Древние культуры перу и мезоамерики. Достопримечательности Перу: древние памятники цивилизации инков Основные памятники архитектуры древнего перу

  • Дата: 31.07.2020

Колыбель великой цивилизации инков – долина реки Урубамба восхитит вас своей красотой. А в верхней ее части находится столица инков – Куско. Обязательно стоит посетить знаменитые развалины, памятник культуры древней цивилизации – Мачу-Пикчу – это священный город инков в горах на высоте 2000 метров. На этом достопримечательности Перу не заканчиваются. Эта прекрасная земля богата удивительными реками Титикака и Амазонка.

Обязательно побывайте в вечнозеленых лесах Сельвы. И не забудьте заехать в город Арекипу, который построен из белого камня вулканического происхождения. Арекипа считается самым красивым городом страны . Еще можете бывать в таинственной долине Наска. Эта местность славится огромными геометрическими фигурами животных, которые видны даже с космоса. Ученые никак не могу разгадать тайну происхождения и назначения этого творения. Может вам удастся? И, конечно, вас ждет прекрасная столица Перу – Лима – город королей.

Совершенно любой каприз отдыхающего можно выполнить в этой частичке Латинской Америке . представлены в курортной форме, экстремальной и уникальной. Вы можете отдохнуть на прекрасных песчаных пляжах, которые выглядят как нарисованный пейзаж. Для активных туристов предлагаются другие интересные развлечения в виде дайвинга, альпинизма, серфинга или рафтинга. А для матерых активных туристов зеленый оазис Уакачина предложит вам покататься на сноубордах по песку. А уникальность Перу в ее историческом наследие, которым можно полюбоваться в музеях или лично приехать и погулять в полуразваленных древних городах.


Помимо знаменитых древних исторических памятников есть и другие интересные места Перу . В городе Куско обязательно стоит посетить большой рынок, ты вы пропитаетесь всей перуанской атмосферой. Стоит посетить провинцию Чачапояс. Дорога до нее займет около двух дней, но это того стоит. Там можно полюбоваться прекрасными лесами, крепостью на горе Куэлап, гигантским водопадом Гокта. Не торопитесь быстро покидать город Арекипа, ведь там находится каньон с глубиной до 4 160 метров, а это больше знаменитого каньона в Колорадо. Также в Перу есть каньон Колко. Отличается невероятной красотой дождевой лес в городе Икитос. И это еще далеко не все достопримечательности , которыми так богата страна.


Некой тайной наполненный экскурсии Перу , которые обязательно включают в себя посещение пирамид. В городе Чан Чан находится знаменитая пирамида, которая является храмом Солнца и Луны. В Эль-Брухо есть уникальная пирамида Као, которая украшена цветной рельефной резьбой. Эти места показывают, какая невероятная доколумбовая история Перу . Другие экскурсионные туры включают в себя посещение реки Амазонки и озера Титикака. Можно выбрать и спокойные экскурсии по городам, музеям и памятникам.


Вся страна наполнена прекрасными историческими, природными и архитектурными памятниками, которые просто необходимо увидеть своими глазами. В столице Лиме можно посетить памятник колониальной архитектуры – кафедральный собор Санта-Доминго, который был построен в 16 веке. В этом соборе находится усыпальница Франциско Писсаро. В административном центре Аякучо можно посетить другой кафедральный собор на центральной площади, также в центре есть обелиск, который возведен в честь победы в битве при Аякучо в 1824 году и памятник Хосе Сукре. Но, конечно, основную славу принесли древние памятники Перу , которые будоражат фантазию и вызывают восхищение.


Музеи Перу

Нельзя уехать домой, не посетив интересные , которые покажут наглядно, как богато наследие этой страны. В Лиме есть музей Ларко, который посвящен местной истории и доколумбовым цивилизациям. Один из крупнейших музеев истории во всей стране – музей Нации, который тоже находится в Лиме. В Куско есть музей, который хранит таинственное доколумбовое искусство. А в Кальяо есть крепость короля Филиппа, которая стала музеем перуанских вооруженных сил. И посетите обязательно белоснежный выставочный дворец в Лиме, он заставит вас восхититься.

Самое крупное государство Нового Света - государство инков - просуществовало чуть более трехсот лет. А имперский период, когда инки подчинили себе почти всю западную часть южноамериканского континента, длился и того меньше - около 80 лет.

Но за столь короткий промежуток времени инки и подчиненные им народы создали огромное количество материальных ценностей. Большая их часть была уничтожена испанцами. Но памятники монументальной архитектуры разрушить полностью не удалось. - И сохранившиеся до наших дней образцы древнего зодчества не только вызывают восхищение, но и ставят перед исследователями целый ряд практически неразрешимых вопросов.

Многотонные пазлы

Столица империи инков - город Куско расположен в живописной долине в самом центре Анд. В период расцвета империи это был тщательно спланированный город, разделенный сначала на два сектора - Верхний и Нижний, а позже разбитый на четыре района. Здесь были сконцентрированы основные ритуальные и административные постройки инкского государства: дворцы верховных инков, главные храмы империи, такие, как Кориканча - храм Солнца.

Но подавляющее большинство зданий в первые десятилетия после захвата города конкистадорами были разобраны. Тщательно обработанные строительные блоки инкских построек пошли на возведение зданий победителей-испанцев. Большая часть центра колониального Куско возведена из строительного материала инков. Но и та незначительная часть древних построек, которая дожила до наших дней, неизменно вызывает изумление строительным гением древних мастеров. В самом центре Куско расположен дворец инки Рока, шестого правителя инков.

Остатки его циклопических стен больше напоминают не дворец, а неприступную крепость. Они сложены из гигантских андези-товых блоков весом в несколько тонн каждый. Андезит - вулканическая горная порода, по твердости близкая к гранитам и базальтам, она чрезвычайно трудна в обработке. Но древние перуанские строители обращались с ней, как художник с глиной. Стены дворца, как и многие другие монументальные постройки, сложены в технике так называемой полигональной кладки.

