Неналоговые платежи за пользование водными объектами. Платежи за пользование водными ресурсами

  • Дата: 29.05.2019

Плата за использование водных ресурсов существовала в России еще в 1920-30-е гг. Она взималась с единицы орошаемой поверхности для возмещения расходов по эксплуатации водохозяй-ственных систем. Плательщиками являлись юридические и фи-зические лица, а облагаемой базой - сельскохозяйственный доход. С завершением коллективизации водный сбор был отменен. В 1949-1956 гг. в СССР платили за воду, подаваемую оро-сительными системами. Размер платы определялся пропорцио-нально эксплуатационным расходам управлений оросительных систем. В 1982-1998 гг. существовала плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем.

Следует подчеркнуть, что чем больше неопределенность в правовых вопросах, тем выше уровень отсутствия безопасности и риска экономических отношений. Среди нынешних бразильских авторов, которые оказали наибольшее влияние на экономические и экологические проблемы, мы можем поставить пару Раба Бенакуше и Рене Санта-Круз, которые принесут нам следующую связь между экономическими инструментами и экологическими стандартами.

Экономические инструменты - это средства для достижения определенных заранее определенных целей, в данном случае определенных экологических стандартов. Эти инструменты могут использоваться параллельно или в дополнение к другим инструментам. В отличие от других инструментов, экономические свойства влияют на преимущества и издержки экономических агентов, изменяя их действия в благоприятных условиях. Они переходят на финансовый трансфер от частных агентов к правительству или позволяют создавать новые рынки.

Водным кодексом РФ от 16.11.1995 г. предусмотрена система платежей, связанная с пользованием водными объектами:

плата за пользование водными объектами (водный налог);

плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов.

На момент вступления в силу ВК РФ плата за пользование водными объектами взималась в форме платы за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, которую уплачивали организации еще в советское время.

Первую категорию можно резюмировать следующим образом. Это был Пигу, как было сказано ранее, который сформулировал этот принцип. Исходя из того факта, что «безвозмездность» Окружающей среды, в основном, отвечает за ухудшение состояния окружающей среды. Это равносильно утверждению, что происходит восстановление «истины цен», то есть экологический ущерб имеет стоимость и должен покрываться загрязнителем.

Следует отметить, что совокупность всех этих государственных мер, добавленных к анализу инвестиций с учетом стратегических аспектов, связанных с окружающей средой, была ключевой проблемой для текущего экономического цикла как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Согласно Кодексу плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, должна перечисляться в целевой бюджетный фонд восстановления и охраны водных объектов для финансирования мероприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов. Однако положения Водного кодекса, а также другие его нормы, касающиеся взимания платежей и порядка их распределения между бюджетами, в настоящее время не применяются, поскольку в целях со-вершенствования действующей налоговой системы РФ был принят закон от 06.05.1998 г. «О плате за пользование водными объектами», объединивший плату за пользование водными объектами и плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов, в один платеж - плату за пользование водными объектами. Закон действовал до конца 2004 г., а с 01.01.2005 г. в РФ введен водный налог, предусмотренный гл. 25.2 «Водный налог» НК РФ и меняющий отдельные положения действовавшей платы.

Сборник по использованию водных ресурсов при проверке существующей юридико-экономической литературы в первом анализе соответствовал бы между экономическими инструментами, однако он может приобретать предвзятость на рынке прав на загрязнение8, в зависимости от регулирование, предоставляемое государственным учреждением. Это связано с возможностью взимания платы за использование водных ресурсов в качестве продажи квоты загрязнения.

Состояние Мату Гроссо - это картина всей этой потери автономии. И эта потеря усугубляется отсутствием использования альтернативных средств, предусмотренных законом. Указывая на вышеупомянутые моменты, мы четко имеем взаимосвязь между окружающей средой и экономикой, а точнее, между водными ресурсами и экономикой.

Плательщики водного налога - организации и физические лица, осуществляющие специальное или особое водопользование. При этом водопользованием признается юридически обусловленная деятельность граждан и юридических лиц, связанная с использованием водных объектов, а названные субъекты, которым предоставлены права пользования этими объектами, называются водопользователями.

