой кисти - мягкой круглой или плоской для заливок - методика работы практически одна и та же. Разбавьте краску до необходимой консистенции и смешайте несколько больший объем краски, чем, по вашему мнению, необходимо для покрытия прорабатываемого участка. Помните, что при высыхании тональность заливки слегка осветляется по сравнению с ее тоном в момент нанесения. Глубину тона можно оценить непосредственно перед нанесением заливки на рабочую поверхность: просто обработайте краской небольшой кусок бумаги и быстро высушите его с помощью фена.
1. Наполните кисть краской. Затем кончиком кисти нанесите серию горизонтальных мазков. Краска скапливается вдоль нижней границы каждого мазка и "подбирается" в процессе нанесения следующего. 2. Следует всегда сохранять на кисти достаточный объем краски. Если кисть начинает терять свой "заряд" краски, погрузите ее в приготовленный колер, наполните и быстро возобновите работу - продолжайте наносить мазки.
Различные мазки. Используя плоскую кисть, наносите все мазки в направлении от левого края листа к правому. При работе круглой кистью мазки можно наносить слева направо и затем в обратном направлении.


Ответ от Jeka Jeka [гуру]
лучше всего губкой если бумага не слишком велика, так проще и лучше и быстро!!!