В данной строительной технике использовались обработанные блоки разных размеров и формы, углы некоторых блоков имели фигурные вырезы, соответствующие вырезам соседних блоков. Обычно монолиты имеют два-три таких угла, но некоторые - до 10 и даже 12! За счет такого приема достигалось максимальное сцепление между блоками, что имело жизненно важное значение для такого сейсмоопасного района, коим является Куско.

Но каким образом укладывались монолиты весом в несколько тонн (а порой и более десяти тонн) так, чтобы искусно вырезанные углы и пазы входили друг в друга как фрагменты пазла? При этом древние строители не использовали никакого раствора, то есть укладывали блоки -на сухую*.

Исследователь перуанского зодчества Жан-Пьер Протцен из Калифорнийского университета (Беркли) в начале 90-х годов прошлого века провел целую серию экспериментов для восстановления технологии обработки камня, использовавшейся древними строителями Перу.

Для обработки андезитовых блоков он использовал разного размера каменные отбойники, обнаруженные в древней инкской каменоломне Хуаккото, расположенной в 19 км от Куско. Именно отсюда брался камень для построек в столице. Протцен наглядно на практике доказал, что при помощи набора разных по весу галек можно за несколько часов превратить кусок андезитовой породы в прямоугольный блок. И еще несколько часов потребовалось исследователю для того, чтобы сделать на паре блоков соответствующие выемки и углы в технике полигональной кладки.

Снятый в ходе экспериментов фильм демонстрирует, что исследователь выполнял все виды работ без особого труда. Для подгонки полигональных блоков он несколько раз ставил маркеры и, прикладывая один блок к другому, выявлял неровности, которые и удалял, получая таким образом идеально совпадающие поверхности.

Казалось бы, вот и решение загадки древней строительной технологии! Однако для эксперимента Протцен использовал блоки весом не более 10 кг. Поэтому он без особых усилий мог их вертеть, переворачивать, примерять друг к другу.

Но в постройках древних перуанцев таких маленьких блоков очень мало. Они использовались, как правило, для вставок между большими блоками, средний вес которых составлял 200-300 кг. А крупные блоки в тех же постройках весили от 2 до 10 тонн. Как их могли при помощи метода Протцена вертеть и примерять по нескольку раз для достижения идеального сопряжения поверхностей соседних блоков Считается, что строительный инструментарий инков был чрезвычайно простым.

Благодаря археологическим исследованиям известно, что из измерительных инструментов у инков имелись простейший отвес и уровень, представлявший собой плоскодонный сосуд, заполненный водой. И каким образом древние строители умудрялись поднимать многотонные блоки на значительную высоту и возводить из них идеальную кладку? Там, где сегодня кладка сохранилась без повреждений, в стыки между полигональными блоками не входит не то что лезвие ножа, между ними невозможно засунуть угол банкноты!

Жан-Пьер Протцен в своей работе, посвященной итогам экспериментов, писал, что ему удалось продемонстрировать, как инки добывали и обрабатывали камень и как подгоняли готовые блоки. Но он честно признал, что не представляет себе, каким образом древние строители грузили, транспортировали и поднимали эти огромные монолиты.

Тянитолкай

В 40 км к северо-западу от Куско находится Ольянтай-тамбо - еще один чрезвычайно примечательный памятник индейской архитектуры. Город расположен в верховьях реки Урубамбы в начале так называемой Священной долины инков, которая вела к Мачу-Пикчу. До настоящего времени памятник сохранился очень хорошо. Современный поселок построен на фундаментах инкских домов и сохранил доиспанскую планировку улиц. Но не это является главной достопримечательностью Ольянтайтамбо. Рядом с поселением на высоком скальном выступе ближайшей горы расположен храмовый комплекс.

Он поднимается над долиной на высоту около 60 м. На вершину ведет единственная узкая каменная лестница, сбоку от которой раскинулся каскад из 17 земледельческих террас.

На вершине скалы покоятся остатки циклопического сооружения, которое без всяких на то оснований называют храмом Солнца. Это здание разрушено, хорошо сохранилась только передняя стена, сложенная из шести огромных монолитов розового порфира.

Монолиты имеют высоту до 4 метров. Весь каждого из них достигает 20-25 тонн. Причем эти блоки не просто состыкованы друг с другом, между блоками втиснуты выполненные из того же материала узкие вставки шириной в 25 см.

Считается, что храмовый комплекс Ольянтайтамбо инки начали строить перед самым нашествием испанцев, и завоевание помешало закончить строительство. Свидетельство тому - несколько десятков гранитных блоков весом по 10 тонн и более, разбросанных на вершине холма, у его подножия и на дороге, ведущей к каменоломням.

Эти монолиты называют «уставшими камнями». Гранитные каменоломни, где вырубались блоки, расположены на другой стороне долины, на расстоянии в 4 километра, если считать по прямой. Каменоломни лежат на крутом, примерно в 40″, склоне горы на высоте около 900 м над долиной. Возникает ряд закономерных вопросов: как индейцы могли спустить по такому склону многотонные блоки, затем переправить их через бурную горную реку Урубамбу (ширина ее здесь - около 50 м), протащить несколько километров по долине и поднять по такому же крутому склону на высоту в 60 м? Принято считать, что индейцы для подобных работ использовали деревянные катки и канаты.

Но здравый смысл заставляет усомниться в возможности проведения подобных работ.

В Ольянтайтамбо «уставшие камни» лежат не только на дороге, ведущей к каменоломням, но и вокруг развалин храма Солнца, и внизу, на территории поселка, в прямо противоположном от каменоломен направлении. И это свидетельствует о том, что они не были брошены по пути, а, скорее всего, являются результатом разрушения древнего храмового комплекса. Инки, пришедшие сюда последними, не были в состоянии даже сдвинуть монолиты весом в 15-20 тонн и поэтому оставили их там, где они лежали.

Танцы со скалами

Хорошо известен другой архитектурный шедевр древнего Перу - Мачу-Пикчу, который еще называют «Городом в небесах». Он расположен на склоне горы, возвышающейся над долиной реки Урубамбы на высоте 2 400 м. Крутым серпантином к нему поднимается узкая однополосная дорога, по которой сегодня и попадают туристы в этот древний город.