В целом, государство-член может использовать обвинения в использовании водных ресурсов в качестве инструмента макроэкономических манипуляций и может отталкивать или отговаривать секторы экономики в зависимости от их социально-экономической и социальной значимости.

Окончательные аспекты: первые гипотезы и проблемы, на которые нужно ответить. Наши первые гипотезы можно перечислить следующим образом. Затраты на использование водных ресурсов следует классифицировать как юридико-экономический инструмент для интернализации негативных внешних факторов, вызванных водопользователями. И каково экономическое значение таких определений? Понятно, что это воздействие повлияет на рынок в целом, так как сумма начисленных будет передана по окончательным ценам. Основным сектором, затронутым микроэкономикой, будет производственный сектор, включая основные отрасли промышленности, агроиндустрии и фермеры, поскольку все они используют значительные объемы воды для осуществления своей экономической деятельности.

Специальным водопользованием признается использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств. Оно осуществляется только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов. К специальному водопользованию относится пользование водными объектами или их частью для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения, потребностей в воде сельского хозяйства, промышленности, энергетики, водного транспорта, лесосплава, добычи полезных ископаемых из водных объектов, торфа и сапропеля и для иных надобностей, строительства зданий, причалов, портовых и других сооружений (кроме сооружений для защиты от вредного воздействия вод и улучшения качества вод), а также для сброса сточных вод, если указанные виды водопользования производятся с применением определенных Министерством природных ресурсов РФ сооружений, технических средств и устройств, например сооружений по механическому и самотечному забору воды из поверхностных водных объектов, плотин, шлюзов и других водорегулирующих сооружений, гидравлических электростанций, мелиоративных систем, судов (кроме маломерных), используемых в транспортных целях, сплаву леса в плотах и кошелях и ряда иных.

Опять же, в макроэкономическом плане, может ли быть эффективное создание спроса путем манипулирования сбором для использования водных ресурсов? Или же их манипуляции станут похожими на инструмент, наиболее одобренный сторонниками монетаристской пьесы, процентная ставка, влияющая на поставку водных ресурсов так же, как кредиты?

Плата за использование водных ресурсов. Денежная оценка окружающей среды. Сан-Паулу: Макон Книги делают Бразилию. Экономико-экологические основы взимания платы за использование ресурсов. Секретариат государства по координации и планированию штата Мату-Гросу.

Особое водопользование водных объектов, находящихся в фе-деральной собственности, предоставляется по решению Прави-тельства РФ для обеспечения нужд обороны, федеральных энер-гетических систем, федерального транспорта, а также для иных государственных и муниципальных нужд.

Специальное и особое водопользование осуществляются на основании лицензии и договора пользования водным объектом, заключаемого водопользователем и органом исполнительной власти субъекта РФ.

В: «Журнал права и экономики», т. 3, вып. 1-44. Курс налогового права. 13а. ред. Сан-Паулу: Сарайва. Торонто: Университет Торонто Пресс, Экономическая конституция, свобода инициативы и конкуренции. Порто Алегри: Сержио Фабрис. Экономический порядок в конституции 4-го издания, Сан-Паулу: Малхейрос.

Водное право: правовая дисциплина пресной воды. Вклады. Рынки воды и сельского хозяйства. Вопрос об использовании водных ресурсов в Бразилии и необходимость их рационального использования в целях их неисчерпания. В: Журнал сельского права, Брасилия. Бразильская политическая экономия.

Водопользователь-гражданин может использовать водные объекты для собственных нужд либо для осуществления предпринимательства. При этом для собственных нужд гражданин вправе свободно использовать водные объекты. Но при осущест-влении предпринимательства он может делать это уже только после получения лицензии. И в этом случае он уже как предприниматель является плательщиком водного налога.

Конституционная классификация налогов. Экологическая экономика: управление затратами и инвестиции. Курс экономики: введение в экономическое право. Сан-Паулу: журнал судов. Закон и экономика в глобализированном мире: сотрудничество или конфронтация. Правовые основания законопроекта об использовании вод в штате Сан-Паулу. В: Затраты на использование воды.