Комплекс Мачу-Пикчу демонстрирует практически весь набор строительных техник, известных в инкское время. Большинство построек сложено из грубо обработанных камней неправильной формы. Более значимые здания возведены из однотипных прямоугольных блоков из того же андезита. Полигональная кладка встречается, но редко. И она не столь изысканна, как в Куско.

В центре комплекса находятся главные ритуальные постройки, так называемый Главный храм и Храм трех окон. Их стены сложены из прямоугольных блоков весом в 100-200 кг. Но покоятся они на огромных обработанных монолитах, чей вес достигает 15-20 тонн. Кстати, здесь же, в центре, лежат несколько таких же монолитов, которые не уложены в кладку. На основании этого факта ученые делают вывод, что город был брошен до окончания строительства.

В центре ритуальной части комплекса расположено необычное сооружение, которое сегодня называют Интиуатана («привязь Солнца»).

Это естественный скальный выступ, тщательно обработанный для придания скале определенных геометрических очертаний.
В центре конструкции возвышаются остатки вертикального столба. Ученые считают, что Интиуатана играла роль солнечных часов, по которым инкские астрономы определяли смену сезонов.

Но удивительно то, что в Мачу-Пикчу находится около десяти подобных скал, тщательно обработанных, порой имеющих отполированные во всю длину выступа грани, выемки, ступеньки. Предположительно, такие полуобработанные скалы древние перуанцы использовали в качестве алтарей.

Загадки древних каменьщиков

Поражает беспрецедентность и разнообразие строительных и архитектурных техник, которые использовали древние перуанцы. Многие исследователи полагают, что циклопические стены были возведены неизвестными мастерами задолго до инков. Инки, пришедшие в эти места последними, переняли часть древнего строительного мастерства. Современные инженеры и строители, которые интересуются вопросами перуанского строительного искусства, не могут понять и тем более объяснить саму техническую возможность подобных техник.

Как спустить и поднять по крутому склону монолитный блок весом в 15-20 тонн? На деревянных катках при помощи веревок? Как погрузить такой блок на деревянный плот, качающийся на волнах горной реки? Как при помощи примитивнейших инструментов воздвигнуть здание со стенами полигональной кладки, не имея специальной подъемной техники? И это еще далеко не все вопросы, которые возникают при близком знакомстве с архитектурным наследием древних каменщиков Перу. Быть может, они владели принципиально иными строительными технологиями, о которых мы сегодня даже не имеем представления?

Андрей ЖУКОВ, кандидат исторических наук

Другой крупный центр культурного развития индейских народов находился в северной части Южной Америки. Земледельческие племена Андского плоскогорья уже в первых веках нашей эры были знакомы с употреблением меди и, следовательно, находились на этапе энеолита. Из сельскохозяйственных растений они кроме кукурузы возделывали также картофель. С 3 в. до н. э. передовую роль в развитии культуры начинают играть племена, жившие на Тихоокеанском побережье Перу. Они создали мощный племенной союз, возглавленный народностью мочика, просуществовавший до 7 в. 3атем центр культурного развития народностей Андов перемешается с приморских долин на гористые местности Неру и Боливии. Здесь народ аймара создал в своем главном поселении Тиахуанаку целый ряд замечательных памятников культуры и искусства. Под воздействием Тиахуанаку в 8- 10 вв. находилось большинство индейских племен Центральных Андов.

В 10 в. ведущая роль снова возвращается к приморским областям, после того как Тиахуанаку внезапно прекращает свое существование. Наблюдается расцвет обособленных друг от друга местных стилей в искусстве прибрежных городов. В начале 15 в. народ кечуа, живший в горных районах, создает примитивное рабовладельческое государство, во главе которого стояла династия Инков. Пользуясь применением бронзового оружия, представлявшего собой в то время последнее слово военной техники, кечуа завоевывают приморские области и подчиняют их себе.

Успешными завоевательными действиями инкские правители создают огромное государство, охватившее в период своего расцвета территорию современных Перу, Боливии, Эквадора и частично Чили. В 1530-1532 гг. банда испанских авантюристов под руководством Франсиско Писсарро завоевывает Перу и кладет начало колониального господства Испании в Южной Америке.

В некоторых областях архитектуры народы Древнего Перу сделали значительный шаг вперед по сравнению с архитектурой народов Центральной Америки. Основные строительные принципы, однако же, были одинаковыми как в Центральной, так и в Южной Америке. Так, например, древние перуанцы, как и народы Центральной Америки, знали только ложный свод.

Известно, что одинаковый строительный материал нередко влечет за собой возникновение близких архитектурных форм. Поэтому не удивительно, что архитектура приморских народов Перу более близка, например, к архитектуре тольте-ков Центральной Америки, чем к архитектуре своих непосредственных соседей - жителей нагорных областей Перу и Эквадора, шире применявших в строительстве тесаный камень твердых пород. Дворцы и храмы обитателей Чан-Чана, Пачакамака, Моче, Чикама и других городов побережья, так же как и в Центральной Америке, стоят на невысоких платформах и близки по плану и общим очертаниям к центральноамериканским памятникам. Многие постройки, судя по дошедшим до пас изображениям в керамике, имели кровельный гребень. Эта близость между двумя культурными областями подчеркивается и наличием на побережье Перу большого количества пирамидальных сооружений. В большинстве случаев, однако, назначение этих пирамид в Перу было иным, чем у народов Центральной Америки, - они чаще всего предназначались для коллективных захоронений-обычай, очевидно, восходящий еще к периоду родового общества. Высота их обычно колеблется от 4 до 40 м. Но так называемая Пирамида Солнца, находящаяся на южной стороне реки Моче, при высоте 00 м имела длину основания свыше 240 м. Развитию этих погребальных сооружений несомненно способствовал существовавший издавна в Древнем Перу обычай бальзамирования трупов. В отличие от центральноамериканских пирамид некоторые ступенчатые пирамиды Перуанского побережья имели в плане не прямоугольную, а круглую форму.

Наиболее внушительным и интересным архитектурным комплексом доинкского периода являются развалины Тиахуаиаку - колоссального архитектурного ансамбля, расположенного на территории современной Боливии. Тиахуанаку был создан в 8-10 вв. народностью колья, или аймара. Многие здания остались недостроенными, что указывает на какое-то неожиданное событие, прекратившее жизнь города. Развалины городища занимают несколько квадратных километров; наиболее интересными архитектурными памятниками среди этих развалин является так называемый Храм Солнца, или Каласасайя, Акапана и Пума-Пунку.

Акапана первоначально был естественным холмом, который строители Тиахуанаку искусственно выровняли и придали ему форму шестнадцатиугольника. Затем Это сооружение было обнесено мощными оборонительными стенами, имевшими как выступающие, так и вогнутые углы, - такое расположение обеспечивало большую неприступность. Холм был разделен на три возвышающиеся одна над другой террасы, в чем сказалось влияние крепостной техники побережья. На верхней террасе, поднятой на 15 м выше уровня равнины, на которой расположен холм, находились многочисленные здания, сконцентрированные вокруг большого водохранилища, облицованного тесаным камнем. О размерах Акапаны можно судить по площади этой верхней террасы - она равна 32,5 тыс. кн. м. Оборонительный характер этой постройки не оставляет сомнений, хотя возможно, что в мирное время Акапана служила и местом для культовых празднеств.

Иной характер имеет Каласасайя. Это обширное прямоугольное здание длиной 129 м и шириной 118 м стояло на сравнительно невысокой двухъярусной террасе. Стены были образованы из колоннады монолитных столбов, промежутки между которыми были заполнены каменной кладкой. В настоящее время кладка расхищена для постройки церкви в соседнем селении. Вход, обращенный на восток, начинался широкой монолитной лестницей, расположенной немного севернее центра здания. Уже сама ширина Каласасайя указывает, что это сооружение не имело кровли. Внутри этого гигантского прямоугольника находилось святилище С8хб4 м, расположенное также на двухъярусной прямоугольной террасе.

О назначении Каласасайя учеными высказывалось немало предположений, вплоть до самых фантастических. В действительности же Каласасайя являлся зданием, предназначенным для нужд культа. На это его назначение указывает и комплекс полуподземных помещений, примыкающий непосредственно к Каласасайя и носящий условное название Дворца саркофагов, а также крупнейший скульптурный памятник Тиахуанаку - Врата Солнца, найденные в его ограде.

Об архитектуре инкского периода мы можем судить как по подробным описаниям очевидцев времен испанского завоевания, так и по сохранившимся до нашего времени руинам. До сих пор фундаменты и цокольные части зданий в Куско - бывшей столице инков - свидетельствуют массивной каменной кладкой о своем древнем происхождении, в то время как верхний этаж из легкого красного кирпича говорит уже об испанском времени. Большинство инкских дворцов и храмов сохранилось до нашего времени именно в таком виде.

Здания инкского периода представляли собой комплексы сравнительно узких, главным образом одноэтажных помещений, симметрично группировавшихся вокруг центрального двора. Стены были обычно очень массивными. Кровли, за очень редкими исключениями, настилались из камыша и соломы, но в сухом и прохладном климате перуанских нагорий они представляли достаточную защиту от непогоды. Фасады в большинстве случаев ничем не декорировались, внутри помещений в толще стен находились трапециевидные ниши для хранения утвари и других бытовых предметов. Окон или каких-либо отверстий для света не имелось, все освещение проникало только через дверь. Таким образом, отличительными чертами инкской архитектуры являлись прочность зданий, геометрическая простота их облика, симметричная уравновешенность отдельных частей и почти полное отсутствие декора. Особенно ярко эти черты сказываются в архитектуре крепостных сооружений, столь характерных для военного характера державы инков.

Одним из наиболее выдающихся сооружений инкского периода был главный Храм Солнца в Куско, носивший название Кориканча (Золотая ограда). Вскоре после завоевания, в 1534 г., он был отдан для монастыря монахам-доминиканцам. В результате их строительной деятельности здание полностью потеряло свой прежний облик и характер.

Согласно описанию одного из испанских очевидцев - капитана Сьеса де Леон, храм был обнесен тройной стеной, имевшей в окружности около 380 м. Прекрасно вытесанные камни были пригнаны друг к другу «в сухую», без применения раствора. По стене пробегал пояс из золотых пластин «в четыре ладони ширины и четыре пальца толщины», как говорит Сьеса де Леон. В главной стене имелся только один вход, ведущий с Площади Солнца прямо в главное святилище. Оно заключало в себе большую залу, посвященную Солнцу, и пять помещений меньшего размера. В последних находились святилища Луны, грома, планеты Венеры и зари, радуги и звезд. В центральной зале было воздвигнуто изображение бога Солнца в виде громадного диска из литого золота, украшенного драгоценными камнями. Перед ними поддерживался неугасимый огонь. Вокруг главных зданий располагались помещения жрецов и служителей храма, стойла для жертвенных лам, а также знаменитый «золотой» сад инков.

В целом, однако, архитектура древних народов Перу, несмотря на их большие чисто инженерные достижения (система кладки, антисейсмичность зданий и др.), в художественном отношении стояла все же значительно ниже архитектуры народов Центральной Америки. Большинство инкских зданий чрезвычайно похожи друг на друга. Этому единообразию в значительной степени способствовало почти полное отсутствие внешней декорировки.

Особо резкое различие между культурой прибрежной полосы и горных областей Перу проявляется в скульптуре.

Уже в древнейшем скульптурном памятнике нагорья, так называемом Монолите Раймонди - большой диоритовой призме, датирующейся последними веками до нашей эры, - мы видим отличительные черты скульптуры горных областей. Это прежде всего подчеркнутая стилизация и фантастическая символика изображений. На одной из сторон Монолита Раймонди помещено выполненное в низком рельефе изображение божества. В руках его, оканчивающихся когтями ягуара, два церемониальных жезла, на голове высокий головной убор. Наибольшее внимание зрителя, однако, привлекает лицо божества: оно квадратное и составлено из стилизованных изображений открытой пасти пумы с торчащими клыками, змеиных голов и др. Последняя черта сразу же приводит на память статую астекской богини Коатликуэ. При более внимательном рассмотрении можно Заметить, что головной убор божества составлен из тех же, но еще более стилизованных элементов. В целом полный сумрачной и грозной фантастики образ Монолита Раймонди связан с пережитками тотемизма, с магической символикой ранних форм религиозного сознания человечества.