Предложение о взимании платы за использование воды изучается в Эспириту-Санто. Сбор уже применяется в некоторых бассейнах страны, как в случае бассейна Рио-Дос, который находится в ведении Союза. Он фокусируется на всех, кто потребляет воду и рассчитывается на основе потребления.

Таким образом, физические лица, не занимающиеся предпринимательством, связанным с использованием водных объектов, и, соответственно, не имеющие специальных лицензий, не являются плательщиками водного налога.

В случаях когда водопользователи получают воду через систему ЖКХ, они не являются плательщиками, поскольку здесь нет факта специального и особого водопользования, осуществляемого через лицензирование.

Значение будет определяться соглашением между гидрографическими бассейновыми комитетами, органами, ответственными за управление водными ресурсами, пользователями и государственной властью. Полученные деньги направляются в комитеты и используются для восстановления бассейнов.

Плата за использование воды уже производится в бассейне. Бассейн управляется Союзом, и все собранные деньги предназначены для восстановления реки и ее притоков. В дополнение к сельскому производителю, который оплачивает сбор воды, промышленность и потребители также будут обременены. Сегодня сумма, уплаченная за воду, взимается водопроводной компанией за счет сбора и распределения. При выставлении счетов счет будет также оплачиваться с комиссией, которая поступает непосредственно в бассейновые комитеты.

Объектами обложения являются следующие виды пользования водными объектами:

забор воды из них;

использование их акватории, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

их использование без забора воды для целей гидроэнергетики;

их использование для целей лесосплава в плотах и кошелях.

Таким образом, объектом обложения является вид водопользования, а не целевое использование уже добытой воды.

Я использую воду, захваченную в «Сладком». Это очень маленькая ценность, но в дополнение к каждому, это много значит, - сказал Гильсе. Гильсе говорит, что с тех пор, как сбор уже создан, замечательная экономика в использовании воды и увеличение инвестиций в оптимизацию использования воды в Досе.

Биллинг служит для обучения населения, чтобы люди использовали только то, что им нужно. Когда вы берете плату, вы заставляете людей использовать количество воды, которое им действительно нужно. Еще один положительный момент заключается в том, что вы можете использовать функцию коллекции, которая будет использоваться только в этом бассейне, поэтому функция действительно вернется и превратится в проекты для восстановления бассейна, - пояснил он.

Одновременно НК РФ определяет перечень видов водопользования, при осуществлении которых не возникает объекта обложения:

забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые или природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;

забор воды для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

Коллекция Пока нет точного прогноза для начала сбора, но семь из 13 комитетов уже готовы к плану бассейнов. Комитеты, которые имеют планы бассейнов, уже оправдывают сбор. Каждый комитет устанавливает цены и взимает индивидуально. По словам Гильсе Морейры, в бассейне Гуанду, который охватывает притоки Рио-Дос, все уже готово к началу сбора.

В Гуанду у нас все готово, но выставление счетов еще не утверждено, потому что у нас нет механизмов для получения этих денег. Деньги отправляются непосредственно в комитет, но государство, выдающее билеты, и способ, которым это будет работать, пока не определено, поэтому мы не можем взимать плату, - сказал он.

забор воды для санитарных, экологических и судоходных попусков;

забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река-море) плавания воды для обеспечения работы технологического оборудования;

забор воды и использование акватории для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов; использование акватории для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов; использование акватории для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;

По словам госсекретаря по сельскому хозяйству, снабжению, аквакультуре и рыболовству, Октачано Нето, правительство выступает за сбор, но для его вступления в силу комитеты должны завершить свои бассейновые планы. «Государственное правительство предлагает политическую поддержку, но для того, чтобы сбор вступил в силу, комитетам необходимо завершить свои планы», - сказал секретарь.

Гранты Другой формой контроля за водными ресурсами является предоставление прав на водопользование. Грант - это разрешение, которое помогает государственным органам контролировать, как и сколько воды используется. Это уже обязательно для всех, кто ловит воду прямо из рек и прудов, но на практике она не взимается, как следует в Святом Духе.

использование акватории для проведения мониторинга вод-ных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

использование акватории для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, ме-лиоративного, рыбохозяйственного, водно-транспортного, водопроводного и канализационного назначения; использование акватории для отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;

Слишком мало людей имеют грант, потому что у нас нет двух чрезвычайно показательных сведений: сколько воды производится в каждом бассейне и какова потребность в воде. Но для того, чтобы получить плату, вы должны иметь регистрацию, тогда регистрация и грант являются шагом для сбора, - сказал секретарь Октачано. С кадастром и планом бассейна можно будет узнать, сколько каждый производитель использует воду и, следовательно, рассчитывает, сколько платить за воду.

С предоставлением также будет возможно предложить преимущества производителям, которые хорошо используют воду, в ущерб тем, кто тратит впустую водные ресурсы. В государственном законодательстве есть компенсация за экологическую работу, поэтому нам нужно обратиться за помощью, в том числе, чтобы компенсировать производителя, который заботится о источниках и производит воду.

использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений; особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства; забор воды для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организа-ций и граждан;

Зарядка может повысить эффективность использования. воды. Комитеты Во время 1-го заседания Государственного комитета Эспириту-Санто, состоявшегося в четверг, при поддержке сети «Газета», председатели комитетов бассейнов Эспириту-Санто защищали коллекцию.

Зарядка - важная проблема, которая не решит и не разрешит проблемы с бассейном, но это поможет. Президент Капикшабского форума комитетов водоразделов Элио де Кастро сказал, что этот вопрос по-прежнему остается табу, но его необходимо обсудить обществом. Без сбора нет возможности управлять водными ресурсами. Между коллекцией и самыми большими проблемами у нас есть очень тесные отношения, - сказал он.

забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;

использование акватории для рыболовства и охоты.

Предммет обложения зависит от видов водопользования. Предметом может выступать:

вода, забранная из водного объекта;

предоставленное водное пространство;

количество выработанной электроэнергии;

То, что стоит еда, - это нехватка воды, это не плата, потому что она даже не существует. Вода имеет экономическую ценность, и это то, что сегодня обременяет нас, - сказал он. Понимать, кто должен платить? Каждый, кто использует воду. Для промышленных предприятий и сельских производителей, которые собирают воду непосредственно из водоемов, сбор производится через билет, выданный государственным правительством. Для потребителей плата взимается за счет воды, направляемой компанией по снабжению региона, но поступает непосредственно в комитеты.

Как будет работать биллинг? Плата не является налогом или штрафом. Это ставка, используемая для восстановления бассейнов, выплачиваемая непосредственно Комитетам водоразделов. Сколько будет заряда? Размер сбора определяется комитетами вместе с правительством штата и гражданским обществом. Он оплачивается в зависимости от количества используемой воды.

древесина, сплавляемая в плотах и кошелях на определенное расстояние.

База обложения. Четырем облагаемым видам водопользования соответствуют четыре особых вида налоговой базы. База обложения определяется как:

объем воды, забранной из водного объекта, - при заборе воды*. База не уменьшается на потери воды при заборе и транспортировке и на объем воды, переданной своим абонентам. Если водопользователь осуществляет забор воды как для удовлетворения собственных нужд, так и для передачи другим во- допотребителям, то базой является весь объем забранной воды, включая воду, переданную своим абонентам;

площадь предоставленного водного пространства - при использовании акватории, за исключением лесосплава в плотах и кошелях.

Для определения площади акватории, используемой плательщиками, применяются «Рекомендации по нормативам определения площади акватории водных объектов, используемой водопользователями» Министерства природных ресурсов РФ.

Для водопользователей, эксплуатирующих подводные, надводные коммуникации, трубопроводы, кабели связи и другие сооружения, рекомендована следующая формула:

Вг х В + Р,

где? - площадь используемой акватории;

В1 - ширина сооружения;

В - ширина реки;

Р - площадь охранной зоны (принимается в соответствии со Строительными нормами и правилами водопользователя);

количество произведенной электроэнергии - при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях, выраженного в тысячах кубометров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100, - при сплаве древесины.

По каждому облагаемому виду водопользования база определяется плательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта. Так, при заборе из нескольких рек расчет базы должен производиться раздельно по каждой реке независимо от того, что ставки могут быть одинаковы по их бассейнам. А если ставки различны по одному и тому же объекту (если, например, на нем осуществляются разные виды водопользования), то база опреде-ляется также раздельно по каждому водному объекту.