Одним из наиболее значительных скульптурных произведений нагорья является рельеф на Вратах Солнца в Тиахуапаку. На колоссальном монолитном каменном блоке, имеющем форму буквы «II», с лицевой стороны высечен рельеф, изображающий верховное божество, стоящее на возвышении, с жезлами в обеих руках. Головной убор его состоит из лучеобразно расходящихся змей. Пропорции фигуры и лицо отдельными чертами напоминают божество на Монолите Раймонди: та же приземистость фигуры, неестественно маленькие ноги, то же широкое и квадратное по очертаниям лицо.

По обе стороны от верховного божества расположены в три ряда изображения второстепенных божеств или крылатых гениев, все они обращены к главном) божеству. Под ними помещен в меандровидном орнаменте ряд голов, напоминающих по типу лицо верховного божества, но меньшего размера.

Весь рельеф в целом, несмотря на его явную незавершенность, производит впечатление спокойствия и монументального величия. В Тиахуанаку сохранились каменные статуи, весьма условные по пропорциям и схематические по исполнению. Однако грубая мощь объемов, торжественная фронтальность композиции производят впечатление большой монументальности. Интересно, что поверхность торса этих статуй покрыта гравированными рисунками, близкими по сюжету фризу на Вратах Солнца.

Совершенно иной характер имеют памятники побережья Перу. У народов побережья Перу пластика в основном сводилась к фигурной керамике, стоящей на уровне, почти не превзойденном в дальнейшем.

Наиболее выдающимися из фигурной керамики народов Тихоокеанского побережья были сосуды племени мочика. Они были не только крайне разнообразны по форме, но часто покрывались росписями. Эти росписи - единственный, в сущности, вид живописи, известный нам на южноамериканском материке, поскольку сохранившиеся фрагменты фресок настолько ничтожны, что не дают возможности судить об эстетических достоинствах монументальной живописи народов Южной Америки. Развитие пластики у мочика знает три основных этапа. На первом из них сосуды имеют еще обусловленную утилитарными потребностями форму в виде шаровидного кувшина с отходящей от него вверху кольцеобразной узкой горловиной с венчиком наподобие узкой трубки. Рельефные украшения встречаются довольно редко и всегда помещаются на верхней части сосуда. В большинстве памятников ранней керамики мочика линеарный, графический элемент явно преобладает над пластическим. На белом или слегка желтоватом фоне тулова сосуда коричневой или черной краской изображены боевые сцены, эпизоды из повседневной жизни (охота, рыболовство, ткачество и т. д.) или мифологические сюжеты (сотворение мира, борьба героев со сказочными чудовищами и т. п.). Характерной чертой этих росписей является скорее графический, нежели живописный принцип изображения. Все внимание художника уделено контурам, детали даются не объемно, а лишь подчеркиваются несколькими уверенными и смелыми штрихами. Несмотря на некоторую связанность архаических поз, эти рисунки привлекают своей живостью, непосредственностью и острой наблюдательностью.

Следующий этап, именуемый некоторыми исследователями «зрелым стилем» мочика, несомненно, не только представляет собой новую, высшую ступень в развитии скульптуры у народов побережья, по и отражает какие-то большие сдвиги в их мировоззрении. Прежде всего следует отметить, что мифологическая тематика полностью исчезает из росписей, да и само расписывание сосудов применяется значительно реже. Сосуды теряют свою утилитарную форму - чаще всего они превращаются в изображение человеческой головы.

Прекрасные произведения этого времени, составляющие гордость многих музейных собрании, образуют замечательную сюиту выразительных, своеобразно реалистических портретов. Каждая характерная индивидуальная черта, способствующая портретному «узнаванию» изображаемого, резко подчеркнута. Надменный повелитель области в богатом головном уборе, слепая старуха, старый воин с вытекшим глазом, молодая женщина с распухшей и подвязанной щекой - каждая из этих портретных ваз не только ярко передает внешний облик изображенного, но в какой-то мере и общий склад его характера.

Мастера третьего, и последнего, этапа, в противоположность своим предшественникам, почти не изображали людей. Сосуды этого периода имеют самые разнообразные формы, среди них мы встречаем изображения животных, растений и различных плодов. Некоторые из этих фигурных сосудов радуют глаз живостью и непосредственностью в передаче натуры, хотя эти черты никогда не достигают подлинно реалистической силы и выразительности памятников предшествующего периода. Невольно останавливает на себе внимание сосуд в виде двух сидящих рядом обезьянок или в виде маленькой ламы, приготовленной к жертвоприношению и оглядывающей все вокруг испуганными большими глазами. В ряде случаев пластика сама оказывается уже не в состоянии решить поставленную задачу и ограничивается лишь передачей общих очертаний предмета, а остальные части восполняются живописью; последняя, впрочем, в этот период имеет исключительно вспомогательное назначение. В Неру высокого развития достигла не только керамика, но и вообще прикладное искусство, в частности богато орнаментированные ткани. Геометрический орнамент обычно имел определенный сюжетпо-символический смысл.

Хотя замечательные кумьтуры государств Центральной и Южной Америки были варварски разрушены конквистадорами, традиции этой культуры не исчезли бесследно.

Ее традиции - правда, в обедненном и измененном виде - продолжали жить в прикладном искусстве и частично в архитектуре этих народов также в колониальный период.

Современная художественная культура народов Южной и Центральной Америки, особенно Мексики, обращается к замечательным памятникам своего исконного наследия, подвергая их творческой новаторской обработке.