Если в отношении водного объекта установлены различные ставки, база определяется плательщиком применительно к каждой ставке.

Налоговым периодом по водному налогу признается календарный квартал.

Ставки водного налога установлены непосредственно в НК РФ и не могут быть изменены ни Правительством РФ, ни законодательными органами субъектов РФ, которые к тому же лишены права на предоставление льгот. Ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам и видам водопользования в абсолютной величине (в рублях) за единицу измерения налоговой базы (1 тыс. м3 воды; 1 км2; 1 тыс. кВт-ч; 1 тыс. м3 леса на 100 км сплава).

Из далее приведенных таблиц следует, что по бассейнам одних и тех же водных объектов могут быть установлены разные ставки платы. Например, Волга протекает по территории семи экономических районов, в которых применяются четыре разные ставки по бассейну этой реки. То же касается Дона (четыре экономических района - четыре ставки налога) и ряда других водных объектов. Таким образом, при пользовании водными объектами, расположенными в разных субъектах РФ и входящими составной частью в бассейн какой-либо одной реки, водопользователь должен исчислить налог с применением разных ставок. Ставки устанавливаются в следующих размерах: 1. При заборе воды:

Из поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленный квартальных (годовых) лимитов водопользования (табл. 4.5);

Территориального моря РФ и внутренних морских вод в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования (табл. 4.6).


2. При использовании акватории:

Поверхностных водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях (табл. 4.7);


Территориального моря РФ и внутренних морских вод (табл. 4.8).


При использовании водный объектов без забора воды для целей гидроэнергетики (табл. 4.9).


4. При использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях (табл. 4.10)


При исчислении водного налога за пользование акваторией водного объекта ставка установлена в тысячах рублей за 1 км2 в год. Поэтому налог за отдельно взятый налоговый период (квартал) исчисляется как У4 суммы налога, исчисленной по годовой ставке.

Следует отметить, что ставки за забор воды, использование акватории водных объектов установлены только по внутренним водным объектам, территориальному морю и внутренним морским водам; таким образом, на исключительную экономическую зону РФ юрисдикция налога не распространяется.

Установлены несколько льготных ставок: ставка при заборе воды для снабжения населения - 70 руб. за 1 тыс. м3 воды. Условия, связанные с таким забором, должны отражаться в лицензии, выдаваемой МПР РФ. Если снабжение населения осуществляется не непосредственно плательщиком (забранная вода передается другим организациям) и в лицензии не указано соответствующее целевое использование воды, то ставки за пользование водными объектами, связанное с забором воды для населения, данным плательщиком не применяются.

К забору воды для водоснабжения населения относится забор воды только для водоснабжения жилого фонда - городского, сельского, поселкового (государственного, му-ниципального, индивидуального, кооперативного, общественного, находящегося на балансе предприятий и организаций) .

Потери воды при заборе и транспортировке до населения относятся к собственным нуждам организаций ЖКХ, и водный налог за данные объемы забранной, но впоследствии потерянной воды исчисляется по общеустановленной налоговой ставке;

В 2005 г. плательщики, осуществляющие эксплуатацию объектов теплоэнергетики и атомной энергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения, исчисляют налог по ставкам с коэффициентом 0,85 при заборе воды для технологических нужд по объемам забора воды в пределах установленных лимитов. Если водопользователь самостоятельно не осуществляет эксплуатацию объектов теплоэнергетики, а только передает им забранную воду, он исчисляет налог по ставке без применения коэффициента.

Водопотребление в России нормируется. При превышении установленных лимитов забора воды налоговые ставки приме-няются в пятикратном размере. Лимиты водопотребления утвер-ждаются МПР РФ в целом на год или на месяц и указываются в лицензии. Лимиты водопотребления устанавливаются по каждому водному объекту, виду водопользования, а также могут определяться по целям использования забираемых вод (для соб- ственныгх производственных нужд, для подачи сторонним водо- потребителям-организациям, для водоснабжения населения и т. д.). Так как налоговым периодом по водному налогу определен квартал, то и величина фактического забора должна сравниваться с квартальным лимитом забора. Если водопользователю установлен только годовой лимит, то квартальная величина лимита исчисляется делением величины годового лимита на четыре. Если же утверждены месячные лимиты, то суммируются лимиты месяцев, составляющих тот или иной квартал.

Порядок исчисления. Сумма налога по итогам каждого налогового периода определяется плательщиком самостоятельно как произведение базы и соответствующей ей ставки. Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, в отношении всех видов водопользования.

Порядок и сроки уплаты. Водный налог уплачивается по месту нахождения используемого водного объекта. Если используются несколько водных объектов, в том числе расположенных на территориях разный субъектов РФ, то налог уплачивается по месту каждого водного объекта.

НК РФ не оговаривает решение вопроса о порядке уплаты налога при нахождении водного объекта на территории нескольких субъектов РФ. Однако при решении вопроса об уплате водного налога следует руководствоваться тем, что объектом обложения является пользование водным объектом и уплата налога должна производиться по месту фактического водопользования. Кроме того, договором пользования водным объектом, расположенным на территории нескольких субъектов РФ, который водопользователь заключает со всеми органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ либо с их согласия с одним из этих органов, могут быть определены параметры объекта обложения соответствующего субъекта РФ.

Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Поскольку налоговый период для всех водопользователей одинаков, то при пользовании водными объектами в течение 2005 г. налог подлежит уплате за 1-Ш кварталы не позднее соответственно 20 апреля, 20 июля, 20 октября этого года, а за IV квартал налог вносится не позднее 20 января 2006 г.

Налоговая декларация представляется плательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта обложения в срок, установленный для уплаты налога. Известно, что плательщик обязан встать на налоговый учет по месту каждого водопользования. Иными словами, декларация должна представляться в налоговую инспекцию, которой подведомственна территория, где осуществляется соответствующее водопользование.

Плательщики - иностранные лица представляют также ко-пию налоговой декларации в налоговый орган по местонахож-дению органа, выдавшего лицензию на водопользование, в срок, установленный для уплаты налога.

(пп. «ф» п. 1 ст. 19), введенный взамен платы за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем. Взимается на основании Федерального закона от 6 мая 1998 г. № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами» (с изм. от 31 декабря 2001 г.).

Плата за пользование водными объектами в целях осуществления забора (добычи) воды из подземных источников осуществляется в соответствии с законодательством РФ о недрах.

Плательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели , непосредственно осуществляющие пользование водными объектами (кроме подземных водных объектов, воды которых содержат полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды) либо используются для получения тепловой энергии) с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащее лицензированию в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 1 Федерального закона от 6 мая 1998 г. № 71-ФЗ).

Объектом платы признается пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств в целях:

  • осуществления забора воды из водных объектов;
  • удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде;
  • использования акватории водных объектов для лесосплава, осуществляемого без применения судовой тяги (в плотах и кошелях), а также для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, для проведения буровых, строительных и иных работ;
  • осуществления сброса сточных вод в водные объекты.

Не признается объектом платы пользование водными объектами в целях:

  • забора воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
  • забора воды сельскохозяйственными предприятиями и (или) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для орошения земель сельскохозяйственного назначения, централизованного водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики, а также садоводческих и огороднических объединений граждан. Настоящее положение действует до 1 января 2003 г.;
  • забора воды для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
  • размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей природной среды от вредного воздействия вод, если иное не установлено законодательством РФ;
  • проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также государственных научных исследований, геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
  • осуществления рекреации без применения сооружений, спортивной охоты и любительского рыболовства;
  • осуществления организованной рекреации лечебными и оздоровительными учреждениями, находящимися в государственной и муниципальной собственности, а также учреждениями и организациями, предназначенными для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей, финансируемыми за счет средств соответствующих бюджетов или профсоюзов;
  • забора воды для санитарных, экологических и судоходных попусков;
  • проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;
  • использования водных объектов для размещения и строительства отдельно стоящих гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;
  • строительства (реконструкции) осушительных систем на участках низовых болот (водно-болотные угодья);
  • сброса дренажных, шахтных и карьерных вод, если концентрация вредных веществ в них не превышает концентрацию таких веществ в водоприемнике (ст. 2 Федерального закона от 6 мая 1998 г. № 71-ФЗ).