5.
Докерамический.
Докерамическая история в хронологическом окне Роуи, поделена на шесть 6 временных периодов, от I-го до VI-го.
Начинаясь с самого загадочного, I-го докерамического периода, охватывающего значительный интервал в семь с половиной тысячелетий (-18,0т-9,5т гг до нэ), с объектами в Окендо (Oquendo) и Красной зоне (Red zone) на Центральном побережье Перу.
Продолжаясь в ранних II втором (-9,5т-8,0т гг до нэ) и III третьем (-8,000-6,000 гг до нэ) периодах такими расположениями, как: Чиватерос, Лаурикоча, а позднее Ареналь, Токепала, Пуэнка и Плайя Чира.
В IV четвертом периоде (-6,0т-4,2т гг до нэ) на смену Чиватерос приходят Амбо (Ambo), Канарио (Canario), Сичес (Siches), Луц (Luz), а Токепала и Лаурикоча остаются, переходя в следующую фазу своего развития.
Лаурикоча, в своей третьей ступени продолжаются на протяжении всего V пятого (-4,200-2,500 гг до нэ) периода, очень интересного по своей сути, претендующего на право называться "ранним корпоративным".
Во всяком случае, возникают такие культуры, как Хонда и Вискачани. Такие сайты, как: Асперо в Супе, с его старейшими насыпями Уака де Лос Идолс и Уака де Лос Сакрифисиос, Эль Параиза и Уака Ла Флорида в долине реки Римак, были построены именно в это время.
Именно между долинами рек Чикама и Римак отмечается наибольшая концентрация построек "раннего корпоративного" периода (Мозли, 1978).
Длительный по времени Докерамический период в хронологизации Роуи завершается важным VI шестым периодом, хлопкового-докерамическим (Мозли, 1975), отмеченным множеством сайтов с конструкциями монументальной архитектуры. Это такие шедевры, как: Караль Норте-Чико (Norte Chico (Caral), Буэна Виста (Buena Vista), Касавилька (Casavilca), Кулебрас (Culebras), Вискачани (Viscachani), Уака Приета (Huaca Prieta) и, конечно же, Вентаррон (Ventarron).
6.
Установление керамических ориентиров.
Вновь послушаем Джейкобса:
"В своей работе 1962-го года, Роуи привязывает хронологию к хорошо известной последовательности для керамики в долине Ика (Ica) просто потому, что это прекрасная возможность для хорошего старта для основания детализированной хронологии для различных стилей керамики в этом регионе.
Керамика, существование которой является необходимым условием для окончания позднейшего Докерамического периода и перехода в Начальный период, появляется в долине Ика на рубеже около -1,800 гг до нэ.
Хронологическая система Роуи позднее была дополнена Мензелем (Menzel) и Ланнингом (Lanning, 1967), который использовал доступные на тот момент времени радиоуглеродные датировки".
Роуи-Ланнинг обозначили два значительных периода в истории цивилизаций Южной Америки, поделив культуры Древнего Перу на те, что развивались без следов присутствия керамики, и культуры, оставившие исследователям доказательства использования оной.
7.
Хлопковый-докерамический.
При упорядочивании хронологических периодов с учетом важного для расположений показателя наличия текстильных производств, получившаяся кипу периодов, получит еще и хлопковый период в докерамической истории перуанских археосайтов (далее по тексту также "сайт").
Джейкобс в своей компиляции подчеркивает: "Хлопковый-докерамический период, позже выделенный Мозли (Moseley, 1975) и получивший широкое признание (Quilter, 1991:393), в классификации Роуи
Позорски и Позорски относят к периоду -2,500-1,800 гг до нэ, к этому по-настоящему раннему (позднейшему докерамическому) периоду (Мозли, 1992:99)".
В хронологии Лумбрераса, Ранний формативный (Формационный период) слой от -1,800 гг до нэ. 200 нэ, включается в Керамический период.
В Формационном периоде, начинающим керамическую историю Древнего Перу, выделяются Ранняя Чирипа (Early Chiripa), Котош (Kotosh culture), Куписнике (Cupisnique), Торил (Toril) - считается что акведук Кумбе Майо был построен не ранее -1,000 гг до нэ., Лас Гальдас (Las Haldas), Сечин Альто (Sechin Alto), высокогорные Чавин (долина реки Мосна) и Викус (долина реки Пьюра).
Формационый период сменяется затем семисотлетним по продолжительности периодом "Региональных культур" (включающим в себя слои "Ранний промежуточный" Early Intermediate и "Средний Горизонт" Middle Horizon), в котором выделены развивавшиеся уже в новой эре: Моче (Мочика), Наска, Лима, Печиче, Пьюра, Тиуанаку, и добавляющиеся позже Уари, Лас Анимас, Рекуай, Гальинасо.
8.
Разнообразие локальных хронологий.
"Большинство хронологий, представленных экспертами для северного побережья Перу, относятся к отдельными выделенным долинам или к Пан-Андской хронологии. Датировки для долин Моче, Чикама и реки Виру, могут быть лишь примерно соотнесены с последовательностью для Северного побережья Перу (Watson, 1986:83). Согласно Ватсону, первые следы использования изделий из керамики на северном центральном побережье зафиксированы в период около -2,500-2,100 гг до нэ., а к -2,000 гг до нэ. керамика уже распространена во всем регионе весьма широко.
Доказательства использования текстильных технологий (выращивание/ использование хлопка) появляются в периоде около -2,500-2,400 гг до нэ. (Ватсон, 1986:83).
Высокогорные сайты вступают в Начальный период к -1,000 гг до нэ., примерно этим же временем, датирован наиболее старый из найденных там керамических осколков (Pozorski and Pozorski, 1987с:38).
Как можно заметить, локальная хронология в этом регионе весьма и весьма различна, и оперирование многими локальными хронологиями одновременно, возможно, только добавило бы неразберихи при всестороннем изучении вопроса. Таким образом, когда речь ведётся об абсолютной хронологии Южно-Американского цивилизационного центра, стоит рассматривать как ряд локальных цивилизационных хронологий, в той или иной момент времени своей древней истории получившим те, или иные, цивилизационные преимущества.
Суммируя все источники, усредненным рубежом Докерамического и Начального периодов в абсолютной хронологии Андского региона в целом, следует признать временную отметку около -1,800 гг до нэ".
.
источник - по тексту, размещенному на сайте Джей.Кью.Джейкобс, jqjacobs.net, 2001,
перевод и редакция - Вольный, Москва, 03-2016.
9.
Источники.
1955, Collier, D. Cultural chronology and change as reflected in the ceramics of the Viru Valley, Peru. Chicago: Chicago Natural History Museum.
1967, Lanning, E. P. Per; before the Incas. Prentice-Hall, Englewood Cliffs, N.J. Lumbreras, L. G. 1974 The Peoples and Culture of Ancient Per;. Smithsonian Institution Press, Washington, D.C.1974, The Peoples and Cultures of Ancient Peru by Luis G. Lumbreras, Betty J. Meggars.
1975, Moseley, M. E. The Maritime Foundations of Andean Civilization. Cummings Publishing Company, Menlo Park, California.
1986, Watson, R. P. C14 and Cultural Chronology on the North Coast of Per;: Implications for a Regional Chronology. In Andean Archaeology, Papers in Memory of Clifford Evans, edited by R. Matos M., S. A. Turpin, and H. H. Eling, Jr., pp. 83-129. Monograph XXVII, Institute of Archaeology, University of California, Los Angeles.
1987c, Pozorski, S. G. and T. G. Pozorski: Chavin the Early Horizon and the Initial Period. In The Origins and Development of the Andean State, edited by J. Haas, S. Pozorski and T. Pozorski. Cambridge University Press, Cambridge.
1991, Quilter, J. Late Preceramic Per;. Journal of World Prehistory 5(4).
1999, Kornbacher, K. D. Cultural Elaboration in Prehistoric Coastal peru: An Example of Evolution in a Temporally Variable Environment. Journal of Anthropological Archaeology 18.
2001, James Q. Jacobs, сайт jqjacobs.net, включая все первоисточники, указанные у автора.
.
Москва,
2403-2016.

Перу - официально республика Перу - страна в западной Южной Америке. Она граничит на севере с Эквадором и Колумбией, на востоке с Бразилией, на юго-востоке с Боливией, на юге с Чили, и на западе с Тихим океаном. Перуанская территория являлась родиной Норте Чико - цивилизации, одной из самых старых в мире. Также здесь существовала Империя Инков - наибольшее государство в Америке до Колумба. Испанская Империя завоевала область в 16-ом столетии и сделала её своей колонией. Страна получила независимость в 1821 году.

Перу сегодня - представительная демократическая республика, разделенная на 25 областей. Её география изменяется от засушливых равнин Тихоокеанского побережья к пикам гор Анд и тропическим лесам Бассейна Амазонки. Это - развивающаяся страна с прожиточным минимумом приблизительно 40 %. Её главные области деятельности включают сельское хозяйство, лов рыбы, горную промышленность, и производство продуктов, таких как текстиль.

Перуанское население в 28 миллионов, является многоэтническим, включая америндов, европейцев, африканцев и выходцев из Азии. Главный разговорный язык является испанским, хотя значительное количество Перуанцев говорит на Языке кечуа или других родных языках. Эта смесь культурных традиций привела к широкому разнообразию выражений в областях, таких как искусство, кухня, литература, и музыка.

Перу – одна из наиболее посещаемых стран Латинской Америки – территория этой страны содержит наибольшее количество памятников древней Империи Инков – Мачу-Пикчу, Куско и многие другие. Также в Перу находятся памятники таких древних культур, как Наска (линии Наска, которые видны только с космоса), памятники культуры Чавин и Кечуа.

Достопримечательности Лимы

Столица страны - Лима была основана в 1535 г., и в период Конкисты была политической и военной столицей испанских владений в Южной Америке. В наши дни этот огромный город, расположенный на берегу Тихого океана, считается одним из самых неблагоприятных для посещения - сухой и жаркий климат (среднегодовая температура около +26 С при 50 мм осадков), постоянный смог из "гаруа" и выхлопов автомобилей, скопление миллионов людей и машин создают Лиме репутацию "города, где никогда не светит солнце". Но тем не менее застроенный по четкой схеме исторический центр города Лима-Сентро с испанскими колониальными особняками и решетчатыми деревянными балконами (объявлен ЮНЕСКО одним из объектов Всемирного культурного наследия человечества), а также богатые кварталы окраин достаточно интересны.

Основными достопримечательностями столицы считаются центральная площадь Пласа-де-Армас с каменным фонтаном (XVII в., самое старое сооружение города), Кафедральным собором Санто-Доминго (1540 г., в нем расположена усыпальница Франциско Писарро) и Дворцом правительства, многочисленные здания колониальной эпохи, Архиепископский дворец и церковь Сан-Франсиско, в которой сохранились катакомбы колониального периода, площадь Пласа-де-Сан-Мартин со статуей Сан-Мартина, объявившего независимость Перу, два храма доинкского периода в Сан-Исидро, Музей инквизиции, Музей искусств, колоссальный Музей нации и уникальный Музей золота, Национальный музей археологии и антропологии, а также Музей керамики имени Рафаэля Ларко Эрреры.

Заслуживают внимания район театров и ресторанов Мирафлорес, богемный квартал Барранко - центр ночной жизни города, богатый приморский район Сан-Исидро, "улица влюбленных" Пуэнте-де-лос-Суспирос ("Мост вздохов"), ведущая к смотровой площадке с прекрасным видом на Тихий океан, а также целый ряд огромных "индейских рынков" (Мерчадо-Индио, Мирафлорес, Пуэбло-Либре, Парк Кеннеди и др.), которые считаются лучшими местами для шоппинга.

Окрестности города более живописны, чем столица. В 80 км от Лимы, на высоте около 3900 м, находится плато Маркауаси. Здесь сосредоточено огромное количество мегалитических скульптур и наскальных рисунков, происхождение которых до сих пор неизвестно. На скальном утесе в 29 км южнее Лимы лежит Пачакамак - место поклонения Божественному Творцу Земли, важнейший религиозный центр доинкского периода. В соседней долине Римак расположены загадочные сооружения Пуручуко и Кахамаркилья.