Платежная база в зависимости от вида пользования водными объектами определяется как:

  • объем воды, забранной из водного объекта;
  • объем продукции (работ, услуг), произведенной (выполненных, оказанных) при пользовании водным объектом без забора воды;
  • площадь акватории используемых водных объектов;
  • объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты (ст. 3 Федерального закона от 6 мая 1998 г. № 71-ФЗ).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 6 мая 1998 г. № 71-ФЗ минимальные и максимальные ставки платы устанавливаются в следующих размерах:

  1. 60,0-370,0 р. за одну тысячу м куб. воды, забранной из водных объектов в пределах установленных лимитов, - для плательщиков, осуществляющих забор воды;
  2. 2,0-7,0 р. за одну тысячу м куб. воды, забранной из территориального моря и внутренних морских вод, - для плательщиков, осуществляющих забор воды;
  3. 4,0-20,0 р. за одну тысячу кВт ч вырабатываемой электроэнергии - для плательщиков, осуществляющих эксплуатацию гидроэлектростанций;
  4. 680,0-1 400,0 р. за одну тысячу м куб. древесины, сплавляемой в плотах и кошелях, на каждые 100 км сплава - для плательщиков, осуществляющих сплав леса;
  5. 5,2-21,9 тыс. р. в год за один кв. км площади использования акватории водных объектов - для плательщиков, осуществляющих добычу полезных ископаемых, размещение объектов организованной рекреации, плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, а также проведение буровых, строительных и иных работ;
  6. 7,0-55,0 р. за одну тысячу м куб. сточных вод - для плательщиков, осуществляющих сброс сточных вод в водные объекты в пределах установленных лимитов (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 6 мая 1998 г. № 71-ФЗ в ред. Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 111-ФЗ).

Минимальные и максимальные ставки платы в вышеуказанных пределах по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам устанавливаются Правительством РФ (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 6 мая 1998 г. № 71-ФЗ).

До утверждения законодательными (представительными) органами субъектов РФ новых ставок платы по категориям плательщиков в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 111-ФЗ, прежние ставки платы, установленные в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 6 мая 1998 г. № 71-ФЗ (в ред. от 30 марта 1999 г.), с 1 января 2002 г. применяются с коэффициентом 2 (ст. 2 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 111-ФЗ).

Ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ.

Ставки платы за пользование водными объектами, связанное с забором воды для водоснабжения населения, устанавливаются минимальными. Размеры ставки платы за такое пользование водными объектами не должны превышать 60,0 р. за одну тысячу куб. м воды, забранной из водного объекта. Данное положение действует до 1 января 2003 г. (в ред. Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 111-ФЗ).

При заборе или сбросе воды сверх установленных лимитов (месячных или годовых) ставки платы для плательщика в части такого превышения увеличиваются в пять раз по сравнению с установленными ставками платы.

При пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) ставки платы увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, обычно устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии (разрешения).

Данное положение не может служить основанием для освобождения плательщика, осуществляющего пользование водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения), от ответственности, предусмотренной законодательством РФ (ст. 4 Федерального закона от 6 мая 1998 г. № 71-ФЗ).

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе устанавливать льготы по плате для отдельных категорий плательщиков в пределах суммы платы, поступающей в бюджет соответствующего субъекта РФ (ст. 5 Федерального закона от 6 мая 1998 г. № 71-ФЗ).

Плательщик определяет сумму платы самостоятельно. Сумма платы по итогам каждого отчетного периода определяется исходя из соответствующих ставки платы и платежной базы с учетом льгот. Внесение плательщиком платы по итогам каждого отчетного периода производится не позднее 20 календарных дней после истечения этого периода. При этом в те же сроки плательщик обязан представить в налоговый орган по месту регистрации налоговую декларацию , форма которой разрабатывается в установленном порядке МНС, а по месту пользования водным объектом - копию налоговой декларации.

Признаются доходы , уменьшенные на величину расходов.