Другие достопримечательности Перу

Куско (Хосхо - "центр земли") - один из самых древних необычных городов мира. Куско был столицей империи инков. Название города переводится с языка индейцев кечуа как "пуп Земли". Он действительно был таковым в период наивысшего расцвета империи инков, простиравшейся от Перу до Чили и Аргентины. Из Куско начинаются экскурсионные маршруты. Например, в Писак - цитадель инков на вершине горной цепи, к Пирамиде Луны, в Чинчерос, типичную деревню индейцев кечуа, устраивающих по воскресеньям фольклорные базары. К северу-западу от Куско, на высоте примерно 3500 м. над уровнем моря, находится монументальный археологический комплекс Саксайуаман ("Хищная птица серокаменного цвета") - три параллельных зигзагообразных стены, каменный "трон Инки", 21 бастион, над которыми возвышаются мощные башни, каждая из которых была способна укрыть до тысячи воинов. В 80 км. от Лимы, на высоте приблизительно 3900 м., находится малоизвестное плато Маркауаси, поражающее гигантскими каменными скульптурами животных (слонов, черепах, верблюдов), в настоящее время не обитающих не только на территории Перу, но и во всей Южной Америки, и наскальными рисунками человеческих лиц.

Трухильо знаменит своими церквями и монастырями, археологическим музеем и колониальными особняками. Недалеко от Трухильо расположена столица древней империи Чиму - Чан-Чан, построенная из глины и камней. На возведение Пирамид Солнца и Луны пошли миллионы камней. Другую пирамиду - Као, украшенную цветными рельефами, можно увидеть в археологическом комплексе Эль-Брухо. В окрестностях города Чиклайо в 1987 году было обнаружено одно из самых впечатляющих захоронений в мире - "Усыпальница лорда Сипона". В ней при раскопках было найдено немало золотых и серебряных украшений. Другой археологический комплекс, открытый Туром Хейердалом, привлекает туристов в небольшой городок Тукумс.

В городах и селениях Сьерры чувствуется и 300-летнее влияние испанской культуры - католический стиль, храмы, обязательная центральная площадь Пласа-де-Армас ("Площадь Оружия"), прямоугольная "шахматная" застройка городов. Восточная часть страны, Сельва - влажный жаркий климат, тропический лес, бешеные истоки реки Амазонка, многочисленные крепости инкской культуры, многие из которых до сих пор затеряны в джунглях.

Одна из них - Мачу-Пикчу ("Мачу" в переводе с кечуа значит "старый", "пикчу" - "гора"), находящаяся недалеко от Саксайуамана, обнаружена лишь в 1911 г. Существует ножество предположений и гипотез, но так достоверно и неизвестно, когда возник этот город и кем он был основан. В сущности это целый комплекс археологических групп, число которых в настоящее время достигает 24 (и постоянно увеличивается в результате новых исследований), которые разбросаны на площади около 33 тысяч гектаров. Особый интерес посетителей вызывает Камень Солнца - "Интиуатана", который, как предполагают, играл роль астрономической обсерватории, Священная площадь, руины храма Трех окон, развалины различных сооружений, лестницы, которых здесь больше сотни, акведуки, пробитые в камнях.

Мачу-Пикчу – это древний город, затерянный в Андах, один из самых важных памятников цивилизации Инков. Благодаря стратегическому расположению в Андах, город не был захвачен испанскими конкистадорами, что спасло город от разграблений, и сейчас он является полностью сохраненным и самым важным памятником архитектуры Перу. Перу - всемирно признанный заповедник памятников прошлого. Культуры Чаван, Чиму, Наска, Тиахуанко, Мочика и, конечно, Инка оставили немало загадок - величественные руины Мачу-Пикчу, дворцов, пирамид, мавзолеев и культовых построек долины Ламбаске. Коста (побережье Тихого океана) привлекательно песчаными дюнами, стаями фламинго, бакланов, пингвинов, колониями морских львов. В пустыне Наска, кроме знаменитых загадочных рисунков, хорошо сохранились многочисленные памятники древних индейских культур Перу - Мочика, Чан-Чан, культовый и жреческий центр Пачакамак. В центральной горной части, Сьерре - великие Анды, глубочайшие ущелья, бурные реки, малодоступные селения.

Озеро Титикака, расположенное на границе Боливии и Перу, находится на высоте 3810 метров, это самый крупный в мире высокогорный судоходный водоем - его площадь составляет 8287 кв. км. Это древнее озеро сохранило до наших дней свою ихтиофауну, скорее океанскую, чем пресноводную, есть даже акулы.

Тиауанако - древний город-порт на берегу озера, находится на высоте 3625 м. над уровнем моря и занимает пространство в 450 тыс. кв. м. Данные математических и астрономических оценок относят сооружение Тиауанако приблизительно к 15000 году до н.э. Расположенные здесь руины впечатляющих сооружений имеют каменную кладку, примерно такую же как и в Мачу-Пикчу. Наиболее крупной и древней их этих построек является пирамида Акапана ("искусственная гора" на языке кечуа), высотой 15 м., длина стороны основания - 230 м.

Одна из "жемчужин" страны - знаменитая пустыня Наска, расположенная в департаменте Ика на юге страны, между реками Инхенио и Наска. Обширное (около 500 кв. км), почти квадратное каменное плато, лежащее в условиях жесткого аридного климата, испещрено видимыми только с воздуха загадочными рисунками колоссальных (от 40 м до 8 км) размеров, выполненных одной непрерывной линией, выбитой в камне. Дата их создания ориентировочно оценивается как 350-700 г. до н. э., но так до конца и неизвестно, для чего они были созданы. Несколько сотен разнообразных фигур - от квадратов и простых прямых до стилизованных изображений животных, птиц и людей в странном облачении (причем многие виды изображенных живых объектов просто не встречаются в районе Наска), покрывают огромную площадь, иногда пересекаясь друг с другом, иногда - тянутся строгими рядами на несколько километров.

Помимо рисунков, в Наска есть еще одна интересная достопримечательность - некрополь Чаучилья, относящийся к позднему периоду культуры Наска (около I в. н. э.).